- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценка текущей ситуации в Ливии и. о. посланника ООН Стефани Уильямс

Исполняющая обязанности посланника ООН в Ливии Стефани Уильямс предупредила об опасностях, которые она описала как «массовые» из-за прямой конфронтации между конкурирующими иностранными державами в Ливии, поскольку в страну «продолжается непрерывный поток оружия и наемников».

Что касается нынешней ситуации в стране, то посланник ООН считает, что не было предпринято никаких попыток остановить этот процесс, и, совершенно очевидно, что в этом отношении существует полная международная безответственность. По нашему мнению, и. о. посланника не ошибается в своих оценках, налицо политика двойных стандартов и массового политического лицемерия, демонстрируемого всеми сторонами, разыгрывающими ливийскую карту. Цинизм, с которым это делается, когда официальные представители, обличенные высокими полномочиями, вещают от имени своих государств вещи, прямо противоположные действиям этих самых государств, приведет к скорому и неизбежному пониманию, что вся эта коллективная демагогия лишена практического смысла, а следовательно, снова заговорят орудия. Признаков этому в Ливии предостаточно и именно это и пытается донести до мировой общественности верховный представитель ООН.

В интервью газете Financial Times С.Уильямс предупреждает об опасности превращения Ливии в арену военных действий, поскольку иностранное вмешательство в Ливию, по-прежнему, продолжается со стороны многих сторон, а также рассуждает о возможности участия конкурирующих иностранных держав в прямом военном противостоянии, поскольку в последние месяцы силы, поддерживаемые Турцией и лояльные Правительству национального согласия (ПНС) после того, как они добилось прогресса за счет Ливийской национальной армии (ЛНА), нацелены на развитие успеха. На что Россия ответила переброской 14 боевых самолетов Ми-29 и Су-24 в Аль-Джуфру через Сирию, продолжает С.Уильямс, что совпало с объявлением президентом АРЕ Абдель Фаттахом ас-Сиси тезиса о том, что Сирт — это «красная линия», пересечение которой грозит введением египетских войск в Ливию.

В статье Financial Times приводятся спутниковые снимки, предоставленные американскими военными в этом месяце и указывается, что на них изображены техника русских наемников, принадлежащих к т. н. частной военной компании «Вагнер», число которых американские военные эксперты оценивают в 2000 бойцов, сражающихся вместе с ЛНА, основывая эти предположения на числе рейсов, которые российские военные самолеты продолжают выполнять из Сирии. Таких рейсов за прошедший месяц и июнь было отмечено не менее 15 и это помимо тех, что пребывали из ОАЭ. С противостоящей стороны, рейсы военно-транспортной авиации Турции также приобрели, практически, регулярный характер, их еще больше, что свидетельствует о накапливании сторонами людских резервов, боеприпасов, оружия и военной техники, которые возможно, скоро будут пущены в ход у Сирта.

Стефани Уильямс, отдавая отчет в этом, крайне тревожном развитии ситуации, упомянула, что в теории, был достигнут консенсус по ряду ключевых вопросов, которые могут стать основой любого соглашения о прекращении огня, которое включает в себя сотрудничество в борьбе с терроризмом, вывод иностранных наемников и необходимость для Организации Объединенных Наций следить за прекращением огня.

Она отмечает, что сами соперничающие ливийские стороны, все больше заинтересованы в политическом процессе по прекращению конфликта, но препятствие заключается в том, чтобы договориться о том, как урегулировать конфликт из-за принадлежности Сирта, поскольку, как описано выше, активное иностранное военно-политическое вмешательство значительно усложняет, практически нивелирует все мирные усилия, а ливийцы теряют свой голос, поскольку решения принимаются от их имени в иностранных столицах. Справедливости ради заметим, что никто не заставляет отдельных ливийских эмиссаров ездить в ту же Москву, например, или в Париж, Вену, Брюссель, Абу-Даби и апеллировать там к различным силам, ища у них поддержки, прося оружия и выторговывая различные преференции, за которые, в конечном счете, придется рассчитываться всем ливийцам. Тем не менее, это имеет место быть.

Пока же, обе стороны, и ПНС, и парламент на востоке Ливии, стараются активизировать каждый свои дипломатические усилия, чтобы снискать поддержку у, как можно, большего числа союзников и заручится ей же, со стороны авторитетных международных игроков.

