- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О влиянии пандемии коронавируса на нефтегазовую отрасль Катара

Коронавирус, внезапно появившийся в Китае и за считанные недели распространившийся по всему миру, не мог не оказать влияние и на экономику и нефтегазовую отрасль Катара.  По данным онлайн-издания Middle East Eye, в прошлом году доходы от СПГ составили 45,3 млрд долларов (62%) от 73,1 млрд долларов экспортных поступлений Катара[i] [1]. Цены на СПГ привязаны к нефти, поэтому они также  резко опустились с марта 2020 года. Middle East Eye отмечает, что Катар экспортирует 77 млн тонн СПГ в год, но продает только 6 млн тонн на спотовых рынках для немедленных поставок. Большая часть доходов Катара от СПГ связана со среднесрочными и долгосрочными контрактами, и поэтому любое падение цен на нефть для них становится более ощутимым, чем для его покупателей.  «Около 85 % газовых контрактов Катара ощутят на себе это воздействие только через несколько месяцев, то есть только в сентябре. Это проблема, и эксперты пока не уверены в том, в какой степени объемы СПГ будут затронуты», – сказал высокопоставленный сотрудник связанной с государством катарской финансовой фирмы, который пожелал остаться неназванным[ii] [2].

В прошлом году Катар экспортировал в Азию 48 млн тонн СПГ, что составляет около 70% его продаж. В апреле с. г. цена катарского СПГ для Японии все еще составляла 10,12 долларов за mmBtu (британских термальных единиц), для Южной Кореи – 11,04 долларов, а для Китая — 10,44 долларов, сказал Middle East Eye  Энди Флауэр, независимый консультант по вопросам СПГ. С уменьшением спотовых цен на СПГ покупатели уже начали пересматривать долгосрочные контракты с Дохой. «Нет никаких сомнений в том, что переговоры возобновляются. Это может привести к тому, что воздействие будет перенесено на шесть месяцев вперед», – сказал катарский анонимный источник. Япония добивается уступок по контракту, который истекает в конце следующего года, а Южная Корея — по контракту, который заканчивается в 2025 году. «Покупатели в Японии и Корее ищут снижения цен в переговорах о продлении контрактов, срок действия которых истекает в течение следующих пяти лет», – сказал Э.Флауэр.

Само МЭА назвало влияние CОVID-19 на ситуацию с мировым СПГ «беспрецедентным», сказав, что  коронавирус спровоцировал «самое большое зарегистрированное ежегодное снижение потребления СПГ с момента масштабного развития рынка природного газа во второй половине 20-го века» и «в два раза бОльшим, чем последний спад в 2009 году, когда спрос на СПГ упал на два процента»[iii] [3]. Не ожидая V-образного экономического подъема, аналитики прогнозируют 40-50-процентное падение цен с  12 долларов за mmBtu год назад. «Во второй половине года доходы пойдут вниз. Учитывая, что цена на нефть вернулась к отметке около 40 долларов за баррель, мы думаем, что цена на СПГ будет составлять 6,50 долларов за  mmBtu (британских термальных единиц)», — считает Э.Флауэр. В то время как Катар может добывать СПГ от 1 доллара до 1,50 доллара за mmBtu (британских термальных единиц) – один из самых низких в мире – падение доходов повлияет на его и без того ограниченный бюджет.

Рост экономики Катара в 2019 году составил всего 0,1 %, а в этом году, по прогнозам Deutsche Bank, сократится на 3,5 %. «Влияние CОVID-19 и низких цен на нефть и газ с ранее существовавшими условиями вялого экономического роста и бойкота (с 2017 года во главе с Саудовской Аравией) не является хорошим вестником для сильной катарской экономики», — сказал Роберт Могильницкий, постоянный научный сотрудник Института арабских государств Персидского залива в Вашингтоне (Тhe Arab Gulf States Institute in Washington). Проблема состоит не только в падении цен, но и в падении самого спроса на СПГ, который будет зависеть от того, будет ли вторая волна CОVID-19 или нет. Там нет такой прямой связи, как CОVID-19 и нефть», — считает Джастин Даргин, эксперт по энергетике из Оксфордского университета.

Какие же меры предпринял Катар за время локдауна и карантина в отношении своей нефтегазовой отрасли? Начнем с того, что в начале апреля государственный министр по энергетике, президент и главный исполнительный директор Qatar Petroleum Саад Шерида аль-Кааби сообщил агентству Reuters о том, что из-за пандемии COVID-19 Доха отложит свои планы расширения мощностей по сжижению природного газа. Ранее предполагалось, что первая фаза проекта North Field East будет запущена в 2024 году, однако теперь дата запуска перенесена на 2025 год. При этом мощность нового СПГ-завода останется на плановом уровне. Когда заработают первые четыре линии, производство сжиженного газа в стране вырастет с 77 млн тонн до 110 млн тонн в год. А после запуска в 2027 году еще двух линий катарские мощности сжижения вырастут на 126 млн тонн СПГ в год.  Предполагалось, что Qatar Petroleum получит заявки от подрядчиков на строительство первых четырех из шести производственных линий еще в апреле, но в нынешних условиях подрядчики попросили предоставить больше времени для подачи заявок. В результате основные контракты на проектирование, закупки материалов и строительство, как ожидается, будут заключены только в IV квартале этого года. Соответственно, сроки сдачи завода в эксплуатацию отодвинутся на срок до полугода.

