- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Самолет ATR-72/600 БПА Турции и его сравнение с аналогичными моделями ВВС Италии и ВМС Пакистана

Согласно турецким источникам, в марте 2020 года первый самолет ATR-72/600, переоборудованный в версию морского патрульного самолета, прибыл на аэродром Анкары после завершения сертификационных испытаний в Италии. Доводка машины пройдет на объектах Турецкой аэрокосмической компании (Turkish Aerospace Industries, TUSAŞ), после чего самолет передадут заказчику. Ожидается, что поставка шести морских патрульных самолетов ATR-72/600, приобретенных для ВМС Турции в рамках проекта Meltem III, начнется в 2020 году.

Проект Meltem III

Национальная программы Meltem («Бриз») направлена на повышение боевых возможностей морской авиации ВМС Турции и включает несколько подпрограмм. В частности, в рамках Meltem II базовая патрульная авиация (БПА) Турции получила самолеты CN235-100M испано-индонезийского производства. Заключительная часть программы, проект Meltem III, включает закупку восьми гражданских двухмоторный турбовинтовых самолетов ATR-72/600 франко-итальянского предприятия ATR, их модификацию в военные самолеты соответствующего профиля и поставку ВМС Турции.

Причем, две из восьми машины, должны переоборудоваться в конфигурацию универсального морского транспортного самолета (Turkish Maritime Utility Aircraft, TMUA), а остальные шесть – в версию морского патрульного самолета (Turkish Maritime Patrol Aircraft, TMPA). Дополнительно, TMPA получат возможности для ведения противолодочной (Anti-Submarine Warfare, ASW) и противокорабельной войны (Anti Surface Warfare, ASuW). Общая стоимость работ в рамках Meltem III, включающих  закупку, модификацию конструкции, испытания и сертификацию воздушных судов, оценивается в 218,7 млн. долл. США.

Контракт на проект Meltem III в июле 2012 года подписали итальянская Alenia Aermacchi S.p.A (позднее выкуплена Leonardo Defense) и Turkish Aerospace. Соглашение является развитием более ранней сделки от 20 июля 2005 года, вступившей в силу в апреле 2006 года, между Alenia и правительством Турции на поставку турецким ВМС 10 противолодочных самолетов ATR-72/500.

Работы по переоборудованию двух ATR-72/600 (бортовые номера TCB701 и TCB702) в конфигурацию TMUA генеральный подрядчик, компания Alenia, выполнила на заводах в Неаполе (Каподикино) и Турине (Казелле). Среди прочего, самолёты получили новое оборудование радиосвязи и систему автоматического распознавания «свой-чужой» (IFF). После сертификации самолеты вошли в состав БПА ВМС Турции в июле и августе 2013 года.

Работы в рамках программв Meltem III по преобразованию шести ATR-72/600 в версию самолета БПА выполняются на заводах Турецкой аэрокосмической компании. В задачу Turkish Aerospace входит производство компонентов группы А (Kit-A) и инструментов, закупка материалов и вспомогательного оборудования, модификация электросетей, сборка, испытания, наземная поддержка полетов и комплексная логистическая поддержка (Integrated Logistics Support, ILS).

Согласно первоначальному графику, по завершении сертификационных и приемочных испытаний первый из шести TMPA ATR-72/600 планировалось поставить ВМС Турции в феврале 2017 года. Оставшиеся пять машин предполагалось передать заказчику к концу первого квартала 2018 года. Однако, намеченное выполнить не удалось. первый гражданскийATR-72/600 с измененной конструкцией для версии самолета БПА прибыл на предприятия Turkish Aerospace 19 апреля 2023 года.  В том же году турецкая сторона приступила к его дооснащению и модификации.

