- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Очередные выборы в парламент Кувейта

17 мая кувейтские избиратели пришли к урнам для голосования, чтобы избрать 50 депутатов парламента нового созыва. Было выдвинуто 274 кандидата, из них 27 женщин. Численность избирателей, согласно официальным данным, составила 361 тыс. человек, среди которых доля женщин была преобладающей — 200 тыс. Голосование было тайным и прямым и проходило в пяти избирательных участках, в соответствии с территориальным делением страны. Такой порядок голосования был впервые опробован в Кувейте после того, как парламент внес поправки в избирательный закон в июне 2006 г. Эти поправки были инициированы оппозицией, которая путем сокращения избирательных участков с 25 до пяти стремилась усовершенствовать процедуру выборов, повысить эффективность борьбы с подкупом голосов и усилить контроль за результатами выборов. Как считали представители оппозиции, большее число избирательных участков позволяет легче осуществлять подкуп голосов и проводить в парламент консервативно настроенных депутатов, которых поддерживают представители так называемых бедуинов, то есть тех, кто выступает за сохранение традиций, против изменений в общественной жизни и проведения реформ. Кроме того, во многих округах компактно проживают представители тех или иных племен, кланов и религиозных групп (суннитских или шиитских), которые поддерживают своих кандидатов. Укрупнение избирательных участков, по мнению оппозиции, должно было снизить влияние традиционных связей на ход избирательных кампаний и усилить значение политических программ.

Эмир Кувейта шейх Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах объявил о проведении досрочных выборов 17 мая с.г., после того как правительство подало в отставку. Предыдущий созыв Национального собрания также не проработал положенный ему срок в четыре года и был распущен указом эмира, назначившим проведение новых выборов в парламент. Борьба между законодательной и исполнительной ветвями власти в последние годы стала нарастать. В течение 15 месяцев работы парламента последнего созыва депутаты направили семь запросов в правительство, в которых ставилась под сомнение деятельность отдельных министров. В результате состав правительства обновлялся два раза, а шесть министров вынуждены были подать в отставку. Новые выборы должны были привести к избранию более лояльных правительству депутатов, потому что кувейтское общество устало от постоянных кризисов в политической жизни страны. По расчетам властей, кувейтские избиратели должны были проголосовать за умеренных кандидатов, которые смогли бы сотрудничать с правительством и совместными усилиями исполнительной и законодательной ветвей власти осуществлять реформы, направленные на трансформацию экономической и политической системы страны, в направлении ее либерализации и демократизации. В значительной степени эти надежды оправдались. На выборах одержали победу представители консерваторов, кандидаты от исламистских организаций и те, кто в своих программах поддерживал позиции правительства. Представители либерального направления не смогли собрать прежнего числа мест в парламенте.

В то же время можно отметить определенную усталость общества, что проявилось в более низкой явке, чем ожидалось. В выборах приняли участие 68,9% общего списка избирателей. Это достаточно высокий показатель, однако, как правило, кувейтские избиратели отличаются большой активностью и участие в выборах в парламент считают своим долгом. Кроме того, безразличие общества проявилось в том, что изменения в составе парламента были не столь значительными: 30 депутатов прежнего созыва сохранили свои прежние депутатские мандаты. Депутатские полномочия получил 21 представитель исламистов. Причем депутаты от шиитской общины увеличили свое представительство с четырех до пяти мест в парламенте, в то время как среди представителей суннитов также произошли изменения: численность депутатов от Исламского конституционного движения, представляющего «Братьев-мусульман», была снижена, тогда как представители консервативного салафистского движения «Возрождение наследия» увеличили свое представительство. Кандидаты-консерваторы и представители племен завоевали 12 мест, восемь мандатов получили депутаты, поддерживающие правительство, тогда как либералы получили только четыре места в парламенте.

