- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты о ситуации на «северном фронте»

Шиитская ливанская организация «Хизбалла» 22 июля с.г. обвинила Израиль в гибели одного из своих членов в результате серии авиаударов к югу от Дамаска вечером 20 июля. В заявлении говорится, что оперативник был убит в результате «сионистской агрессии».

Согласно The Times of Israel, это повышает вероятность ответного удара по еврейскому государству, как происходило в прошлом, когда «Хизбалла» в случае подтверждения гибели своих бойцов от рук израильских военных принимала ответные меры, как правило, вдоль израильско-ливанской границы. Такой обмен ударами произошел в августе прошлого года, когда Армия обороны Израиля убила двух членов «Хизбаллы», которые, по словам военных, принимали участие в иранской операции на юге Сирии, заключавшейся в подготовке нападения на пограничные позиции ЦАХАЛа с помощью вооруженных беспилотников.

Лидер «Хизбаллы» Хасан Насралла тогда заявил: «Если Израиль убьет кого-либо из наших бойцов в Сирии, мы ответим из Ливана, а не с ферм Шебаа, и мы заставим израильскую армию на границе быть настороже в ожидании нас». Несколько дней спустя в ответ на их гибель и на взрыв, произведенный с помощью БПЛА в Бейруте в ту же ночь, «Хизбалла» запустила три противотанковые управляемые ракеты по израильским военным целям вдоль ливанской границы, по счастливой случайности не уничтожив бронированную машину скорой помощи ЦАХАЛа, в которой находились пять военнослужащих.

 

О положении «Хизбаллы» в Ливане

Израильский новостной портал Ynet отмечает, что в последнее время Ливан переживает самый острый экономический кризис, и, похоже, движется к катастрофе. Столкнувшись с требованиями США избавиться от «Хизбаллы», ливанское правительство и  «признанная в мире проиранская террористическая организация и самая влиятельная политическая группа в стране, оказались в отчаянном положении». По словам Йорама Швейцера, подполковника (в отставке) израильской военной разведки и бывшего старшего советника премьер-министра, лидера «Хизбаллы» Х.Насраллу больше всего волнуют народные протесты. Роль его организации как лица ливанского правительства превратилось в большую проблему. ««Хизбалла» имела право вето в прошлых правительствах Ливана и в этом смысле сегодня ничего не изменилось. Но с тех пор, как [бывший премьер-министр] Саад Харири был изгнан с поста [в октябре 2019 года], организации не за кем было спрятаться. Она является доминирующим органом власти, и люди это знают», – говорит Й.Швейцер. «Самая насущная задача [Насраллы] – скрыть гегемонию «Хизбаллы» в стране, чтобы гнев протестующих не был направлен непосредственно против нее», – полагает он. Поэтому Насралла «пытается избежать обвинений в экономических кризисах и проблемах в области здравоохранения. Он указывает на Америку и говорит, что существует тщательно продуманный план Израиля и США поставить Ливан на колени». Американская политика давления на ливанские банки с целью заставить правительство расстаться с «Хизбаллой» ухудшает положение и так истощенной экономики страны.

По словам Й.Швейцера, надежды Израиля на то, чтобы вбить клин между самой влиятельной группой в Ливане и остальными правящими партиями, никогда не были сильнее. «Очевидно, что здесь есть возможность для американцев. США выбрали стратегию максимального финансового давления в сочетании с санкциями и изоляцией «Хизбаллы» и Ирана. Это центральный элемент их подхода». «Тяжелое положение «Хизбаллы», с точки зрения [американцев], является результатом их политики. Они попытаются использовать преимущество и предложить «угощение» другим в Ливане, чтобы оказать давление на «Хизбаллу»».

Отмечается, что после усиления общественного недовольства Насралле в последние недели пришлось тщательно пересмотреть свою позицию в отношении иностранной помощи. Первоначально пообещав отказаться от всех займов и грантов, предлагаемых Международным валютным фондом, лидер «Хизбаллы» в своей недавней речи заявил, что Ливан не будет отвергать предложения западной помощи. По словам Й.Швейцера, «это, вероятно, результат давления, которое он испытал со стороны улицы». «Он де-факто моргнул первым и заговорил прагматично. Он изменил свою песню. Это не значит, что Америка для него все еще не является «большим врагом», но ситуация заставила его немного измениться».

