- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О военной ситуации в Сирии (25 июля – 1 августа 2020 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 46 известных нарушений режима прекращения огня. Это заметно больше показателя предыдущей недели (35). Как и ранее,  большинство зафиксированных нарушений имели место в провинциях Идлиб, Латакия, Алеппо.

В зоне деэскалации Идлиб по прежнему формально действует очередной режим прекращения огня, установленный Россией и Турцией.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия зафиксировано 7 нарушений (в течение предыдущей недели – 8), в провинции Идлиб – 29 (21), в провинции Алеппо – 6 (4).

27 июля военнослужащие России и Турции провели совместное патрулирование в Сирии у границы с Турцией по трассе М4 на маршруте протяженностью 210 км.

26 июля парад кораблей и судов обеспечения из состава Постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море состоялся в День ВМФ России на рейде сирийского порта Тартус. В парадном строю были замечены дизель-электрическая подводная лодка проекта 636.3 «Новороссийск», фрегат «Адмирал Макаров», морской тральщик «Вице-адмирал Захарьин», а также суда вспомогательного флота килекторное судно КИЛ-158 и спасательный буксир СБ-36. В отдельных элементах военно-спортивного праздника принимали участие противодиверсионные катера типа «Раптор» и «Грачонок».

Данных о применении летательных аппаратов ВКС России и ВВС Сирии по целям бандформирований в течение недели не имеется.

В течение недели боевые действия низкой интенсивности наблюдались в ряде провинций страны.

В провинции Хасеке в городе Рас эль-Аин 26 июля был подорван заминированный автомобиль. В результате диверсии погибли по меньшей мере 8 человек. Район города Рас эль-Айн контролируется турецкими военными и протурецкими формированиями. Анкара сразу же возложила ответственность за эту вылазку на курдов.

Там же 30 июля заминированный автомобиль был подорван у блок-поста протурецких формирований в деревне Таль Халаф, что к западу от города Рас эль-Айн. В результате атаки погибли 6 боевиков, 15 получили ранения.

В провинции Хама в ночь на 26 июня боевики группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали город Ас-Сиин. Известно, что были потери среди гражданского населения.

Там же 28 июля боевики ИГ атаковали позиции сирийских военных у автотрассы Хама – Алеппо. При отражении атаки были убиты и ранены до 30 боевиков. Военные также понесли потери – до 15 убитых и раненых.

28 июля 6 мирных жителей стали жертвами обстрела турецкой артиллерией восточной части провинции Алеппо.

В течение недели практически ежедневно сирийская артиллерия подвергала обстрелам позиции джихадистских формирований в районах г.Кабани (провинция Латакия), Джебель аз-Завия (юг провинции Идлиб) и в долине Аль-Гааб (северо-запад провинции Хама). Обстрелам подвергались позиции группировок «Хайат Тахрир аш-Шам» и «Исламская партия Туркестана» (обе запрещены в РФ), которые они удерживают по периметру зоны деэскалации Идлиб.

30 июля турецкое  агентство «Анадолу» со ссылкой на источники в сирийской оппозиции сообщило, что Египет отправил до 150 военнослужащих в Сирию для поддержки военных операций Дамаска. По данным источников, египетские военные прибыли в страну на самолете, который сел на аэродроме в провинции Хама. «Анадолу» отмечает, что египетские военные, вооруженные стрелковым оружием, размещены около города Саракиб в провинции Идлиб и в районе Хан Асель в провинции Алеппо — недалеко от линии фронта в идлибской зоне деэскалации. Агентство утверждает, что египтяне поддерживают координацию с проиранскими формированиями, которыми командуют офицеры Корпуса стражей исламской революции (КСИР).

31 июля сирийский военный источник опроверг сообщения турецких СМИ о прибытии в Сирию египетских военных. Он отметил, что нет военной необходимости в их присутствии в Сирии.

Официально Дамаск и Каир о направлении египетских военных в Сирию не сообщали. Дальнейшее развитие событий покажет, какая сторона права.

В целом, обратило на себя внимание постоянство, с которым сирийская артиллерия обстреливала в течение недели позиции джихадистских группировок в зоне деэскалации Идлиб. Это постоянство, а также переброска к границам зоны наиболее боеспособных соединений сирийской армии может говорить о намерении Дамаска вскрыть идлибский «нарыв». Как представляется, подобная операция вряд ли возможна без определенных договоренностей на этот счет между Москвой и Анкарой.