- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О политическом кризисе в Тунисе

Ассамблея народных представителей (однопалатный парламент) Туниса 30 июля отклонила на пленарном заседании вынесение вотума недоверия председателю парламента и лидеру исламистской партии «Ан-Нахда» Рашиду Ганнуши. Заседание парламента транслировалась по центральному телевидению.
За вынесение вотума недоверия спикеру парламента поступило 97 голосов при необходимых 109. В голосовании приняли участие 127 депутатов. 18 бюллетеней признаны недействительными.
Вопрос о доверии председателю парламента инициировали депутаты четырех парламентских фракций: Демократическое движение, Национальный блок реформ, партия «Тахия Тунес» и Свободная дустуровская партия. Они обвиняют его в нарушениях регламента работы парламента, плохом управлении главным законодательным органом республики и в однобокости принимаемых решений. За два дня голосования член партии «Тахья Тунес» (10 депутатов) во главе с бывшим премьер-министром Юсефом Шахедом заявил о сборе более 109 голосов, что является большинством, необходимым для снятия доверия со спикера парламента. Но сам Ганнуши уже тогда выразил уверенность в том, что вотум недоверия к нему не пройдет. И он оказался прав, поскольку стало очевидным, что значительное количество депутатов в последний момент загадочным образом свое первоначальное мнение изменили. Исламистская партия «Ан-Нахда» одержала победу на очередных парламентских выборах в октябре прошлого года, получив наибольшее число депутатских мест (52 из 217). Победа на выборах предоставила право лидеру «Ан-Нахды» Рашиду Ганнуши занять пост председателя парламента.
Отметим, что депутаты исламистских партий «Ан-Нахда» и «Аль-Карама»отказались от участия в голосовании по вынесению вотума недоверия Рашиду Ганнуши. Все эти баталии надо расценивать прежде всего как продолжение внутриполитической борьбы за пост будущего премьер-министра. Причем не без участия ряда внешних игроков.

В этой связи отметим, что глава парламентского блока «Ан-Нахда» Нуреддин аль-Бехейри рассказал о «давлении, оказываемым изнутри и снаружи страны», а также об откровенном подкупе депутатов со стороны ряда фондов из ОАЭ с целью вынудить их изменить свои позиции и отозвать доверие спикера парламента Рашида Ганнуши во время голосования о вотуме недоверия. Таким образом, констатируем, что Абу-Даби применяет в Тунисе ту же тактику, которую он безуспешно пытался использовать в Сомали, где ОАЭ откровенно пытались купить некоторых депутатов местного парламента с целью свалить нынешнего президента Сомали Формаджо. Как полагают эксперты, ОАЭ планировали путем смещения спикера и срыва процесса предоставления доверия следующему правительству создать вакуум внутри политической системы Туниса с последующими новыми внеочередными выборами. Вся эта провалившаяся операция по дискредитации Р.Ганнуши сопровождалась массированной систематической информационной кампанией, проводимой саудовскими, эмиратскими и египетскими СМИ, в авангарде которых находятся телеканалы Sky News и Al Arabiya. В центре обвинений стояли утверждения о том, что Ганнуши достиг финансового богатства, оцениваемого в 8 млрд долларов, с момента его возвращения в Тунис после революции 2011 года, хотя бюджет страны не превышает 16,5 млрд долларов. Эксперты полагают, что эта кампания была направлена на создание раскола между парламентом и президентом в Тунисе, а также на провоцирование баталий между парламентскими блоками с целью демонтажа государственных институтов изнутри. И дело в данном случае не только в чистой провокации со стороны тех же ОАЭ, есть и серьезные внутренние предпосылки.