Женщинам, как и прежде, не удалось пройти в парламент. Они получили право участвовать в выборах и выставлять свои кандидатуры в мае 2005 г., когда парламент утвердил изменения в закон о выборах, предоставив политические права женщинам. Однако женщинам пока не удалось реализовать свое право активно участвовать в политической жизни страны. Среди женщин, выдвинувших свои кандидатуры на выборах, было много достойных претенденток. Одна из них – доктор Рола Аль-Авди. Впервые женщина участвовала в предвыборной борьбе как представитель политического движения – оппозиционного Национально-демократического блока, имеющего либеральную направленность. На своих избирательных плакатах она поместила фотографию, на которой она была изображена в европейском костюме, без традиционного для мусульманок хиджаба.

Но Рола Аль-Авди была не одинока. Многие женщины, которые выставили свои кандидатуры на выборах, во время проведения предвыборной кампании подчеркивали свои передовые взгляды и отказ от устаревших, с их точки зрения, традиций. По всей вероятности, подобные взгляды оказались неприемлемыми для достаточно консервативного кувейтского общества, что и стало одной из причин поражения женщин на выборах. Кроме того, число женщин, которые добивались избрания в парламент, было невелико, всего 27 женщин решились участвовать в борьбе за депутатское место. То, что избрание женщин в парламент оказалось невозможным, объясняется той обстановкой, которая сложилась в стране. Стремление к стабилизации внутриполитической ситуации было очевидным, и это не давало женщинам шанса победить в борьбе за место в парламенте. Их участие в парламентской деятельности означало бы серьезные перемены в политической жизни страны и не способствовало бы консолидации ветвей власти. Кроме того, в кувейтском обществе все еще высказываются сомнения в отношении готовности женщин участвовать в принятии ответственных политических решений.

Результаты выборов свидетельствуют о том, что большинство мест в Национальном собрании получили депутаты, которые не будут инициировать кардинальные изменения и будут занимать умеренные позиции по актуальным проблемам развития страны.

Представители парламентской оппозиции выразили свое недовольство результатами выборов, а также возмущение теми нарушениями, которые, как утверждала оппозиция, были допущены в ходе избирательной кампании. Основное недовольство было направлено в адрес так называемых кандидатов-бедуинов, которые получили около 40% всех мест в Национальном собрании страны. По данным оппозиции, около 50% населения Кувейта идентифицирует себя с тем племенем, к которому принадлежали его предки, и хотя бывшие бедуины давно стали оседлым населением, получили образование и занимаются различными видами деятельности, они не утратили своих племенных корней и используют племенные связи в том числе и для получения поддержки своих соплеменников в ходе избирательной кампании. Эти кандидаты неофициально выдвигались на основе племенной общности, они в нарушение закона о выборах проводили предварительные выборы в округах для определения единого кандидата от своего племени. Члены избирательной комиссии пытались пресечь подобные действия, но не всегда им это удавалось. Обозреватель газеты «Аш-Шарк Аль-Аусат» также отмечал, что впервые в истории Кувейта власти боролись с подкупом голосов и несколько дел, связанных с подобным нарушением, были переданы в Генеральную прокуратуру.

Тем не менее представители оппозиции считают, что Кувейт может утратить ту авангардную роль, которую он всегда играл в регионе Персидского залива. Кувейт по праву считается политически наиболее развитым государством среди тех арабских стран Залива, где власть принадлежит правящим семьям, из числа которых назначается правитель страны. В Кувейте раньше, чем в других странах — членах Совета сотрудничества арабских государств Залива, был создан парламент на основе прямых, тайных и всеобщих выборов, отвечающих всем требованиям демократических процедур. Состав избранного парламента ставит под сомнение его возможность оказывать действенное влияние на правительство и подталкивать его к проведению реформ и осуществлению проектов развития, направленных на достижение прогресса в общественно-политической жизни.

В то же время парламент, по всей вероятности, продолжит борьбу с коррупцией и административными нарушениями представителей власти. Эти проблемы волнуют кувейтское общество и находят поддержку среди представителей различных политических направлений, в том числе исламистов и консерваторов.