Тем не менее, Й.Швейцер не видит ничего похожего на крах или перспективу вытеснения самой сильной партии из Ливана. «[Насралле] все еще каким-то образом удается удерживать коалицию – христиан, шиитов, суннитов. Все они понимают, что должны зависеть друг от друга перед лицом массовых протестов».

Шимон Шапира, отставной бригадный генерал, бывший военный секретарь премьер-министра Биньямина Нетаньяху, также призывает к осторожности. ««Хизбалла» в плохом состоянии, но не в критическом», – говорит он. «Они пережили внутренние кризисы в прошлом, финансовые и другие. Коронавирус определенно представляет собой серьезную проблему, но с ее 150 000 добровольцев и оперативников, организация отреагировала лучше, чем официальное правительство [Ливана]».

Недавно генерал Кеннет Маккензи, командующий Центральным командованием США, посетил Бейрут и встретился с президентом Ливана Мишелем Ауном перед проведением панихиды по 241 американскому солдату, убитому в Бейруте в результате взрыва в 1983 году, который приписывается «Хизбалле». В заявлении, опубликованном посольством США, говорится, что К.Маккензи подтвердил приверженность США «безопасности, стабильности и суверенитету» Ливана.

По словам Ш.Шапиры, «санкции, введенные США, проверяют способность «Хизбаллы» противостоять давлению». «Сейчас, безусловно, хорошая возможность для ослабления «Хизбаллы»», – говорит он. «Единственное, что может угрожать ее контролю над улицами, – это недовольство из-за [нехватки] денег. Из Ирана переводится недостаточно средств, зарплаты существенно урезаны. Конечно, Насралла в безвыходном положении». Тем не менее, сейчас нет силы, которая могла бы реально угрожать его власти и контролю над ситуацией в стране[i] [1].

 

Действия Израиля в Сирии

После взрывов к югу от Дамаска 20 июля находящийся в Великобритании Сирийский центр (обсерватория) мониторинга за соблюдением прав человека сообщил, что пять проиранских бойцов были убиты в результате израильской ракетной атаки по складам оружия и военным позициям сил сирийского режима и боевикам, поддерживаемым Ираном. Бомбардировки привели к нескольким взрывам недалеко от Аль-Кисвы, «района, который долгое время ассоциировался с иранским Корпусом стражей исламской революции» и подвергался нападению в прошлом.

Согласно официальному сирийскому информационному агентству SANA, в результате ракетного обстрела израильскими истребителями с Голанских высот, по меньшей мере, семь сирийских военнослужащих были ранены. Военный источник, цитируемый SANA, утверждал, что большинство ракет было сбито. Израильские СМИ такого рода заявления об успехах сирийских ПВО отвергают, ссылаясь на аналитиков в области безопасности.

Последнее по времени нападение произошло спустя полторы недели после того, как Иран и Сирия подписали новое военное соглашение, важной частью которого является обязательство Ирана предоставить Сирии передовой ЗРК «Хордад-3», аналогичный по характеристикам российскому С-300, который позволит сирийской армии лучше защищаться от ударов ВВС Израиля по иранским целям в Сирии.

Израиль, который с начала войны в Сирии в 2011 году нанес сотни ударов по правительственным войскам, союзным Дамаску иранским силам и боевикам «Хизбаллы», редко подтверждает детали военных операций, но своими действиями показывает, что присутствие иранцев в Сирии в поддержку президента Башара Асада и «Хизбаллы» представляет угрозу, а значит, нападения продолжатся[ii] [2].

По словам Йони Бен Менахема, аналитика Иерусалимского центра публичной политики (Jerusalem Center of Public Affairs, JCPA), высокопоставленные политические деятели Израиля полны решимости бороться с иранской опасностью на нескольких фронтах. При этом неясно, является ли атака 20 июля с.г. очередным нападением на иранскую военную базу в Сирии или срывом военной операции, которую иранцы планировали провести против Израиля с сирийской территории в ответ на взрыв на ядерном объекте в Натанзе. Он отмечает, что израильское оборонное ведомство очень настороженно относится к возможности ответа «Хизбаллы» на северной границе. При этом ему очевидно, что это будет не самостоятельное решение Насраллы, который действует в соответствии с инструкциями Тегерана.

Аналитик отмечает что по оценкам израильского оборонного ведомства, в случае возмездия со стороны «Хизбаллы», ответ организации будет умеренным, т.к. она не заинтересована в эскалации из-за боязни жесткой реакции со стороны ЦАХАЛа и из-за сложной экономической ситуации в Ливане.