Также в начале апреля телеканал «Аль-Джазира» сообщил о том, что Катар, в середине апреля начнёт процесс привлечения облигаций на сумму более 5 млрд долларов, чтобы укрепить свои финансы на фоне глобальной пандемии коронавируса и нефтяной ценовой войны (цены на газ тесно связаны со стоимостью нефти, которая за последний месяц упала более чем на 50% — авт.). Также в качестве меры помощи национальной экономики Катара значительная часть средств поступит из национальных инвестиционных фондов. По данным Института международных финансов, сокращение активов из фондов в таких странах, как Катар, ОАЭ и Саудовская Аравия, может превысить 300 млрд долларов в этом году. Отметим, что в Дохе в рамках помощи частному сектору уже было выделено 20 млрд долларов.

Тем временем южнокорейский судостроительный гигант Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) ожидает гигантский контракт на строительство газовозов для Катара. Как сообщил катарский министр энергетики Саад Шерид аль-Кааби, планируется заказать у DSME сразу 60 новых СПГ-танкеров. В этой связи генеральный директор DSME Сунг Лип Джунг заявил, что большая часть действующего катарского флота СПГ была построена тремя основными верфями в Южной Корее.

22 апреля компания Qatar Petroleum и Китай заключили соглашение о резервировании мощностей для строительства судов для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), в том числе в рамках проектов компании по расширению Северного месторождения. По информации Qatar Petroleum, стоимость контракта может достичь 11 млрд риалов (более 3 млрд долларов). Соглашение было заключено между Qatar Petroleum и Hudong-Zhonghua Shipbuilding Group Co., Ltd. (Hudong), 100% дочерней компанией Китайской государственной судостроительной корпорации (CSSC). В соответствии с соглашением, значительная часть судостроительных мощностей Hudong по строительству судов СПГ будет зарезервирована за Qatar Petroleum до 2027 года. Проект расширения Северного месторождения позволит увеличить мощности по производству СПГ в Катаре с 77 млн тонн в год до 126 млн тонн в год. Программа создания флота судов для перевозки СПГ Qatar Petroleum является крупнейшей в истории производства СПГ и будет играть ключевую роль в удовлетворении потребностей в перевозках СПГ в рамках местных и международных проектов Qatar Petroleum, а также в обновлении флота СПГ в Катаре, отмечают в компании.

Заметным событием стало и то, что китайская государственная судостроительная корпорация и Qatar Petroleum начинают сооружение завода по производству судов для перевозки СПГ. Проект был подписан на сумму более 20 млрд юаней. Hudong Zhonghua Shipbuilding (Group) Co., Ltd. — дочерняя компания Китайской государственной судостроительной корпорации, выиграла крупнейший экспортный контракт в сфере судостроения в Китае и открыла новую эру для китайских проектов по строительству танкеров для СПГ. Как отметила газета «Жэньминь жибао», в рамках сделки с китайской госкомпанией на первом этапе «будет поставлено 60 танкеров для перевозки СПГ, чтобы поддержать запланированный план увеличения производства, а в ближайшие 10 лет количество новых танкеров для перевозки СПГ может превысить 100».

В начале июня с. г. компания Qatar Petroleum сообщила в своем пресс-релизе о том, что она сокращает расходы в нефтегазовой отрасли на 30% из-за низких цен на углеводороды. Об этом сообщил госминистр энергетики Катара и исполнительный директор Саад бен Шерида аль-Кааби. Он также отметил, что ситуация не повлияет на ее текущие планы добычи или расширения производства. «Мы посмотрели, чтобы быть более эффективными, в связи с низкими ценами на нефть нам пришлось применять более эффективную политику в различных областях. Таким образом, мы сократили расходы по всей нефтегазовой отрасли примерно на 30%, этого было достаточно для нас, но это не повлияет на наши текущие планы добычи или планы по расширению добычи», — сказал он[iv] [4].  Саад бен Шерида аль-Кааби также подчеркнул, что у Катара нет планов по сокращению добычи в связи с влиянием пандемии коронавируса на нефтегазовую отрасль. По его словам, проект по расширению восточной и южной частей Северного месторождения реализуется в полную силу. «Первая фаза по расширению восточной части даст возможность государству нарастить производство СПГ с 77 до 110 млн тонн ежегодно к 2025 году, а проект по расширению южной части увеличит производство с 110 до 126 млн тонн в год к 2027 году», — напомнил госминистр.

[i] [5] https://www.mees.com/2020/1/31/economics-finance/qatar-trade-surplus-dips-in-2019-as-lng-pricing-pressure-augurs-worse-to-come/dce6a870-442b-11ea-a789-6fd00d7416d7 [6]

[ii] [7] https://www.middleeasteye.net/news/qatar-gas-lng-market-oil-prices-dominance [8]

[iii] [9] https://www.iea.org/reports/gas-2020/2020-meltdown#abstract [10]

[iv] [11] https://al-sharq.com/article/09/06/2020/سعد-الكعبي-حرب-النفط-بين-السعودية-وروسيا-خطأ-فادح-ومستمرون-في-توسعة-حقل-الشمال [12]