- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в зоне Сахеля: июнь 2020 г.

В Нигере 1 июня стало известно, что накануне по меньшей мере 3 человека из числа гражданского населения погибли в результате атаки джихадистов на деревню Интикан (район Тахуа на западе страны), в которой проживает значительное число беженцев из Мали. Среди убитых были 2 беженцев, занимавших выборные административные должности в их лагере. Погиб также местный традиционный вождь. В атаке участвовали до 50 джихадистов, передвигавшихся на мопедах. Они разграбили магазин и разрушили систему водоснабжения. Перед атакой джихадисты заранее подорвали вышки сотовой связи.

Район Интикан объявлен в Нигере зоной приема беженцев, которые живут там среди местного населения. Эта зона с 2013 г. приняла 20 тысяч малийцев. Всего, по данным ООН, Нигер принял до 60 тысяч малийских беженцев, которые бежали с севера Мали в начале 2012 г. после того, как эту часть страны захватили джихадисты.

Сразу после атаки несколько тысяч человек бежали из Интикана в находящийся в 27 км от него Тлемсес. По данным ООН, таких оказалось около 3 тысяч человек. Их не успокоило даже прибытие в Интикан армейского подразделения.

На западе Нигера действует группировка «Исламское государство в Большой Сахаре» (ИГБС, ИГ запрещено в РФ), на востоке страны – джихадистская группировка «Боко харам».

13 июня Нигер заявил, что «возмущен» обвинениями в свой адрес со стороны ООН относительно внесудебных расправ, совершенных военными по отношению к мирному населению в Мали. Он заявил о готовности принять международное расследование подобных случаев. Как отметил в этой связи глава МИД Нигера, в указанные ООН периоды (23 – 24 февраля и 4 – 5 марта) «нигерийские военные не проводили никаких операций за пределами национальной территории»

В Буркина-Фасо 1 июня джихадисты атаковали гуманитарный конвой. В результате атаки к северу от Барсалого на севере страны погибли 13 человек, в том числе 7 жандармов, 6 военных пропали без вести, свыше 40 человек получили ранения.

Вечером 8 июня группа джихадистов атаковала армейское подразделение в Келбо (75 км от Джибо на севере страны близ границы с Мали). В ходе боя военные уничтожили до 10 нападавших, а всего их было несколько десятков. Был также использован вертолет Ми-35. При отражении атаки погиб 1 солдат, 4 получили ранения.

В Мали в окрестностях Бамако 3 июня начал функционировать новый командный пункт (КП) совместного регионального антитеррористического контингента «Г5 Сахель». Предыдущее такое учреждение прекратило свое существование в центральной части Мали в Севаре 2 года назад после атаки джихадистов. Новый КП находится к югу от Бамако, рядом с ним находится база Миссии ООН в Мали (Minusma). КП строили миротворцы, средства на него выделил Евросоюз. Контингент «Г5 Сахель» был создан пятью странами региона по инициативе Франции в 2017 г. В него вошли 7 батальонов от национальных армий. Сейчас они находятся на территориях своих стран. Теоретически у них должен быть транснациональный мандат.

5 июня тысячи малийцев, недовольных социально-экономическим кризисом и кризисом в плане безопасности, собрались в Бамако по призыву религиозных деятелей, оппозиционных партий и организаций гражданского общества с тем, чтобы потребовать отставки президента Мали Ибрагима Бубакара Кейты. Согласно оценкам, на Площади независимости собрались несколько десятков тысяч человек. Многие из них были без защитных масок, хотя к тому дню в Мали коронавирусом заболели 1460 человек, 85 из них скончались. Новый оппозиционный альянс возглавил влиятельный имам Махмуд Дико. В тот же день лидеры альянса предъявили президенту ультиматум с требованием отставки.

8 июня представители ООН, стран Западной Африки и Африканского союза встретились в Бамако с М.Дико. Как сообщили в альянсе, участников встречи интересовали цели альянса с тем, чтобы потом попытаться выступить в роли посредников между ним и властями. Последние еще 6 июня призвали лидеров альянса к диалогу. Судя по всему, М.Дико пойдет на него. Как заявил имам в интервью радиостанции RFI, «я не тот человек, который хотел бы расколоть мою страну или бросить ее в пучину пожара».

6 июня 26 человек погибли при нападении неизвестных на деревню Бинедема в районе Мопти в центральной части Мали. В этой деревне проживают главным образом выходцы из народности пель.

Насилие пришло в центральную часть Мали в 2015 г. после того, как там появилась джихадистская группировка «Фаланга Масина» во главе с радикальным проповедником Амаду Куфа. В 2017 г. Она вошла в близкий к «Аль-Каиде» (запрещена в РФ) альянс «Группа поддержки ислама и мусульман» (ГПИМ). А.Куфа – выходец из народности пель, из представителей которой он набирал своих боевиков. Это обстоятельство способствовало разжиганию межобщинной вражды между пель и догонами с бамбара. Две последние сформировали группы самообороны, в которые вошли традиционные охотники, и которые стали атаковать деревни, где живут пель.

