- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О визите премьер-министра Ирака в Иран

21 июля премьер-министр Ирака Мустафа аль-Казыми посетил Иран с официальным визитом. Это был первый зарубежный визит иракского премьера, получившего свой мандат в апреле с.г. В течение последних лет любой новый глава правительства Ирака начинал свою деятельность с посещения Тегерана, но Мустафа аль-Казыми наметил первым пунктом своего посещения Саудовскую Аравию. Однако его визит в Эр-Рияд, который должен был состояться 20 июля, был отменен по причине болезни госпитализированного короля Сальмана бен Абдель Азиза.

Основной целью визита Мустафы аль-Казыми в Тегеран было сохранение дружественных отношений с Исламской Республикой одновременно с их переформатированием. Новый премьер Ирака, придерживающийся более прозападной нежели проиранской ориентации старается, чтобы эти отношения вышли на уровень сотрудничества двух суверенных государств вместо имеющегося сейчас вассалитета Ирака по отношению к Ирану. Одним из проявлений этой вассальной зависимости является особое положение, занимаемое в Ираке проиранскими вооруженными формированиями «Аль-Хашд аш-Шааби», все больше занимающимися экономическими вопросами и вмешивающимися в деятельность хозяйствующих субъектов. В конце июня правительство Мустафы аль-Казыми предприняло ряд действий в отношении проиранских вооруженных формирований, выразившихся в обыске в штаб-квартире «Катаиб Хизбалла» и задержании некоторых ее боевиков. Рейды иракских силовых структур против проиранских формирований проведенные 26 июня, вызвали противоречивую реакцию в среде иракской политической элиты. Парламентский блок «Аль-Фатх», выражающий интересы «Аль-Хашд аш-Шааби», выступил с безусловным осуждением иракского правительства. Руководитель милиции «Асаиб Ахль аль-Хакк» Кайс аль-Хазали заявил, обращаясь к премьеру М.аль-Казыми: «Ваше правительство было создано с двумя специфическими целями: проведение выборов и ответ на вызовы в сферах экономики и здравоохранения. Не создавайте других проблем, иначе вы можете потерять все». Генеральный секретарь «Катаиб Хизбаллы» Ахмад аль-Хамидауи отметил: «Исламское сопротивление имеет фундаментальное право на оружие. Это оружие нельзя сдать никому кроме Двенадцатого Имама Махди. Это оружие нельзя забрать или запретить им пользоваться».

Вторым фактором, побуждающим правительство М.аль-Казыми поднять вопрос об иракском суверенитете, являются экономические отношения между Ираком и Ираном. Ирак занимает важное место во внешнеэкономических отношениях Ирана. Объем торговли между двумя государствами составил 12 млрд долларов США. При этом Ирак занял первое место среди импортеров не нефтяной продукции ИРИ, вытеснив оттуда КНР. Иран поставляет в Ирак значительное количество электроэнергии, а также природного газа, используемого для генерации электричества. Иранские строительные компании занимаются в Ираке строительством жилья и промышленных объектов. Из ИРИ иракские предприниматели импортируют большое количество продуктов питания, ширпотреба и даже автомобилей. Несмотря на сложную военно-политическую ситуацию в Ираке иранские промышленники и предприниматели не боятся делать инвестиции в экономику этой страны. Саид Мадани, президент иранской автомобильной группы «Сайпа» назвал иракское направление в работе своей компании «стратегическим». Основной конкурент «Сайпы» автомобилестроительная компания «Иран Ходро» открыла в Багдаде свой автосалон. Некоторые круги в Ираке считают, что иранский экспорт в Ирак сдерживает развитие собственно иракской промышленности  и сельского хозяйства. Серия американских экономических санкций, войн, гражданских конфликтов и терактов за последние 30 лет окончательно подорвали иракскую экономику.

Несмотря на то, что, согласно данным ОПЕК, Ирак является вторым производителем нефти, с апреля правительство этой страны не может обеспечить 7 млрд долларов для выплаты зарплаты 6 млн государственным служащим, пенсий и пособий беднейшим семьям. Экономический кризис вызвал осенью прошлого года волну массовых народных протестов, продолжавшихся вплоть до карантина, связанного с пандемией коронавируса. В этих условиях правительство М.аль-Казыми поставило задачу «избавления страны от нефтяного рабства» и максимального увеличения доходов.

