- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов военно-технического сотрудничества Израиля и Индии в секторе вооружения ПВО. Часть 1

Как известно, на протяжении нескольких десятилетий основу системы противовоздушной обороны сухопутной границы Индии составляли зенитно-ракетные системы С-125 «Печора» советского производства, срок службы которых практически вышел, а модернизацию данных ЗРК могут осуществлять только некоторые предприятия ОПК Украины, однако в современной обстановке официальный Нью-Дели не может полагаться на украинских производителей ВВТ, поскольку последние ранее контактировали с ВС Пакистана.

Конечно, индийские специалисты предприняли попытку копирования и серийного производства С-125 под обозначением «Акаш», однако возможностей данного комплекса было недостаточно для создания надежного основного рубежа ПВО, как в интересах охраны государственной границы, так и при организации прикрытия для соединений сухопутных войск. Именно по причине низкой надежности ЗРК «Акаш» военно-политическое руководство Индии санкционировало переговоры с предприятиями ОПК Израиля, которые ранее были привлечены к созданию корабельного ЗРК средней дальности под обозначением «Барак 8».

По данным китайского специализированного военно-технического издания «Наука и техника оборонно-промышленного комплекса», израильским конструкторам зенитно-ракетных систем потребовалось практически 10 лет для того, чтобы создать мобильный, всепогодный и всеракурсный зенитно-ракетный комплекс сухопутного базирования, способный действовать как в составе батареи, так и дивизиона при отражении массированного ракетного или авиационного налета. Израильским специалистам решили несколько вопросов при создании ЗРК «Барак-8»: за счет повышения надежности всех компонентов комплекса был снижен расход зенитных управляемых ракет при отражении авиационного налета, а также были повышены характеристики ЗУР.

Следует отметить, что задержка в процессе разработки ЗРК была связана с освоением производства ключевых компонентов комплекса в Индии, поскольку официальный Нью-Дели осознавал необходимость наличия собственных возможностей при производстве подобного вооружения.

Китайские обозреватели указывают, что после того, как израильские специалисты успешно решили несколько ключевых вопросов при создании сухопутной версии ЗРК «Барак-8», интерес к данному образцу вооружения проявили и в Командовании ПВО Индии. Сравнительный анализ тактико-технических характеристик показал полное превосходство рассматриваемого комплекса над устаревшей С-125 и ее индийским аналогом – ЗРК «Акаш».

Китайские специалисты выделяют следующие преимущества ЗРК «Барак-8».

Во-первых, в качестве основного средства освещения воздушной обстановки, обнаружения, классификации и сопровождения воздушных целей конструкторы компании IAI применили трехкоординатную РЛС с активной фазированной антенной решеткой (S-диапазон) под обозначением EL/M-2258 Alpha (также известна как LB-MF-MSAR).

Данная РЛС является сухопутным вариантом корабельной станции EL/M-2248, предназначенной для размещения на корветах проекта СААР-6 ВМС Израиля.

По информации китайских источников РЛС EL/M-2258 предназначена для:

– наблюдения за воздушной обстановкой (радиус наблюдения 250 км);

– обнаружения средневысотных целей (на дальности до 170 км);

– поиска низковысотных целей (на дальности до 25 км);

– распознавания целей на разных высотах в тревожном режиме;

– наведения зенитных управляемых ракет в полуактивном и активном радиолокационных режимах при отражении налета с разных направлений;

– сопровождения множественных целей в процессе противовоздушного боя.

Антенна РЛС EL/M-2258 установлена на поворотной платформе, обеспечивающей обзор на 360°, угол вертикального обзора варьируется в пределах от – 20 до +85°.

Второй показатель имеет большое значение для специалистов ПВО Индии при размещении ЗРК «Барак-8» вдоль индо-пакистанской границы, а также «линии контроля», которая разделяет территорию КНР и Индии. Возможность наклона антенны позволяет осуществлять поиск низковысотных целей, которые выполняют полет в режиме огибания рельефа или же в случае, если пилоты ВВС вероятного противника пользуются складками местности (горные ущелья или долины горных рек для уклонения от радиолокационного обнаружения).

По оценкам китайских специалистов, РЛС EL/M-2258 способна работать в сложных условиях высокогорных районов, слабо восприимчива к активным и пассивным радиоэлектронным помехам, поскольку обладает возможностью перестройки частоты. Сканирование воздушного пространства осуществляется электронным способом без поворота приемников-излучателей. Вычислительная система РЛС способна ранжировать воздушные цели по уровню опасности, постоянно ведет сбор и анализ данных о целях, сохраняет их в базу данных. Благодаря множеству функций, которые РЛС выполняет без вмешательства операторов, у подразделения ПВО появляется возможность снизить расход зенитных управляемых ракет в процессе отражения смешанного налета, в котором используют как самолеты оперативно-тактической авиации, так и крылатые ракеты.

Во-вторых, израильские специалисты провели серьезную работу над зенитными управляемыми ракетами, которые при снаряженной массе 275 кг, длине 4,5 м. и диаметре 0,4 м. имеют максимальную дальность пуска 70 (по другим данным 100) км, а максимальная высота составляет 16 км. Максимальная скорость полета ракеты составляет 2 МАХа, что вполне достаточно для перехвата большинства истребителей, вертолетов, БПЛА и КР.

Масса боевой части ЗУР израильского производства составляет 60 кг, т.е. запаса взрывчатого вещества и поражающих элементов достаточно для создания объемного поля осколочного поражения, гарантирующего  разрушение воздушной цели. Срабатывание БЧ направленного действия обеспечивает дистанционный лазерный взрыватель.

Преследование цели обеспечивает активная радиолокационная ГЧН, которая вступает в работу на последнем участке траектории, однако действует согласованно с наземной РЛС, что позволяет повысить вероятность поражения воздушной цели

В отношении силовой установки ЗУР «Барак-8» известно, что она представлена двухступенчатым твердотопливным двигателем – первая ступень обеспечивает полет на большую часть маршрута до цели, а вторая предназначена для «ударного» ускорения и повышения вероятности перехвата цели одной ракетой. Маневренность ракете обеспечивает два комплекта рулей – по 4 в носовой и хвостовой частях, а также сопло двигателя с отклоняемым вектором. Трехкоординатоное управление ЗУР обеспечивает боеприпасу возможность уверенно сопровождать цель даже при значительных перегрузках.

На одной буксируемой ПУ ЗРК «Барак-8» находится восемь ЗУР, которые помещены в транспортно-пусковые контейнеры круглого сечения. Перезарядка обеспечивается за счет замены целого пакета направляющих. В составе одной батареи рассматриваемого ЗРК находится 3 ПУ по 8 ракет на каждой, что позволяет гарантированно отражать налет 12 целей из расчета по 2 ракеты на каждую.  Также в состав батареи входит одна РЛС и одна машина управления.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в условиях роста напряженности на отдельных участках индо-пакистанской и китайско-индийской границ военно-политическое руководство Индии в июне 2020 г. подписало с ОПК Израиля новый контракт на поставку дополнительных ЗРК «Барак-8» и ЗУР для Сухопутных войск.