- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О портовой инфраструктуре Израиля. Часть 2

«Порт залива» в Хайфе

30 октября 2014 года объединенная группа компаний Аshtrom и  Shafir Engineering была объявлена победителем международного тендера на строительство нового порта в  Хайфском заливе, под общим названием  «Намаль ха-мифрац» («Порт залива»). Стоимость проекта согласно тендеру, составлял  приблизительно 3,98 млрд шекелей (1.1 млрд долларов).

23 марта 2015 года китайская компания Shanghai International Port Group (SIPG) была объявлена победителем международного тендера на эксплуатацию «Порта залива» в Хайфе и получила тендер на концессии на эксплуатацию порта сроком на 25 лет, начиная с 2021 года. SIPG — является эксклюзивным оператором всех общественных терминалов в порту Шанхая, являясь при этом одним из основных акционеров Банка Шанхая и Почтового сберегательного банка Китая.

Стоит учитывать, что победа китайской компании, досталась им вопреки позиции США. Хотя в те годы Вашингтон, не так сильно оказывал давление на Израиль, по поводу китайских инвестиций. Зато сейчас, эта позиция кардинально изменилась. Так во время визита госсекретаря США М.Помпео 14 мая в Израиль, он рассказал о том, что Вашингтон беспокоит участие  компании из Китая в тендере на строительство крупного предприятия по опреснению морской воды, которое должно быть построено в районе Пальмахим. Видимо, премьер-министр Б.Нетаньяху правильно понял разговор с Помпео и не стал расстраивать американцев.  Стало известно, что Китаю отказали в участии в проекте по строительству опреснительной установки стоимостью в 1,5 млрд долларов, а победителем была признана израильская компания IDE.

По сообщениям интернет издания Arab48.com государственный секретарь США Майк Помпео во время  визита в Израиль так же призвал ограничить китайские инвестиции в таких местах, которые считаются стратегически важными для армии США, как порт Хайфы, который регулярно посещают американские военные корабли. Кроме того, Помпео предупредил израильтян, что Вашингтон прекратит делиться секретными сведениями с еврейским государством, если оно не отреагирует на угрозу, связанную с расширением сотрудничества с КНР.

В январе 2018 года Хайфский окружной комитет по планированию и строительству утвердил подробный план «Порта залива», но в качестве части своего решения он постановил исключить топливный порт из общего плана. В июле 2018 года был утвержден Комитет по сохранению прибрежной среды.  В сентябре 2019 года районный орган лицензирования одобрил заявки SIPG на три дополнительных разрешения на строительство в порту, мастерских и вспомогательных сооружениях, административных структурах и операционной зоне порта.

План строительства «Порта залива»  (Фаза A) в Хайфе предусматривает строительство контейнерного терминала на площади 810 дунамов (0,81кв.  км), способного обрабатывать до 1,1 млн TEU в год. План также предусматривает удлинение основного волнореза на 800 метров и строительство вторичного волнореза длиной 2100 метров. Длина планируемой основной платформы составит 800 метров при глубине воды 17,3 метра. Кроме того, будут построены три железные дороги для грузового поезда общей длиной 2100 метров внутри терминала, чтобы обеспечить эффективную транспортировку грузов и снизить нагрузки на транспортных маршрутах. Планируется, что «Порт залива» сможет принять первые корабли в начале 2021 года.

Однако планы развития, представленные Израильской портовой компанией в Комитет по планированию и строительству, вызвали множество возражений, которые были представлены рядом экологических активистов, «зеленых» организаций, «зеленых» партий из городского совета и даже членом совета Эйнат Калиш-Ротем, позже ставшей мэром города Хайфа. Администрация реки Кишон и Коалиция общественного здравоохранения потребовали, чтобы Израильская портовая компания внесла вклад в экологическое развитие и техническое обслуживание парка реки Кишон из-за необходимости сочетать муниципальные интересы с интересами портов в этом районе. Все требования, выдвинутые организациями и активистами, были отклонены районной комиссией по планированию и строительству и планы строительства «Порта залива» были утверждены.