10 июня «Международная амнистия» обвинила военных из Мали, Буркина-Фасо и Нигера в том, что те в ходе антиджихадистских действий «сеют ужас» в деревнях, убив или похитив только за последние месяцы около 200 человек, главным образом – пель, которых они считают пособниками боевиков.

В июне согласно действующей в Мали процедуре после формирования и начала работы нового парламента подал в отставку премьер-министр страны Бубу Сиссе. Президент не принял эту отставку, и поручил тому сформировать новое правительство, никак не реагируя на острейший политический кризис, переживавшийся Мали. Б.Сиссе находится на посту премьера с 2019 г.

16 июня президент Кейта объявил о начале диалога с оппозицией с целью формирования правительства национального единства (ПНЕ), увидев в этой мере возможность снижения накала в противостоянии с протестным движением. Одновременно он объявил о начале консультаций относительно возможности роспуска парламента и Конституционного суда.

Несмотря на эти шаги к примирению со стороны властей, 17 июня имам М.Дико призвал к массовой манифестации протеста в пятницу 19 июня. Он обвинил президента в том, что тот не услышал адресованное ему послание в ходе манифестации 5 июня. «Он не извлек урок. Он не слушает людей. Но на сей раз ему придется понять», — заявил он перед прессой на бамбара. К тому времени оппозиционный альянс получил имя «Движение 5-го июня – Объединение патриотических сил» (M5-RFP). М.Дико заверил, что новая манифестация будет мирной.

14 июня стало известно, что неизвестные атаковали логистический конвой Minusma, следовавший из Тессалита в Гао на севере Мали. При отражении нападения погибли 2 миротворцев.

19 июня вновь на улицы Бамако вышли десятки тысяч малийцев с требованием отставки президента. В тот же день сразу после манифестации прибывшая в Мали миссия добрых услуг стран Западной Африки высказалась за формирование в стране ПНЕ и организацию частичных парламентских выборов в округах, где победителями прошедших в марте — апреле парламентских выборов Конституционный суд признал представителей пропрезидентской партии. День спустя руководители M5-RFP отвергли это предложение.

27 июня джихадисты неизвестной групповой принадлежности атаковали блок-пост малийских военных в Динангуру в центральной части Мали близ границы с Буркина-Фасо. При отражении атаки погибли 2 солдата, 4 получили ранения.

4 июня в Париже было объявлено, что европейский контингент бойцов сил специальных операций «Такуба» начнет операции в Сахеле до завершения лета. Первоначально в его составе будет 100 бойцов. Их задачей будет сопровождение операций малийских военных. Согласие на участие в миссии «Такуба» уже дали Эстония и Швеция. Необходимые для участия в зарубежной операции формальности проходили в Чехии. Еще несколько стран проявили интерес к участию в «Такубе».

12 июня глава МИД Франции Жан-Ив Ле Дриан призвал военных из  стран Сахеля, регулярно обвиняемых в нарушениях прав человека, продемонстрировать «образцовое» поведение. Он также призвал правительства этих стран «решительно бороться с безнаказанностью» тех, кто допускает соответствующие злоупотребления. Эти призывы прозвучали на первой встрече глав МИД стран, входящих в «Коалицию за Сахару». Она проходила в режиме видеоконференции с участием 40 стран.

Как отметил глава МИД Франции, «восстановление боеспособности национальных армий (стран Сахеля) является ясным и ожидавшимся сигналом возвращения власти государств, этот процесс должен проходить в климате доверия». «В то время как растет число обвинений в злоупотреблениях, важно решительно бороться против безнаказанности во всех ее проявлениях и строго соблюдать международное гуманитарное право», — подчеркнул он.

18 июня министр обороны Франции Флоранс Парли предупредила страны Сахеля, что Париж не потерпит ущерба своему имиджу, наносимому его военными партнерами из стран региона путем совершения различных внесудебных расправ над мирным населением. Она же признала, что «еще слишком рано кричать о победе» в Сахеле, где «ситуация остается очень хрупкой». По ее оценке, ИГБС «не исчезла из района трех границ и может наносить сильные удары», а ГПИМ «только усиливается».

25 июня в Париже было объявлено, что генерал Марк Конруйт сменит в конце июля генерала Паскаля Фасона во главе операции «Бархан». Ему придется занимать эту должность в течение 1 года.

30 июня на встрече в Нуакшоте глав Франции и пяти стран Сахеля Эммануэль Макрон заявил, что Париж и его региональные союзники за предыдущие месяцы в борьбе против джихадистов смогли изменить «соотношение сил» в треугольнике границ Мали, Буркина-Фасо и Нигера. Он призвал к сохранению этой динамики.

В целом, можно констатировать, что парламентские выборы в Мали ни к чему хорошему эту страну не привели. Теперь ждем президентские выборы в Нигере и Буркина-Фасо, которые должны пройти до завершения этого года.