После завершения необходимых работ, которые помимо прочего включают интеграцию бортового поисково-прицельного комплекса (БППК) AMASCOS-300 (Airborne Maritime Situation Control System) и преобразования самолета в морскую версию с возможностями обнаружения и поражения подводных и надводных целей, первый самолет выполнил свой первый полет 14 июля 2016 года. Самолет сразу же убыл в Турин (Италия) для проведения сертификационных испытаний под контролем компании Leonardo и Директората по воздушным вооружениям и летной годности (DAAA) МО Италии. Вылет в Италию с той же целью второго самолета состоялся в апреле 2017 года.

Первоначально возвращение первого самолета в Турцию ожидалось в мае 2017 года, но из-за трудностей, возникших в ходе сертификации, оно было перенесено на более поздний срок. На пресс-конференции, состоявшейся 10 мая 2017 года на международной выставке вооружений IDEF, вице-президент Leonardo Джованни Соккодато (Giovanni Soccodato) заявил, что передача самолета предполагается во второй половине 2017 года. Уже в следующем году официальный сайт Командования ВМС Турции сообщил о вероятных сроках поставки шести TMPA ATR-72/600 в течение 2019 — 2020 годов. Однако, как указано выше, возвращение в Турцию первого сертифицированного в Италии противолодочного борта состоялось только в марте 2020 года.

Между тем, в течение 2014 года в интересах Meltem III были закуплены 10 комплектов БППК AMASCOS-300. Затраты на их приобретение составили 180 млн. евро и списаны в рамках проекта Meltem II. Шесть из вышеупомянутых комплектов планируется использовать на морских патрульных самолетах ATR-72/600. Оставшиеся четыре комплекса намечено сохранить в качестве резервных для технической поддержки эксплуатируемых БППК AMASCOS-300 (причем комплексы, вероятно, могут быть установлены как на TMPA ATR-72/600, так и на двух патрульных CN235-100M).

 

Конструктивные и функциональные особенности TMPA ATR-72/600

 

Согласно открытым источникам, патрульные самолеты CN235-100M могут нести вооружение во внутреннем оружейном отсеке и под крыльями на внешних точках подвески (жестких пилонах). В состав вооружения могут входить противокорабельные ракеты (ПКР), легкие торпеды Mk46 и глубинные бомбы.

Несмотря на более длинный фюзеляж, самолет ATR-72/600 внутреннего оружейного отсека не имеет. Кроме того, из-за особенности конструкции его крыльев крепление вооружения и другой полезной нагрузки под ними также не производится. Нагрузка крепится на пилонах, установленных тангенциально на нижних краях фюзеляжа. Каждый пилон весит около 40 кг и позволяет нести максимальную нагрузку до 454 кг (1000 фунтов).

Хотя установка пилонов на фюзеляж и предотвращает чрезмерную нагрузку на крылья – внешняя подвеска значительно снижает аэродинамические характеристики самолета и приводит к увеличению расхода топлива и снижению его боевой производительности. Помимо того, этот показатель дополнительно снижают очень медленные крейсерские и патрульные скорости (скорость патрулирования ATR-72/600 составляет 240 км/ч, или 130 узлов).

Технически платформы TMPA ATR-72/600 могут иметь четыре пилона: два перед отсеками шасси и два в задней части самолета. Два дополнительных пилона также могут устанавливаться сразу за передним шасси. Пилон на правой стороне фюзеляжа позволяет нести до 200 кг и обычно имеет прожектор Spectrolab SX16E и установку для отстрела ракет Thiokol LUU-2B/B. Прожектор Spectrolab SX16E размещается в подвижной «сферической» оптронной установке, работает в видимом и инфракрасном спектрах, имеет силу светового потока в 100 миллионов свечей. Заряд ПУ Thiokol LUU-2B/B составляет 6 осветительных (сигнальных) ракет. Пилон на левом борту фюзеляжа  может нести модуль с дистанционно управляемым 12,7-мм пулемёт FN M3P.