Кризис в Тунисе принял новый оборот, когда президент Кайс Саид поручил своему бывшему юрисконсульту и министру внутренних дел во Временном правительстве Хишаму аль-Мешиши сформировать новое правительство после отставки премьер-министра  Элиеса Фахфаха. Президент воспользовался своим конституционным правом выбрать фигуру, которую он считает наиболее способной возглавить правительство, но он обошел все кандидатуры от парламентских блоков, включая Фаделя Абделькефи, который был выдвинут двумя крупнейшими парламентскими блоками – «Ан-Нахда» и «Кальб Туниси». Большинство местных экспертов в этой связи предполагают, что это назначение является предтечей серьезного политического кризиса. Во-первых, есть опасения, что система управления страной в конечном счете может быть изменена на президентскую, хотя в Конституции Туниса ясно сказано, что правительство должно быть президентско-парламентской системой, а выбор премьер-министра для формирования правительства должен быть сделан из кандидатур самого крупного парламентского блока. Однако президент воспользовался своим конституционным правом, которое дает ему возможность избирать премьер-министра в том случае, если кандидат, избранный парламентскими блоками, не пользуется доверием большинства депутатов. Во-вторых, кроме того, существует вероятность того, что Ассамблея народных представителей будет распущена в том случае, если назначенный премьер-министр не получит вотум доверия от парламента. Это может привести к политическому вакууму, а бюджет страны будет обременен расходами на проведение досрочных выборов. Кроме того, в том случае, если аль-Мешиши удастся получить вотум доверие парламента, поскольку блоки вынуждены будут сделать это, чтобы предотвратить его роспуск, это может привести к формированию слабого правительства без сильной политической базы. Это также может привести к хроническим разногласиям между премьер-министром и парламентом, который в конечном счет был вынужден дать ему вотум доверия под угрозой досрочного голосования. Таким образом, нынешняя попытка вотума недоверия Ганнуши играл роль в большей степени «пугалки» с точки зрения убеждения его в необходимости поддержать кандидатуру предложенного президентом премьера.
Этот политический кризис имеет все предпосылки к своему усилению в свете того, что президент Кайс Саид неоднократно ссылался на слабость легитимности парламента и жаловался по поводу роли партий и их разногласий. Это косвенно свидетельствует о его стремлении изменить всю политическую систему страны в пользу более централизованной президентской власти. В этой связи президент выбрал близкого ему кандидата, а не кандидата от парламентских блоков, чтобы добиться большего контроля над политическим процессом. Однако это рискованный выбор, поскольку он не гарантирует неизменной лояльности назначенного премьер-министра, как это произошло в ходе разногласий между покойным президентом Беджи Каидом Эссебси и премьер-министром Юсуфом Шахидом. Саид также не конца уверен в том, как отреагируют на его планы парламент и партии, что может нарушить процесс формирования правительства. Это может ухудшить ситуацию в стране и помешать правительству добиться того, что от него требуется, а сам президент сильно проиграет в репутационном и электоральном плане. В конце концов, это его правительство, и он выбрал премьер-министра. Трудный выбор предстоит сделать и парламентским блокам, особенно самому крупному – «Ан-Нахде». Он может либо отказать в предоставлении вотума доверия и, таким образом, будет нести ответственность за роспуск парламента в глазах части избирателей; он может участвовать в правительстве, где его решения не имеют влияния, несмотря на то, что он является крупнейшим парламентским блоком; или он предоставит вотум доверия без участия в правительстве, чтобы обеспечить продолжение практики своего парламентского доминирования и дистанцироваться от открытой оппозиции предлагаемому президентом алгоритму политического процесса, тем самым оставаясь в стороне от возможных обвинений в провале нынешней экономической политики. От себя рискнем предположить, что свой выбор Ганнуши уже сделал, и не в последнюю очередь в силу сделки с тем же К.Саидом: последний влияет на ряд депутатов в пользу изменения их позиции по вотуму доверия спикеру парламента, а он обеспечивает новому кандидату в премьеры вотум доверия парламента.

Именно этот вариант объясняет, почему партия «Ан-Нахда» поздравила назначенного премьер-министром Хишама аль-Мешиши с получением мандата на формирование нового правительства, призвав его расширить круг консультаций. Об этом говорится в заявлении, опубликованном 27 июля вечером и подписанном лидером «Ан-Нахды» Рашидом Ганнуши. Он поздравил аль-Мешиши с его мандатом от президента Туниса по формированию нового правительства и призвал его создать национальную программу спасения для решения сложных экономических, финансовых и социальных проблем, стоящих перед страной. С другой стороны, «Ан-Нахда» призвала все компоненты внутренней политической сцены вести спокойные дискуссии, придерживаться консенсусного подхода и поддерживать национальное единство и стабильность. Это первое официальное заявление «Ан-Нахды», сделанное после того, как президент Туниса Кайс Саид назначил министра внутренних дел Временного правительства для формирования нового правительства в течение месяца. И сам по себе этот факт четко обозначил предсказуемую судьбу вотума доверия самому Ганнуши. Одновременно «Ан-Нахда» отозвала двух своих кандидатов на пост премьера, которых она представила президенту две недели назад: Мухаммеда Хайяма аль-Турки и Мухаммеда Фаделя Абдель Кафи. М.Х.аль-Турки — бизнесмен и бывший лидер Демократического форума труда и свобод. М.Ф.Абдель Кафи-бывший министр развития, инвестиций и международного сотрудничества в период с 2016 по 2017 год в правительстве Юсефа Шахеда.