23 июля 2020 г., в четверг, состоялся телефонный разговор между председателем Президентского совета ПНС, Фаизом Сарраджем и Верховным представителем Европейского союза по иностранным делам и политике безопасности, координатором внешней политики ЕС, Жозепом Боррелем, посвященный событиям в Ливии. Ж.Боррель в ходе беседы выразил желание Европейского союза добиться прекращения огня в Ливии и вернуться на политический путь в соответствии с резолюциями ООН и итогами Берлинской конференции. Со своей стороны, глава ПНС подчеркнул приверженность результатам Берлинской конференции и свое неприятие любой односторонней инициативы, а также подчеркнул, что любое прекращение огня должно быть в состоянии быть выстроенным так, что потенциальный агрессор не остается в положении, которое допускает угрозу новой агрессии. Ф.Саррадж коснулся досье нарушений гуманитарного характера, в том числе обнаруженных массовые захоронения в городе Тархуна, и мин, установленных в жилых районах на окраинах столицы Триполи, которые долгое время контролировались «ополченцами-агрессорами», а также жертв среди гражданского населения. Стороны подчеркнули необходимость задержать виновных в этих преступлениях. С другой стороны, в ходе телефонного разговора обе стороны договорились о необходимости отменить закрытие нефтяных участков и возобновить добычу и экспорт нефти в Ливии, без каких-либо ограничений и под надзором Национальной нефтяной корпорации.

27 июля 2020 г., как сообщило Ливийское новостное агентство, министр иностранных дел в ПНС, Мухаммед Тахер Сиал встретился в Триполи с послом Германии в Ливии Оливер Овчем. Пресс-служба Министерства иностранных дел в своем сообщении на официальном сайте, которое цитирует агентство, заявила, что на встрече обсуждались пути поддержки возобновления политического процесса, в частности, в соответствии с выводами Берлинской конференции и резолюций Совета Безопасности ООН. На встрече также обсуждались последние события в Ливии и координация действий по борьбе с распространением вируса COVID-19.

Министр иностранных дел Ливии при парламенте в Тобруке, Абдель-Хади аль-Хавейдж раскрыл цель визита спикера парламента Акилы Иссы Салеха, прибывшего в Марокко в воскресенье с официальным визитом.

Аль-Хавейдж в интервью для эмиратской газеты «Аль-Иттихад» заявил, что целью визита является «мобилизация поддержки египетской инициативы по урегулированию ливийского кризиса, а также стабилизация режима прекращения огня и возвращение к политическому процессу».

26 июля, Акила Исса Салех и Абдель-Хади аль-Хавейдж прибыли в столицу Марокко, Рабат с официальным визитом в сопровождении представительной делегации. Гостей в аэропорту приняли спикер парламента Марокко Хабиб аль-Малики и официальные лица Королевства Марокко.

Пикантность ситуации состояла в том, что в Рабате находился и Халед аль-Мишри, глава Высшего государственного совета (ВГС) Ливии, отправившийся в Марокко после получения официального приглашения от председателя марокканского парламента. С одной стороны, ВГС Ливии, созданный в соответствии с политическим соглашением, которое было подписано 17 декабря 2015 года может консультировать и Правительство национального согласия, и Палату представителей, но персона его главы многими ассоциируется с «Братьями-мусульманами» и, в любом случае, в качестве политика, более близкого к Триполи.

В то же воскресенье, ливийское Министерство иностранных дел (в Тобруке) объявило, что спикер палаты депутатов Акила Исса Салех вручил послу Абдель Маджиду Гейсу Саифу аль-Насру верительные грамоты, в качестве назначения того Чрезвычайным послом Ливии в Королевстве Марокко и специального посланника в Совете представителей арабского Магриба.

В заявлении для средств массовой информации Министерство иностранных дел сообщило, что полномочия были представлены в присутствии министра иностранных дел А.Х. аль-Хавейджа.

Назначение Салеха Абдель Маджида Гейса Саифа аль-Насра, который ранее был послом от правительства ПНС в Марокко, с апреля 2014 года, произошло после того, как Министерство иностранных дел ПНС приняло в феврале 2018 года решение уволить его на фоне намерения чиновника уйти из «юрисдикции» ПНС и присоединиться к правительству в восточной части страны. Пока подобные «кульбиты» будут нормой для ливийской номенклатуры, говорить о каком-то консолидированном подходе с точки зрения целостной ливийской политики, даже, пусть и в ее нынешнем, фрагментированном виде, не приходится. А вот возможности для внешнего вмешательства будут лишь множится. Королевство Марокко, страна арабского Магриба может для ливийских событий сыграть вполне важную и значимую роль, не только как место заключения Схиратских соглашений, но и с учетом своего места в региональном раскладе сил и влияний. Например, в свете позиций Алжира и Туниса, более склонным к поддержке ПНС, что может быть теперь уравновешено за счет лояльности Марокко к Тобруку, что вполне корреспондируется и с французской позицией, и отношениями между этими двумя странами.