В комплект вооружения самолет БПА Турции ATR-72/600 могут входить: две 324-мм легкие торпеды типа  Mk46 Mod 5 и Mk54 (около 250 кг); глубинные заряды (около 160 кг); ПКР Penguin Mk2 Mod 7, NSM, SOM-J (всего около 400 кг) или более легкие ПКР Marte Mk2/S и ее новая версия Marte ER. Инженерия поддержки, необходимая для интеграции легких торпед Mk46 Mod 5 и Mk54, предоставляется американской компанией Raytheon. С этой целью в июле 2014 года между основным подрядчиком Alenia Aermacchi и Raytheon подписан контракт на сумму 5,7 млн долл. США.

В стандартной конфигурации две легкие торпеды устанавливаются на передних, а  два глубинных заряда на задних пилонах. В качестве альтернативы глубинным бомбам на пилонах также возможна подвеска двух ПКР Penguin Mk2 Mod7 (AGM-119B).  Для применения ракет других типов пилоны требуют модификации.

Бортовой поисково-прицельный комплекс AMASCOS-300 пригоден для развертывания как на самолетах CN235-100M (P-235), так и на TMPA ATR-72/600. Система реализует возможности ASW/ASuW и состоит из четырех автоматизированных рабочих места (АРМ) офицеров-операторов: оператора РЛС, специалиста по тактической координации (TacCo), оператора акустики и радиоэлектронной борьбы (EW) и оператор связи.

В состав БППК входят:

Согласно публикациям, поисковая РЛС Ocean Master 400 имеет механически вращаемую АФАР. При благоприятных погодных условиях, в пределах района поиска площадью 100 кв. км, радар способен обнаружить перископ подводной лодки с высоты около 300 м (1 000 футов) на дальности до 30 морских миль, а патрульный катер с высоты около 1800 м (6 000 фт) на дальности до 90 морских миль.

Функционал БППК AMASCOS-300 позволяет быстро обрабатывать данные от десятков датчиков на самолете и отображать с применением соответствующей символики полную картину обстановки в оперативной зоне (включая надводную, воздушную и подводную) на экранах универсальных консолей (Multipurpose Operator Console, MOC) АРМ операторов. По утверждению специалистов, именно эта возможность, которая является обязательной для создания полной картины обстановки в оперативном районе, сыграли значительную роль в задержке проекта. Компания Thales столкнулась с серьезными техническими проблемами при интеграции оборудования, предназначенного для обработки больших объемов данных, и программного обеспечения для него. Подразделению Thales Alenia Space потребовалось дополнительно написать 3 миллиона строк кода для AMASCOS-3000, чтобы добиться его надежной работы в режиме реального времени. Общий убыток компании превысил 50 млн. евро.

Характеризуя тактические возможности платформы TMPA ATR-72/600 в её противолодочной версии, эксперты приводят следующий сценарий: патрульный самолет, выполняя миссию на удалении 200 морских миль от своей базы, обнаружил перископ ПЛ, идентифицировал цель и выпустил по ней две торпеды. При этом, он имел  оптимальную высоту 1500 м и крейсерскую скорость 240 км/час (5000 фт и 130 узлов, соответственно). Согласно приводимым расчетам, при таком профиле задания самолет сможет оставаться в воздухе в течение 6,5 часов.

По данным из открытых источников, TMPA ATR-72/600 способен действовать в течение примерно 8,5 часов, учитывая расстояние примерно в 1 000 морских миль и 6-часовое время патрулирования, включая 30-минутный период атаки. В этом случае максимальный налет самолета (10 часов в поисково-спасательной миссии, более 8 часов из них зарезервированы для миссии наблюдения) составит чуть более 2 часов в оперативном районе в 600 морских милях от базы и 3,3 часа в оперативном районе в 400 морских милях.

 

Сравнение турецких ATR72/600 с аналогичной техникой ВВС Италии и ВМС Пакистана

 

ВВС Италии приобрели самолеты ATR72/600 в версии БПА по нескольким договорам. Четыре машины, закупленные у Alenia Aermacchi по контракту от декабря 2008 года, получили обозначение P-72A. Контракт выполнен с задержкой. Такое же количество самолетов (обозначение P-72B) проданы компанией Leonardo Aircraft (один по договору от июля 2018 года и три – от октября 2019 года). Первый самолет поставлен заказчику в ноябре 2019 года, а остальные три ожидаются к 2022 году.