Понятно, что президент К.Саид выбрал этот путь очень осознанно. Он хочет, с одной стороны, контролировать все мелочи политического процесса, а с другой — демонстрировать свой скептицизм по отношению к парламенту и партиям, считая их тормозящими политический процесс и экономические реформы ради «своих узких интересов». Как полагают местные эксперты, он рискует сформировать правительство, которое будет в лучшем случае слабым, а в худшем — провальным. Рискнем не согласиться. Президент К.Саид пошел на такой шаг, имея прочную правовую и конституционную основу. Он воспользовался своим конституционным правом назначить Элиеса Фахфаха и вновь воспользовался им, назначив Хишама аль-Мешиши. Не имея широкой и устойчивой политической поддержки, он, тем не менее, помимо решения вопроса о формировании своего, пусть и временного, альянса с «Ан-Нахдой», имеет поддержку армии и спецслужб.

Президент Туниса Кайс Саид поклялся 22 июля, что армия готова противостоять тем, кто сговаривается с иностранными элементами против государства. Свое заявление Саид сделал на следующий день после посещения штаб-квартиры армейского корпуса специального назначения и Министерства внутренних дел. « Тот, кто замышляет заговор против тунисского государства, не имеет в нем места… вооруженные силы готовы во все времена и в любом месте и будут решительно противостоять любому, кто посягнет на государство или даже подумает о нарушении его законности», — предупредил он. «Кто бы ни думал, что он может посягнуть на легитимность извне или изнутри, вооруженные силы будут противостоять заговорам, которые вынашиваются… наша героическая национальная армия не признает ничего, кроме победы или мученичества, и она не примет никакой агрессии против Туниса или отклонения от легитимности». Саид сказал, что ему «известны подробности того, что делается для подрыва государства, и каковы его цели. Даже то, что они говорят на своих обедах и встречах. Хаос, который они стремятся внести в страну, будет сорван волей и стойкостью армии, какими бы ни были жертвы… мы никогда не примем присутствия предателей, которые замышляют принести беспорядки в Тунис». Саид уже не в первый раз говорит о заговорах, которые готовятся против его страны в сотрудничестве с иностранными государствами. Чуть более года назад президент Туниса отметил, что «есть много признаков внешнего вмешательства в Тунис со стороны сил, пытающихся помешать прогрессу нашей страны, в дополнение к тем, кто хочет вступить с ними в сговор изнутри. Больше никаких подробностей не поступало. Но это явный намек на тех же ОАЭ и Египет. По мнению ряда депутатов, лидер Свободной дустуровской партии Абир Мусси с их подачи пытается сорвать и воспрепятствовать работе парламента. Примечательно, что А.Мусси открыто заявила, что она выступает против революции 2011 года, которая свергла режим Зин аль-Абидина Бен Али, и выразила свою враждебность движению «Ан-Нахда». А это обструкция исламистов при поддержке ОАЭ и Еипта сейчас К.Саиду не нужна. И в общем-то не случайно Министерство иностранных дел Туниса 29 июля подтвердило неизменную поддержку своей страной международно-признанного Правительства национального согласия (ПНС), возглавляемого Фаизом Сарраджем, а совсем не проэмиратовского и проегипетского Х.Хафтара. Это произошло во время телефонного разговора между министром иностранных дел Ливии Мухаммедом Тахером Сиалой и его тунисской коллегой Сальмой аль-Нифер, говорится в заявлении ливийского внешнеполитического ведомства. В заявлении отмечается, что министр Туниса подтвердила неизменную поддержку ее страной ПНС . В начале июля Тунис подтвердил свою полную поддержку международно-признанного ПНС и предложил свою помощь в поиске политического решения для прекращения конфликта в соседней стране.