- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

При содействии США Турция развивает военно-техническое сотрудничество с Саудовской Аравией

Министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил в среду о готовности Анкары «устранить обеспокоенность» США из-за несовместимости американских истребителей пятого поколения F-35 и российских зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400. «Турция продолжала производить ключевые компоненты для F-35, несмотря на пандемию и исключение ее из числа стран — участников проекта по их созданию. Я хотел бы подчеркнуть, что Турция является не клиентом в программе по производству F-35, а партнером. Мы готовы с технической точки зрения устранить обеспокоенность Соединенных Штатов по вопросу несовместимости С-400 и F-35», — подчеркнул Акар в видеозаписи, распространенной на странице оборонного ведомства в «Твиттере».
Между тем Министерство обороны США 20 июля сообщило, что ВВС США приняли решение выкупить у американской корпорации Lockheed Martin предназначавшиеся для Турции 8 истребителей пятого поколения F-35 за 862 млн долларов. Произведенные для республики 8 F-35 будут приобретены в рамках модификации ранее заключенного контракта с американской корпорацией. В рамках данного соглашения ВВС закупили у компании дополнительно 6 истребителей F-35A. Изначально Турция планировала приобрести 100 истребителей. Однако в связи с закупкой Анкарой у Москвы зенитных ракетных систем (ЗРС) С-400 Вашингтон исключил Турцию из американской программы производства истребителей летом прошлого года. Первая партия предназначенных для республики F-35 была уже произведена, но так и не отправлена в страну. Турецкие пилоты даже проходили в США спецподготовку для полетов на новых истребителях. После покупки российских ЗРС курсы были отменены.
Россия и Турция в 2017 году заключили контракт на поставку Москвой Анкаре комплексов С-400. Республика первой из стран НАТО приобрела у РФ эти системы. Решение Анкары вызвало резко негативную реакцию у США и альянса в целом. Соединенные Штаты не прекращают попыток добиться от Турции отказа от российских ЗРС.
Кроме того, США грозят Турции санкциями, но не спешат пойти на такой шаг, поскольку опасаются дальнейшего обострения отношений с ключевым союзником по НАТО, а Анкара предупреждает, что не оставит применение таких рестрикций без ответа.
Все эти сообщения следует полагать лишь отголосками серьезной подковерной работы между США и Турцией по вопросу не только достижения компромисса по вопросу продолжения прямой американской военной помощи на фоне приобретения Анкарой российских систем ПВО С400, но и как фон очевидного американо-турецкого сближения на сирийском и ливийском направлениях. Как полают некоторые эксперты, возможный компромисс по С400 между сторонами может включать в себя и содействие со стороны США получению Турцией крайне выгодных контрактов по экспорту своих беспилотников на те рынки, которые в силу геополитических причин сейчас для Анкары закрыты. В первую очередь это касается саудовского рынка. Эксперты отмечают, что проникновение турок на этот рынок происходит при тесном участии Вашингтона. В частности, помимо их сближения по Ливии и Сирии, Вашингтон и Анкара сейчас также начинают совместную работу в рамках завоевания саудовского рынка беспилотных летательных аппаратов. Местная саудовская компания Intra Defense Technologies, которая тесно спонсируется офисом наследного принца Мухаммеда бен Сальмана, похоже, станет главным партнером турецких компаний в области производства беспилотных летательных аппаратов. Возглавляемая бизнесменом Сальманом бен Насером Абу-Хабибом аль-Шатри, чей отец, Насер Абу Хабиб аль-Шатри, был советником короля Сальмана, Intra стала первой компанией, получившей разрешение от Главного управления военной промышленности (GAMI) КСА на производство беспилотных летательных аппаратов в конце прошлого года. Значительное число южноафриканских специалистов в этом секторе, в основном из компании Denel, которые были наняты в свое время Саудовской Аравией на очень щедрую зарплату для работы в этой программе, теперь работают в этой компании.

Турецкая промышленность имеет веские основания для развития бизнеса в КСА: ее оборудование не содержит американских компонентов и поэтому не подпадает под экспортные ограничения США, будучи при этом совместимым с американским оборудованием. Некоторое время назад США потеряли долю рынка в этом сегменте в Персидском заливе из-за ограничений ITAR. Тем не менее, Вашингтон нашел косвенный способ остаться в этом бизнесе. В прошлом году Intra запустила ESEN Saudi, совместное предприятие по производству дронов с ESEN, турецкой дочерней компанией американской компании Sierra Nevada Corp (SNC), которая была основана и возглавляется инженером Фатихом Озменом и его женой Эрен Озмен, турецкими гражданами, живущими в США. SNC является основным поставщиком материальных средств для спецназа и разведывательного сообщества США, включая оборудование, которое используется в Ливии, где Турция и Вашингтон все чаще активно сотрудничают. SNC уже имеет заказ на свою продукцию из Эр-Рияда, в том числе на два самолета Beechcraft с новейшим разведывательным оборудованием, которые она поставит Королевским ВВС Саудовской Аравии (RSAF) для применения в боевых действиях в Йемене.
Еще одним свидетельством турецко-саудовского сближения, в разгар пандемии коронавируса, является то, что турецкая компания Vestel заключила с Эр-Риядом сделку на сумму около 200 млн долларов по совместному производству беспилотных летательных аппаратов Karayel Medium Altitude Long Endurance (MALE) в Саудовской Аравии. Помимо Intra, Vestel, дочерняя компания конгломерата Zorlu Holding, сотрудничает в этом направлении на местном уровне с компанией Advanced Electronics Company (AEC), которая была приобретена Saudi Arabian Military Industries (SAMI) в прошлом году. Беспилотники Karayel, оснащенные оптоэлектронными системами Wescam, были приобретены в 2017 году RSAF для применения их в Йемене.
Одним из главных контрагентов турецких оборонных компаний в КСА является Омар бен Али бен Омар Бабтейн, который возглавляет множество компаний, в том числе Ali Babtain and Bros Co ., также известная как Alomba Group и Pedco. Он уже много лет сотрудничает с турецкими оборонными учреждениями в Эр-Рияде и близок к Ахмету Калику, главе Calik Holding, турецкого конгломерата с капиталом 7,6 млрд долларов, который имеет интересы в финансах, энергетике и телекоммуникациях. А.Калик входит в близкий круг президента Турции Р.Т.Эрдогана. Еще один контакт саудовца в окружении турецкого лидера — туркменский специальный советник по внешней политике Эрдогана Эрзат Хурмузлу. Помимо турок О.Бабатейн также активно лоббирует в Эр-Рияде интересы оборонной итальянской фирмы Fincantieri.