В любом случае, израильская атака в Сирии свидетельствует о решимости Израиля продолжать усилия по предотвращению иранского военного закрепления в Сирии несмотря на подписанное военное соглашение между Тегераном и Дамаском. Как отмечает аналитик JCPA, израильские высокопоставленные политические деятели рассматривают период с июня по ноябрь этого года, когда состоятся президентские выборы в США, как «окно возможностей» для действий против Ирана на нескольких фронтах:

— в Иране скрытая война против ядерных объектов и проекта баллистических ракет;

— в Сирии и Ираке полуоткрытая война с соблюдением двусмысленности против попыток поставить «Хизбалле» в Ливане современное оружие и высокоточные ракеты;

— в Сирии против иранского военного закрепления.

Израильский аналитик отмечает, что таинственные взрывы и пожары на различных объектах в Иране продолжаются, и самый последний инцидент произошел на энергетическом объекте в Исфахане. Глава Организации гражданской обороны ИРИ Голамрезы Джалали 20 июля с.г. заявил что, помимо взрыва на ядерном объекте в Натанзе, другие инциденты на иранских объектах не были результатом кибератак. Йони Бен Менахем допускает, что иранцам трудно признать слабость их системы защиты от внешних кибератак. Если они признают, что взрывы и пожары являются результатом кибератак, это ослабит иранское руководство и заставит его реагировать, чтобы отстоять свое национальное достоинство и региональный статус, однако на данный момент они не заинтересованы в ответе Израилю. Признание Ираном кибератак из-за рубежа или акта саботажа на ядерном объекте в Натанзе покажет слабость Ирана и его неспособность защитить секретные объекты от иностранных разведок. Подтверждение того факта, что Израилю и США удалось проникнуть в его наиболее уязвимые объекты безопасности, также будет на руку иранской оппозиции, которую поощряют США и Израиль. Поэтому, по словам аналитика JCPA, «Иран, истекая кровью, неспособный остановить таинственную волну взрывов и пожаров, предпочитает продолжать политику двусмысленности и пытаться скрыть то, что происходит в реальности».

«Если Израиль действительно несет ответственность за таинственную серию нападений в Иране и речь идет не о дефектах иранской гражданской инфраструктуры, это указывает на то, что тайная война израильских киберподразделений и разведки способна нанести точечный ущерб иранским чувствительным объектам, не меньше, чем авиаудары израильских истребителей». В этом случае, полагает израильский аналитик, «разведывательные возможности Израиля позволяют ему удаленно вести «войну на истощение» против секретной иранской инфраструктуры безопасности, что является важным изменением в израильской политике сдерживания Тегерана».

Отмечается, что скрытая война Израиля против Ирана является дополнительной мерой к экономическому удушению Тегерана благодаря жестким санкциям, наложенным на него администрацией Дональда Трампа. В настоящее время Израиль пользуется полной американской поддержкой своих действий против иранцев. В этой связи израильское руководство находится в зависимости от исхода президентских выборов в США. Оно надеется на победу Д.Трампа, что позволит Израилю и США усилить давление на Иран, чтобы он не смог создать ядерную бомбу и закрепить сове военное присутствие в Сирии. Если Д.Трамп проиграет в ноябре 2020 года, Израиль может действовать против Ирана только в течение месяца, т.к. в январе 2021, когда кандидат от Демократической партии Джо Байден въедет в Белый дом, начнется другая история. Поэтому вполне допустимо, что Израиль в ближайшем будущем усилит противостояние Ирану на различных фронтах пока в Белом доме находится президент Д.Трамп. Иранцы же надеются на победу Джо Байдена, т.к. рассчитывают, что он снимет большинство санкций, наложенных на них Д.Трампом, и даже вернется к ядерной сделке (Совместному всеобъемлющему плану действий, СВПД), из которой Вашингтон вышел два года назад[iii] [3].

[i] [4] Twin Lebanon crises force Hezbollah to shift course // Ynet. 18.07.2020 — https://www.ynetnews.com/article/rJ11HmCpJv

[ii] [5] Hezbollah says one of its fighters killed in Israeli strike in Syria // The Times of Israel. 21.07.2020 — https://www.timesofisrael.com/hezbollah-says-one-of-its-fighters-killed-in-israeli-strike-in-syria/

[iii] [6] חזיתות בכמה מלחמה // Arabexpert. 22.07.2020 — http://www.arabexpert.co.il/2020/07/blog-post_22.html