В июле 2019 года ассоциация «Переход в Хайфу», цель которой — изменить лицо Хайфы в области экономики, образования и общества, присоединилась к требованию муниципалитета в ходе судебного разбирательства в окружном суде против плана «Порта залива». Ассоциация поддержала эту процедуру и присоединилась к требованию муниципалитета увеличить взлетно-посадочную полосу в аэропорту Хайфы до 2400 метров, чтобы ее можно было использовать для прямых международных рейсов в Европу и Азию. Согласно детальному плану морского порта, объекты будут построены в районе, предназначенном для расширения маршрута, поэтому возможность его расширения будет заблокирована. В итоге в августе 2019 года муниципалитет Хайфы и министерство транспорта договорились, что маршрут будет расширен до 2100 м брутто и 1900 м нетто, что устранит противодействие муниципалитета Хайфы «Порту залива».

Аэропорт Хайфы в настоящее время позволяет осуществлять внутренние рейсы в Эйлат и Сде Дов (Тель-Авив), а также международные рейсы в близлежащие пункты в бассейне Средиземного моря, такие как Кипр, Родос и Крит. Удлинение же полосы на 1800 метров позволит осуществлять рейсы в Западную Грецию и Болгарию. Взлетная полоса длиной 2400 метров позволит «охватывает всю Европу».

В настоящий момент строительства «Порта залива»  приближается к важному этапу – установке портовых кранов. В связи с этим 17 июля в порту причалило судно, прибывшее из Китая. На его борту четыре самых крупных в мире портовых кранов (длина плеча в каждом кране составляет 72 метра) и два крана, предназначенных для переноса контейнеров по территорию порта. Они принадлежат компании SIPG, которая будет эксплуатировать новый порт. По данным компании, каждый кран может одновременно поднимать два контейнера общим весом 60 тонн.

[1]

Согласно модели, которая практикуется в большинстве стран мира, Управление портов Израиля, отвечающая за развитие портовой отрасли, строит новые порты посредством подрядчиков, выигравших тендер на строительство. В свою очередь от международных операторов, выигравших тендер, требуется спроектировать, профинансировать, обустроить и оборудовать порты. Это включает в себя проведение коммуникационных и инфраструктурных систем, строительство зданий и производственных площадок. Кроме того, оператор несет ответственность за приобретение и установку эксплуатационного оборудования — кранов, транспортных средств, систем управления информацией и другого оборудования, необходимого для работы порта.

Так компания Israel Ports начала на этой неделе инновационный пилотный проект по передаче коносаментов с использованием технологии блокчейн на основе протокола Enterprise Ethereum. В пилотный проект, который может занять до года уже вложены сотни тысяч шекелей. В процессе передачи первого коносамента в системе участвовала судоходная компания Zim, которая уже запустила в прошлом году электронный коносамент на основе блокчейна на другой платформе и ряд других международных компаний. Технологическое решение для системы было предоставлено Microsoft. Согласно заявлению Israel Ports, «цель проекта заключается в повышении конкурентоспособности израильской экономики путем оптимизации транспортных процессов («порт без документов») и экономии ресурсов в торговых процессах при одновременном рассмотрении всей логистической цепочки поставок».

В рамках пилотного проекта комапния Zim в электронном виде выдала коносамент, который был передан экспортеру, а от него — импортеру в Украине через компанию Demco. Система позволяла в любой момент просматривать где находилась электронная накладная, параллельно с логистическим статусом партии руза (ее заход в порт, погрузка на судно и т.д.). По словам Israel Ports, «в проекте участвуют дополнительные партнеры из Израиля и всего мира, с которыми аналогичный процесс будет проведен позже». Пилотный проект проводится в рамках членства компания Israel Ports в Международной организации морских сообществ IPCSA.