Частью этого плана является восстановление контроля правительства над пограничными КПП и портами страны. Одновременно кабинет министров планирует сделать Ирак привлекательным для иностранных инвесторов. Один из руководителей иракских спецслужб, беседовавший с корреспондентами портала Middle East Eye на условиях анонимности, отметил, что «выполнение этих целей требует ужесточения контроля над милициями, а также политическими и военными лидерами, связанными с иностранными государствами». КПП на востоке и юге страны контролируются шиитскими фракциями, связанными с Ираном и «Аль-Хашд аш-Шааби». На севере – представителями курдских партий (проамериканской ДПК и ПСК, связанного одновременно с США и Ираном), а на западе – различными шиитскими и суннитскими милициями. Комитет по финансам иракского парламента оценивает ежегодные таможенные и иные доходы от этих пограничных пунктов в 16 млрд долларов, но в иракский  бюджет поступает только около 6 млрд. По мнению сотрудника иракских спецслужб, «через эти КПП происходит контрабанда различных товаров и твердой валюты из Ирака и в Ирак. Мафии, которые это контролируют, добиваются своего запугиванием и угрозами, когда они не могут добиться чего-то взятками».  Вторым важным аспектом визита иракского премьера было обеспечение суверенитета Ирака и не допустить его превращение в площадку прокси-войны между Ираном и США.

В ходе пребывания в Тегеране Мустафа аль-Казыми провел переговоры с президентом Хасаном Роухани и верховным лидером Али Хаменеи. Последнее обстоятельство оценивается иранскими экспертами как проявление особого уважения. Иракцы стали первой зарубежной делегацией, принятой рахбаром за последние полгода. В ходе совместной пресс-конференции с президентом ИРИ Мустафа аль-Казыми традиционно поблагодарил Иран за помощь в победе над «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России). Однако далее иракский премьер отметил, что его страна также оказала немалую помощь Ирану в преодолении экономической блокады и ждет за это достойное вознаграждение. Он, в частности, заявил: «Вот почему (по причине помощи ИРИ против ИГ –авт.) Ирак пришел на помощь Ирану в преодолении экономического кризиса и стал рынком для иранских продуктов». Иракский премьер призвал к «полному и всеобъемлющему сотрудничеству между двумя государствами». Таким образом, в обращении М.аль-Казыми содержался призыв к установлению равноправных отношений с Ираном. Значительная часть иракских политиков поддерживает премьера в его стремлении. Лидер парламентской фракции партии «Аль-Хикма» Фади аль-Шимари отметил по этому поводу: «Реорганизация отношений между Ираном и Ираком как отношений межгосударственных  является настоящим вызовом для правительства аль-Казыми. Сильный, стабильный, суверенный Ирак с восстановленной экономикой может сыграть важную роль на Ближнем Востоке на всех уровнях. И Иран может от этого только выиграть».

Добиваясь нового формата ирано-иракских отношений, новое руководство в Багдаде также отказывается от роли посредника между Ираном и Саудовской Аравией в урегулировании политического кризиса в отношениях между этими государствами. Советник премьер-министра Ирака Хошам Дауд отметил по этому поводу: «Мы не хотим быть частью конфликта в регионе, но мы также не хотим играть роль посредника. Во-первых, выполнять роль почтальона унизительно. Во-вторых, посредничество подразумевает суверенитет и самостоятельность посредника. Готов ли Иран принять нашу самостоятельность?».

Пока не совсем ясно, насколько иранская сторона готова поддержать эти устремления Мустафы аль-Казыми. Официальная информация о визите иракского премьера в Тегеран выглядит позитивно. В ходе переговоров с Хасаном Роухани достигнуты соглашения о строительстве железной дороги Шаламче-Басра, соединяющей два государства, а также о расчистке акватории реки Шатт эль-Араб, которая сделает ее судоходной для морских судов. Хасан Роухани выразил желание Ирана видеть Ирак «сильной арабской страной». В свою очередь верховный лидер ИРИ Али Хаменеи заверил своего собеседника в том, что «Иран не хочет вмешиваться в отношения между Ираком и США. Мы  хотим видеть сильный, независимый Ирак, отличающийся территориальной целостностью и внутренней гармонией. Иран выступает против всего, что ослабляет Ирак». Данные заявления показывают, что Тегеран, заинтересованный в сохранении партнерства с Багдадом в политической и экономической областях, готов ослабить хватку в иракской внутренней политике, чтобы не создавать в иракском обществе мощное антииранское лобби. Поступившись частью, иранские руководители стремятся сохранить целое.