Итальянский морской патрульный самолет ATR-72/600 (P-72A) оборудуется новым бортовым поисково-прицельным комплексом. Разработка компании Selex Galileo – это полностью итальянский продукт, получивший обозначение ATOS-E (Airborne Tactical Observation and Surveillance-Enhanced). Система относится к поколению, следующему за AMASCOS, и является более эффективным и гибким решением в зависимости от используемых сенсоров. Открытая модульная архитектура ATOS позволяет интегрировать различные датчики и поддерживать их функционал. Единственной существенной особенностью, отсутствующей в БППК ATOS по сравнению с комплексом AMASCOS, является полное объединение данных, которое используются для обнаружения и классификации целей. В четырех универсальных АРМ операторов для снижения затрат и упрощения конфигурации широко использованы  коммерчески доступные компоненты.

По сравнению с проектом Meltem III, итальянские P-72A имеют более современное оборудование с точки зрения датчиков. Поскольку соглашение Meltem III подписано в 2005 году, заказ на БППК AMASCOS-3000 был размещен в 2002 году в подпрограмме Meltem II. В результате разница между турецкими и итальянскими сенсорными технологиями составляет около 10 лет. В наибольшей степени преимущества аппаратных средств БППК самолета Р-72А проявляются на примерах РЛС с АФАР SeaSpray 7300E производства Selex Galileo/Leonardo, полностью цифровой системы разведки и наблюдения StarSAFIRE С380-HD EO/IR от компании FLIR и интегрированной широкополосной системе космической связи SatCom.

Эксперты отмечают значительное превосходство характеристик более современной РЛС SeaSpray 7300E над поисковой РЛС Ocean Master турецкого самолета. Прежде всего, по дальности обнаружения целей (точные данные не приводятся), надежности (2000 часов среднего времени между отказами) и многорежимной гибкости. При разрешении менее метра РЛС SeaSpray 7300E дополнительно имеет режимы SAR/ISAR (синтезированная апертура / обратная синтезированная апертура) и режимы обнаружения движущихся целей, включая наземные (MTI/GMTI).

Более современная по сравнению с турецкой AselFLIR-200 система разведки  StarSAFIRE 380-HD включает средневолновую инфракрасную камеру (MWIR, 3-5 мкм,  разрешение 1280×720 точек и 120-кратное увеличение), цветную цифровую CCD камеру дальнего действия HD Color Color NIR, CCD камеру для слабого освещения, а также безопасный для глаз лазерный дальномер (он же осветитель и указатель). Точность и стабильность прицеливания системы менее 0,5 рад.

ВМС Пакистана по состоянию на апрель 2020 года имеют два морских патрульных самолета ATR 72/500 (ATR-72-212A) с бортовыми номерами 78 и 79. Самолеты известны как RAS 72 Sea Eagle и ранее находились на вооружении ВМС страны в качестве транспортных. Их переоборудование в интересах БПА с возможностями ASW проведено в соответствии с соглашением от 2015 года, подписанным с компанией Rheinland Air Service (RAS), г. Мюнхенгладбах, Германия.

Первый самолет (бн 79) производитель передал Пакистану в июне 2018 года, второй  (бн 78) – в июне 2019 года. После их переоборудования в самолеты БПА RAS 72 Sea Eagle немецким подрядчиком самолеты вновь вошли в состав ВМС Пакистана 12 декабря 2018 года (бн 79) и 4 января 2020 года (бн 78). В этот же день ВМС Пакистана получил еще один ATR-72 (бн 76) в транспортной конфигурации. Примечательно, что работы по изменению конструкции и переоборудованию первого самолета (бн 79) заняли 15 месяцев, работа над вторым самолетом (бн 78) длились всего 12 месяцев.

