- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О радикализации политических партий в Пакистане

Новый законопроект «Тахафуз-э-Бунияд-э-Ислам» (Tahaffuz-e-Bunyad-e-Islam, «защищающий основы ислама» – авт.), принятый на рассмотрение Пакистанской мусульманской лигой (PML-Q) в Ассамблее провинции Пенджаб, вызвал широкую критику со стороны всего политического спектра Пакистана. В случае принятия, законопроект дает  пакистанскому Генеральному директорату связи с общественностью (DGPR) полномочия подвергать цензуре и мониторингу любую литературу, которую государство считает антиисламской и противоречащей национальным интересам страны. На прошлой неделе в Пакистане были запрещены 100 книг от 31 издательства за «кощунственное, аморальное и антипакистанское содержание». Ранее в июле было прекращено строительство первого индуистского храма в столице Пакистана Исламабаде на фоне того, что несколько законодателей назвали его противоречащим духу ислама. Такое законодательство и нетерпимые взгляды являются отражением многолетних усилий пакистанской политической элиты по исламизации страны, в первую очередь ради поддержки избирателей. Исламская Республика Пакистан уже сильно исламизирована, и вместо того, чтобы обратить вспять опасную тенденцию, законодатели страны участвуют в гонке за дальнейшее продвижение ультрарелигиозной идеологии. Растущая тенденция к представлению противоречивых религиозных законопроектов будет иметь серьезные последствия для безопасности и внутренней стабильности Пакистана. Усиливающаяся радикализация пакистанского общества заметна повсюду, в том числе на самом высоком государственном уровне. В июне премьер-министр Пакистана Имран Хан заявил парламенту, что террорист Усама бен Ладен «принял мученическую смерть» в ходе операции спецназа США в 2011 году. История Пакистана демонстрирует, что усилия государства по усмирению радикальных элементов и борьбе с насильственным экстремизмом в целях укрепления национальной безопасности оказали главным образом разрушительное влияние на внутренние дела Пакистана. За прошедшее десятилетие по всей стране тысячи мирных жителей погибли в результате террористических актов. В последние годы в результате специальных операций Вооруженными силами Пакистана из страны были вытеснены тысячи боевиков, однако это не означает, что такие экстремистские группировки, как «Техрик-е-Талибан Пакистан» (ТТП, организация запрещена в РФ), прекратили свою деятельность. В недавнем докладе Организации Объединенных Наций приводится предупреждение о том, что боевики скрываются в соседнем Афганистане и по-прежнему представляют серьезную угрозу безопасности Пакистана. «Общее число пакистанских иностранных боевиков-террористов в Афганистане, представляющих угрозу для обеих стран, оценивается в пределах от 6000 до 6500, большинство из них из ТТП», – говорится в докладе. Тем не менее, на фоне недавних высказываний на уровне правительства, создается впечатление, что гораздо большую угрозу национальной безопасности представляют законодатели и политические партии, которые пропагандируют ненависть и насилие в отношении религиозных меньшинств. Например, в 2018 году тысячи бескомпромиссных исламистов устроили в Пакистане массовые протесты из-за оправдания христианской женщины, приговоренной к смертной казни за богохульство. Группировка «Техрик-э-Лабайк Пакистан» (Tehreek-e Labbaik Pakistan, TLP), которая возглавляла акции протеста, призывала к убийству судей и других государственных чиновников, участвовавших в рассмотрении дела. «Все трое заслуживают смерти», – заявил один из основателей TLP Мохаммад Фатал Бадри в Лахоре. «Либо их охрана, либо водитель, либо повар должны убить их», – добавил он. По сей день группировка и ее руководство продолжают свободно действовать в Пакистане. Также, на прошлой неделе Ассоциация адвокатов Высокого суда Лахора потребовала, чтобы полиция и другие правоохранительные органы предприняли строгие меры против адептов исламского религиозного движения Ахмадия, если они будут отмечать праздник Ид аль-Адха в Пакистане. Согласно конституции Пакистана 1973 года, ахмади не считаются мусульманами, и любой, кто поддерживает деятельность этой общины, рискует быть обвиненным в богохульстве. Также тревогу вызывает то, что на всеобщих выборах 2018 года TLP заняла третье место по количеству голосов в Пенджабе, набрав более 2 млн голосов. При этом партия не участвовала ни в каких предвыборных дебатах, будь то посвященных планам по развитию пакистанской экономики, социальной политики или улучшению сектора здравоохранения. TLP, которая впервые участвовала в всеобщих выборах 2018 года, опиралась только на один эмоциональный призыв, в котором содержался призыв к защите поправки «Хатми-Нубувват» («Конец пророчества») в конституции Пакистана. Возможно, основные политические партии страны осознают, что им не нужно обеспечивать хорошее управление, чтобы привлечь избирателей. Вместо этого, одобрение и поддержка фанатичного законодательства в парламенте может выполнить за них работу по обеспечению достаточной численности электората. Растущая культура нетерпимости и фанатизма, которую пропагандируют пакистанские законодатели, стремительно становится угрозой для других политиков в государстве. Ранее в июле бывший министр иностранных дел Пакистана Хаваджа Асиф был обвинен в совершении богохульства другим законодателем от правящей партии за неосторожное заявление о том, что все религии равны. Федеральный министр науки и технологий Пакистана Фавад Чаудхри в своем Твиттере заявил, что в пакистанском парламенте была создана такая среда, в которой каждый член ежедневно выдвигает предложения, заявляя, что ислам будет в опасности, если их не рассмотрят. «Это опасная тенденция, и она погрузит нас глубоко в сектантство и религиозный экстремизм», – заявил Чаудхри. Стоит отметить, что законопроект «Тахафуз-э-Бунияд-э-Ислам» даже не был представлен членами какой-либо исламистской партии. Член Пакистанской мусульманской лиги Ория Макбул, часто критикуемый за приверженность экстремизму, представил законопроект и получил единодушную поддержку от всех других политических партий. Анализируя причину безусловной поддержки спорного законопроекта, пакистанский эксперт Арифа Нур утверждает, что «в поляризованной среде, где союзники и правительство едва могут прийти к согласию, все три [Пакистанская народная партия PPP, правоцентристская PML-N и PML-Q] стороны быстро и легко объединились вместе с целью «защитить» ислам, потому что это решение их члены и избиратели наверняка поддержат». Таким образом, принятие данного законопроекта демонстрирует, что поддержавшие его пакистанские политические партии продвигают в массы исламистские настроения, потворствуя ультраправым настроениям в той степени, в которой их идеология и принципы смогут стать идентичны. В случае успешного привлечения электората фанатичными партиями существует риск новой волны радикализации пакистанского общества, что может привести к новым вспышкам насилия и агрессивному навязыванию ультрарелигиозной идеологии.