- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: к вопросу о введении ЛНА в строй ЗРК С-200

Из осведомленных источников в лагере Аль-Раджма (расположен юго-восточнее Бенгази и является штаб-квартирой ЛНА) поступили сообщения, что военные инженеры на заводах Ливийской национальной армии смогли выполнить ряд работ по обслуживанию и «перезапуску» ЗРКС-200. Напомним, что в начале 2011 года в вооруженных силах ливийской Джамахирии было 4 бригады противовоздушной обороны, оснащенные ЗРК С-200.

Источники указали, что каждая из таких бригад состояла из 2 дивизионов, каждый из которых, в свою очередь, имела 6 пусковых установок, в общей сложности, 12 ПУ и ряд вспомогательных и обеспечивающих систем.

Источники также обратились к размещению элементов этой ЗРС, указав, что бригады были «распределены стратегически», чтобы прикрыть воздушное пространство Ливии и защитить важные объекты, производственные предприятия, крупные города и военные базы, чем объяснятся то обстоятельство, что подразделения ПВО, вооруженные ЗРК С-200, были развернуты в окрестностях Триполи, Сирта, Злитена и Бенгази.

Среди прочих подробностей источники сообщили, что после событий 2011 года большая часть оборудования была потеряна или уничтожена, или «находилась в неэффективном состоянии из-за отсутствия необходимого технического обслуживания», это, например, отражает состояние дел в той зенитно-ракетной бригады, чье основное местоположение находилось в 15 километрах к западу от города Бенгази. Отмечено также, что, согласно некоторым отчетам инспекционной группы ЛНА, большой запас оборудования также, хранится там, и «большинство предметов и частей вооружения комплекса находились в плохом состоянии».

Источники также сообщили, что 2 пусковые установки ЗРК С-200 были найдены «рядом с оборудованием и оружием в 5 км к юго-востоку от Бенгази», и что после их изучения был сделан вывод о том, что эти элементы С-200 подлежат к восстановлению и повторному запуску, и что для этого требуется ремонтная группа из бывших техников, которые участвовали в обслуживании и эксплуатации систем ПВО.

Техническим специалистам ЛНА в дальнейшем «удалось сохранить систему ПВО на армейском артиллерийском заводе и привести ее в состояние боевой готовности», подтвердив, в итоге, что ЗРК С-200, которые эксплуатировались вблизи Бенгази, «в настоящее время работают и готовы к отражению воздушных атак из Анкары или из Триполи».

В связи с этими заявлениями источники из ЛНА распространили фотографии позиций одного из подразделений ЗРК С-200, и частей комплекса, которые были обнаружены на военных складах и обслуживались техниками ЛНА, в результате чего, были вновь введены в строй.

«После того, как системы ПВО усилиями техников с местными возможностями, будут готовы, их миссия будет заключаться в отслеживании любых враждебных действий и защите от ударов с воздуха со стороны Турции и сил ПНС», — сообщается в пресс-релизе Управления моральной ориентации ЛНА.

Попробуем разобраться, что имеет место быть на самом деле.

В 1982-1984 гг. на вооружение войск ПВО Сил вооруженного народа ВСНЛАД поступили зенитно-ракетные комплексы «Вега-Э», С200 ВЭ, экспортная модификация ЗРК С-200. С-200 «Ангара»/«Вега»/«Дубна» (по классификации НАТО — SA-5 Gammon — советский зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) дальнего радиуса действия. Предназначен для обороны больших и протяженных территорий от налетов бомбардировщиков, разведчиков и других, главным образом, высокоскоростных и высотных летательных аппаратов. Закупка С-200ВЭ Ливией была осуществлена как завершающий элемент формирования единой системы ПВО страны, которая, по замыслу руководства Джамахирии, должна была закрыть территорию страны на трех стратегических направлениях: с севера, прежде всего, от сил НАТО и США, с востока – от Египта и с запада – от Алжира.  «Мозгом» единой системы (ЕС) ПВО Ливии стала автоматизированная система управления «Сенеж», а главной «длинной» рукой – С-200 ВЭ и две полноценные эскадрильи истребителей-перехватчиков МиГ-25ПД. На пике своей формы, в 1985 году, ЕС ПВО ВСНЛАД была высоко насыщенной, глубоко эшелонированной, развитой боевой информационной системой, с радиолокационным контролем почти всей территории страны и всего Центрального Средиземноморья. Были даже проведены командно-штабные учения, с включением большей части ЗРС и РТС и осуществлением управления от АСУ «Сенеж», ничего подобного, в истории страны, больше никогда не случалось. Разумеется, эксплуатация и обслуживание, а также боевое применение такой техники ПВО не могло обойтись без непосредственного участия советских военных специалистов и обучения ливийцев в ВУЗах ПВО СССР, главным образом, в Одессе, Киеве и учебных центрах, в Гатчине и Красноводске.

