- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Политические аспекты финансового кризиса в Израиле

В начале августа разговоры о возможности новых досрочных выборов в Кнессет стали одной из основных внутриполитических тем, занимающих СМИ еврейского государства. В качестве наиболее вероятной даты их проведения называют ноябрь. Следует напомнить, что это будут уже четвертые подряд досрочные выборы в Израиле, ставшие следствие глубокого и многоуровнего системного кризиса переживаемого им. Четыре избирательных кампании подряд – такое мало где бывало. Что же касается конкретно Государства Израиль, то это совершенно беспрецедентно.

Нынешняя правящая коалиция, громко именуемая «правительством национального единства» была создана лишь в мае после изматывающих коалиционных переговоров. Ее основной целью было объявлена борьба с пандемией коронавируса и ее экономическими последствиями. Так называемое «правительство национального единства» оказалось крайне дорогим громоздким – достаточно вспомнить, что число министров и заместителей министров в нем приближается к 40. И это при том, что в Кнессете – всего 120 депутатов. Никаких сколько-нибудь ощутимых успехов в борьбе с пандемией и ее экономическими последствиями оно не достигло.

Огромное, без преувеличения беспрецедентное в истории Государства Израиль влияние в нынешнем правительстве приобрели ультраортодоксальные религиозные партии – возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ШАС и возглавляемый министром жилищного строительства Яаковом Лицманом ашкеназский блок «Еврейство Торы», ставшие ближайшими союзниками возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху израильской партии власти – Ликуда. Ликуд все еще именует себя «правой» партией. В израильской терминологии это означает, выступающей против территориальных уступок арабам. Однако при этом правые партии «Наш дом – Израиль»(НДИ) во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом и блок «Ямина» во главе с депутатом Кнессета Нафтали Беннетом оказались в оппозиции. Вместо них в коалиции оказалась откровенно левая партия Авода во главе с министром экономики и промышленности Амиром Перецом. Неоднократно обещанное Биньямином Нетаньяху распространение израильского суверенитета на Иорданскую долину и еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного Берега, пользуясь арабской терминологией) было сорвано.

В этих условиях протесты оппозиции сосредоточились на таких проблемах как коррупция (в ней обвиняют непосредственно Биньямина Нетаньяху), требование отстранения его от поста премьер-министра, который он занимает уже много лет, и на тяжелом положении экономики страны, в котором граждане обвиняют, естественно, правительство и стоящего во главе его Биньямина Нетаньяху.

В этом контексте представляется уместным привести конкретные цифры, наглядно подтверждающие, что состояние государственной казны Израиля резко ухудшилось. Итак: дефицит государственного бюджета уже достиг с начала года 70 млрд шекелей (20 млрд долларов США). Это далеко не катастрофа, но тем не менее, речь идет о 7,2% от общей суммы годового бюджета Государства Израиль. Это следует из данных, которые были обнародованы в среду бюджетным отделом («агаф га-хашав ха-клали») Министерства финансов. Для сравнения: в начале августа прошлого года дефицит государственного бюджета составил всего 22,6 млрд шекелей (примерно 6,5 млрд долларов).

Рост правительственных расходов лишь в результате кризиса, вызванного пандемией коронавируса, составил с начала года 22,6 млрд шекелей (примерно 6,5 млрд долларов). Уменьшение доходов в результате этого кризиса достигло 32 млрд шекелей (около 9 млрд долларов). Эта сумма складывается из более, чем 20 млрд шекелей (5,7 млрд долларов) сокращения доходов от налогов и еще 12 млрд шекелей (примерно 3,4 млрд долларов) сокращения доходов из-за вызванных тем же кризисом прекращения выплат в Институт национального страхования («Га-мосад ле-битуах га-леуми»), выплаты которому в нормальных условиях делают практически все граждане и жители еврейского государства, включая тех, кто получает пособие по безработице. Сейчас же число получателей пособий резко возросло при уже упомянутом резком сокращении доходов Института национального страхования.

В дополнение к этому израильское Министерство финансов сообщила, что до сих пор гражданам были выплачены 56,9 млрд шекелей (более 16 млрд долларов) в рамках программ помощи, разработанных правительствам в связи с экономическим кризисом. Бюджетный дефицит составил в июле 12 млрд шекелей (около 3,5 млрд долларов), а за последние 12 месяцев бюджетный дефицит составил 98,4 млрд шекелей (более 28 мдрд долларов).

Средний процент роста расходов во всех израильских министерствах составил с начала года 11%. Однако из-за невыполнения пунктов утвержденного государственного бюджета – за вычетом расходов на борьбу с пандемией коронавируса – речь идет от сокращение в размере 0,5%. Это связано с действующим в Израиле законом, согласно которому, если государственный бюджет на соответствующий год утвержден не был и государство вынуждено жить по бюджету прошлого года, можно ежемесячно расходовать денежные средства только в размере одной двенадцатой от размера бюджета прошлого года. Однако население Государства Израиль выросло за прошедший года на 2%. Здесь необходимо упомянуть о том, что государственный бюджет на 2020 год в Израиле принят не был из постоянных досрочных выборов и отсутствия стабильного правительства. Переходные правительства, не имеющие поддержке большинства в Кнессете не в состоянии принимать государственный бюджет. Таким образом, Государство Израиль живет в 2020 году по бюджету, утвержденному на 2019 год.

Здесь возникает вопрос: а почему бы правительству, сформированному еще в мае, не принять за три месяца своего нахождения у власти государственный бюджет? Кстати, пункт о принятии до 28 августа государственного бюджета на оставшиеся месяцы 2020 года и на 2021 года содержится в коалиционном соглашении, подписанном Ликудом и его основным коалиционным партнером, центристской партией «Бело-голубые», возглавляемой министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем. Однако теперь Ликуд, вопреки этому пункту требует принятия бюджета только на оставшиеся месяцы 2020 года. Собственно, разногласия по этому поводу между партнерами по коалиции и являются непосредственным поводом к разговорам о новых досрочных выборах.

Зачем Биньямину Нетаньяху нарушать коалиционное соглашение, угрожая развалом коалиции? – Этим шагом он пытается избежать выполнения гораздо более важного пункта коалиционного соглашения – о ротации с Бени Ганцем на посту премьер-министра. Отказываться от власти Биньямин Нетаньяху не намерен. А при чем здесь бюджет на 2021 год?  На этот вопрос исчерпывающе ответил депутат Авигдор Либерман, выступивший в четверг утром по армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ». Лидер НДИ весьма убедительно разъяснил, что из-за экономического кризиса государственный бюджет на 2021 год будет неизбежно содержать множество пунктов о сокращении финансирования различных программ и проектов (в том числе социальных выплат), которые самым непосредственным образом затрагивают интересы израильских граждан. Действующий премьер-министр не хочет, чтобы эти сокращения были бы записаны на его имя, что нанесло бы ему ощутимый электоральный ущерб. Он предпочитает увеличить сейчас государственный дефицит различными программами помощи, обеспечивая себе тем самым поддержку различных групп населения  из своего базового электората. А для того, чтобы эффект этих программ поддержки был максимальным, новые выборы должны состояться уже в ближайшие месяцы.