Компания RAS публично представила второй многоцелевой морской патрульный самолет (MPA) ATR-72/500 ВМС Пакистана с противолодочными возможностями на авиасалоне в Париже, состоявшемся 17-23 июня 2019 году. Первый самолет ATR-72/500 (бн 79) был продемонстрирован с другим самолетом ATR-72 (бн 77) в транспортной конфигурации в последний день многонациональных морских учений AMAN-19, проведенных в Карачи 8-12 февраля 2019 г.

Представитель RAS, отвечавший на вопросы журналистов во время Парижского авиасалона, сообщил, что на первом самолете морская авиация Пакистана выполнила более 300 миссий, которые заняли более 500 летных часов. Он также отметил, что ВМС Пакистана намерены переоборудовать еще три ATR-72 в конфигурацию MPA, но это зависит от бюджетных ассигнований. По просьбе ВМС Пакистана, установленные изначально на ATR-72/500 двигатели P127F в самолетах RAS 72 Sea Eagle модернизированы до двигателей P127M (мощность 2 750 л.с.), используемых в ATR-72/600. В качестве БППК самолет получил комплекс AeroMission от компании Aerodata AG (Германия).

В составе AeroMission имеется четыре АРМ операторов, расположенные рядом в тандемной конфигурации внутри кабины. Благодаря своим алгоритмам объединения сенсоров, пакистанский БППК способен обрабатывать данные с датчиков самолета во время полета и передавать их на соответствующую наземную станцию управления (Ground Control Station, GCS) в режиме реального времени с помощью современных систем связи, установленных на самолете. По утверждению представителя RAS, благодаря модульной концепции, АРМ операторов на борту RAS 72 Sea Egle можно извлечь из кабины за 2 часа.

Многоцелевые патрульные RAS 72 Sea Eagle ВМС Пакистана оснащены РЛС с АФАР SeaSpray 7300E; системой РЭБ ESM/ELINT suite от компании Elettronica, разведывательной системой FLIR Star SAFIRE III высокой четкости, работающей в  электрооптическом и инфракрасном (EO/IR) режимах; системами обработки акустических сигналов, постановки радиобуев, сбрасывания дипольных отражателей и ИК-ловушек, спутниковой связи SatCom (Ku-диапазона); транспондером, пеленгатором, системой распознавания «свой-чужой», а также специфичной для ВМС Пакистана системой передачи данных (Link Green). Самолеты не оборудованы системой обнаружения магнитных аномалий (MAD).

При максимальном использовании емкости топливных баков RAS 72 Sea Eagle могут летать более 9 часов. Для выполнения задач противолодочной войны платформа оснащена двумя пилонами для итальянских легких противолодочных торпед AW4/S Mod 3 (около 265 кг). По запросу клиента конструкция самолета позволяет установить в целом четыре внешних пилона (два спереди и два сзади). В дополнение к легким торпедам (таким как Mk46 или A244/S) передние пилоны могут нести  противокорабельные ракеты, которые запускают свои двигатели в воздухе после того, как они сброшены с пилона самолета (например, Penguin Mk2).

 

Таким образом, можно констатировать, что разработанные в качестве гражданских самолеты ATR-72 франко-итальянского производства оказались удачным решением для применения в военных целях. Причем, если летные характеристики машин практически не отличаются, то их оперативные возможности значительно разнятся и зависят от набора оборудования, включенного в состав бортового поисково-прицельного комплекса.

Программа Meltem, инициированная Турцией более 15 лет назад, фактически еще не завершена. Состав же закупленного в рамках проекта Meltem II БППК AMASCOS-300 уступает возможностям как итальянского, так и пакистанского комплексов. С учетом современных амбиций турецкого военно-политического руководства вполне вероятно, что программа Meltem не завершится на фазе Meltem III, а получит продолжение, целью которого станет преодоление сложившегося технологического отставания.