Экспортная «Вега» поступила на вооружение 5 дивизионов, развернутых с запада на восток, от Триполи, где ЗРК прикрывал международный аэропорт, его позиции расположены примерно в 10 км юго-западнее, далее были Хомс и Злитен (прикрытие портов Хомса и Мисураты, военного завода в Вади-Кааме), Сирт (сам город и авиабаза Гардабийя) и Бенгази. Два дивизиона – Сиртский и Бенгазийский в 1986-1988 гг. участвовали в эпизодических столкновениях с ВМС США, открывая огонь на поражение самолетов, вторгавшихся южнее 37-й параллели, тогдашней «линии смерти», объявленной М.Каддафи, который запретил иностранным военным судам и самолетам входить в залив Большой Сирт, считающийся внутренними водами Ливии. Как минимум, два самолета палубной авиации ВМС США Е-6 «Проулер» были сбиты, в ответ американцы отстреляли противорадиолокационными ракетами «Харм» позиции С-200, повредив радиолокаторы подсвета цели и РЛС раннего обнаружения 44Ж6 «Оборона».

Фактически роспуск М.Каддафи кадровых вооруженных сил, последовавший по окончании Чадской компании и в следствие коренной смены курса страны самым негативным образом сказался на состоянии ЗРК С-200 ВЭ. Правда, к 2011 году, все 5 дивизионов прошли капитальный ремонт, выполненный специалистами компании «Белтехэкспорт», но были не боеготовыми, как по причине отсутствия кадров, так и из-за особенностей ракет этого комплекса.

На них установлен жидкостной ракетный двигатель в котором в качестве окислителя используется смесь АК-27, а горючее — ТГ-02 («Самин»). Запасы этих веществ в Ливии закончились, а новые закуплены не были. В итоге, располагая почти 140 ракетами, хорошо оборудованными и защищенными стационарными позициями, «Вега» не воевала против авиации НАТО, а все, ее установленные открыто и хорошо разведанные радиолокаторы подсвета 5Н62 и раннего обнаружения 44Ж6 «Оборона», стали целями для крылатых ракет первой волны воздушных ударов НАТО в марте 2011 года. Запасных РЛС у ливийцев не было.

Последовавший затем в стране повсеместный хаос, на боевой готовности С-200 сказался следующим образом: позиции дивизионов мало пострадавшие от ударов авиации НАТО, стали объектом для действий мародеров, похищавших все ценное, прежде всего кабеля и начинку аппаратных кабин, в Бенгази, две пусковые установки, «чудесным образом» найденные, просто демонтировали и утащили к себе местные «революционеры», хотевшие запустить большие ракеты по конкурирующей банде, но бросившие эту затею.

Насколько реальной является информация о вводе С-200 в строй на востоке Ливии и какую угрозу может представлять это обстоятельство для противников Х.Хафтара?

Технически, с учетом того, что найти целые пусковые установки, запасные части и принадлежности, не заправленные ракеты, вспомогательное оборудование и устройства для проверки и наладки комплексов, так называемое оборудование КПА и КИПС, в принципе, возможно, то под контролем ЛНА теоретически могли оказаться 4 дивизиона С-200 из 5, собрать одну батарею этого ЗРК возможно. Но исправных РЛС к С-200 нет, они все были уничтожены. Если предположить, что такие РЛС были закуплены и привезены, так же как горючее и окислитель для зенитных ракет, то такая информация может иметь основу. Однако, статус ЗРК С-200, кроме музейных экспонатов, на сегодня таков, что из ее операторов, в СНГ, например, остались только Украина, ограничено Белоруссия и Казахстан. На территории последнего расположено и единственное предприятие выпускающее топливо и окислитель для жидкостных ракет В-880Е (5В28Е). Неясен статус твердотопливных ускорителей суммарной тягой в 168 тс устанавливаемых на корпус маршевой ступени ракеты, да и среди самих ливийцев, и в лучшие годы, до 2011 года оставалось очень мало людей, способных управляться с этим комплексом и обслуживать его. Практически не осталось таких специалистов в РФ и на Украине, хотя найти десяток-другой, еще возможно.

С учетом сказанного, скорее всего, имело место быть действие пропагандистского характера, когда что-то могли показательно покрасить, подваривать, выкатывать из ангара, или даже произвести что-то наподобие недавнего пуска ПКР П-15 «Термит» группой энтузиастов под Бенгази, где ракета, пролетев десять метров в неуправляемом полете рухнула в море. Например, могли включить, какую-то РЛС.

Однако, даже если С-200 в «штучном виде» и удалось ввести в строй, это, скорее, может представлять угрозу не для авиации Турции или ПНС, а для самой ЛНА и ее союзников, а также для гражданского воздушного сообщения. Именно эта система в виду ряда своих конструктивных особенностей склонна к ошибкам и перенацеливаниям, что привело к трагедиям над Черным морем, когда в 2001 г. ПВО Украины сбили пассажирский Ту -154 компании «Сибирь», и в Сирии, в 2018 г., когда по ошибке расчета ПВО Сирии был уничтожен Ил-20 ВКС РФ.