- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Афганские аналитики о фундаментальных разногласиях между правительством ИРА и движением «Талибан»

Перспектива переговоров между правительством Исламской Республики Афганистан (ИРА) и радикальным исламистским движением «Талибан» (запрещено в РФ) стала более обозримой после того, как обе стороны на прошлой неделе объявили о кратковременном прекращении огня во время мусульманского праздника Ид аль-Адха (Курбан-байрам). При этом остается неясным, смогут ли стороны преодолеть насущные разногласия по поводу освобождения заключенных, продления режима прекращения огня и непрекращающегося насилия со стороны боевиков движения. Тем не менее, ожидается, что талибы и сторонники нынешней афганской политической системы, формально называемой Исламской Республикой, примут решение об общей будущей политической системе до завершения вывода военного контингента США из Афганистана в следующем году. Афганское правительство и талибы, как сообщается, достигли соглашения об освобождении сотен заключенных боевиков, когда спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад совершил поездку по региону с целью оживить застопорившийся афганский мирный процесс. Талибы освободили около 800 афганских военнослужащих в обмен на освобожденных правительством 4000 боевиков. В то же время нет никаких признаков того, что главари движения «Талибан» готовы отказаться от своего стремления воссоздать Исламский Эмират Афганистан (официальное название их режима 1990-х годов), режим которого спровоцировал международное осуждение из-за насильственного установления талибами исламских законов шариата. Афганское правительство, гражданское общество, а также лидеры и фракции, поддерживающие республиканскую систему правления, стремятся сохранить достижения афганской политической системы последних двух десятилетий, несмотря на насилие, коррупцию, сокращение международной помощи и продолжающееся вмешательство в дела Афганистана соседних государств (в частности, Пакистана).

Представитель талибов в Катаре Сухейль Шахин на прошлой неделе заявил, что движение готово продвигать мирный процесс, а также предложить сроки, в течение которых могли бы сдвинуться с мертвой точки переговоры. «Исламский эмират готов освободить всех оставшихся заключенных другой стороны до кануна праздника Ид аль-Адха при условии, если они освободят наших заключенных в соответствии с нашим списком, уже переданным им», – написал он 23 июля в Твиттере, добавив, что внутриафганские переговоры начнутся сразу после праздника. Другой представитель талибов Забихулла Муджахид 28 июля также объявил о трехдневном прекращении огня во время Ид аль-Адха. Вместе с тем лидер талибов Мавлави Хайбатулла Ахундзада официально не заявлял о том, что именно его движение готово предложить Кабулу и что его руководство будет требовать взамен. Вместо этого он заявил, что «Талибан» по-прежнему считает себя свободным от каких-либо обязательств или обещаний. «Местные партии должны немедленно устранить все препятствия, мешающие внутриафганскому диалогу, и отдавать приоритет более высоким интересам нашей родины, чем разделению более мелких», – заявил Ахундзада 28 июля в письменном обращении, опубликованном на веб-сайте талибов. Лидер движения отметил важность того, чтобы «афганцы могли совместно устранить все внутренние и потенциальные причины войн и конфликтов, восстановить мир на родине и достичь взаимопонимания по поводу будущего исламского правительства». Данные заявления вызвали смешанные чувства среди афганцев, которые надеются на обозримое перемирие, но ставят под сомнение способность талибов выполнять свои обязательства.

Под председательством Ашрафа Гани афганское правительство подчеркивало сохранение республиканских ценностей и достижений последних 19 лет в области демократии, прав человека и прав женщин, неоднократно заявляя, что все эти вопросы являются неотъемлемой ценностью современного афганского общества.

«Если талибы продолжат борьбу, мирный процесс в Афганистане столкнется с серьезными проблемами», – заявил Гани ранее в этом месяце, добавив, что нынешний уровень насилия в стране выше, чем в прошлом году. Президент также отметил, что с момента подписания соглашения между США и талибами в феврале 2020 года около 3560 афганских военнослужащих были убиты и 6781 ранены. Гани призвал талибов согласиться на «постоянное и всеобъемлющее прекращение огня» в ходе предстоящих мирных переговоров.

Вместе с тем, еще в марте мулла Фазель, бывший военный командир талибов и нынешний высокопоставленный переговорщик отметил, что восстановление Исламского Эмирата остается главным приоритетом движения. «Амир или лидер [будущего правительства] будет нашим. Там будет исламский эмират, и будет система, основанная на шариате [исламском законе]», – заявил он боевикам и сторонникам движения «Талибан» в юго-западной провинции Пакистана Белуджистан, которая служит убежищем правительства талибов с тех пор как их режим в Афганистане был свергнут в конце 2001 года. По словам Фазеля, новый исламский эмират будет более инклюзивным. «В отличие от прошлого, не все [чиновники] будут выходцами из улемов или талибов», – сказал он. «Талибан» или «Исламский эмират» никогда не станут частью правительства Кабула, но мы можем предоставить им [некоторым лицам] министерство или какие-то другие должности». Афганский политический активист Хайрулла Шинвари, который недавно встречался и общался с главарями «Талибана», утверждает, что талибы готовы сотрудничать с афганским правительством. «Они примут любую политическую систему, согласованную на внутриафганских переговорах, если она не будет противоречить религиозным и традиционным ценностям афганцев», – заявил он.

Главный вопрос, очевидно, заключается в том, возможно ли найти золотую середину, удовлетворяющую обе стороны конфликта. Али Явар Адели, эксперт сети аналитиков Афганистана (AAN) считает, что соглашение может быть заключено только при устойчивом дискурсе, сфокусированном на совместных  достижениях и прогрессе. «Мы должны продолжить эти переговоры, потому что наши ценности не были достигнуты легко», – заявил Адели. «Ключевой вопрос заключается в том, чтобы сохранить достижения, которые связаны с фундаментальными правами человека, и продолжать обеспечивать мир, являющийся основным желанием всего афганского народа», – считает кабульский аналитик Аминулла Хабиби.

Таким образом, мы видим, что в преддверии долгожданных внутриафганских переговоров многие вопросы остаются без ответа. Сторонники Исламской Республики, похоже, готовы достичь согласованного урегулирования и принимать активное участие в переговорах, если это поможет приблизиться на шаг к миру и стабильности в Афганистане. Однако, несмотря на видимую готовность представителей движения «Талибан» участвовать в мирном процессе, пока неизвестно, готовы ли они положить конец своей насильственной кампании и пойти на компромисс, если он потребует отказ от радикальных политических и религиозных идеалов движения.