- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О сделке по нефти Сирийского Курдистана и ее политических последствиях

30 июля СМИ сообщили о соглашении, заключенном между Сирийским демократическим советом, органом, управляющим сирийскими регионами, находящимися под контролем Сил демократической Сирии (СДС), и американской энергетической компанией о разработке нефтяных месторождений на северо-востоке САР. Данная сделка, получившая одобрение со стороны Белого дома, является грубым нарушением международного права, так как была совершена без согласия сирийского правительства и ведет к разграблению природных богатств этого ближневосточного государства. Одним из ее результатов стала мобилизация сирийским правительством арабских племен Заевфратья на борьбу с американскими оккупационными войсками и курдами из СДС.

Один из курдских источников сообщил, что сделка, позволяющая американской корпорации торговать нефтью северо-востока Сирии в обмен на модернизацию уже существующих и эксплуатацию новых месторождений, совершена с благословения Белого дома. Этой корпорацией является компания Delta Crescent Energy LLC, зарегистрированная на территории штата Делавэр. Синам Мохаммед, представитель СДС в США, в своем блоге в Твиттере упомянул о том, что данная компания заключила соглашение с руководством курдской автономии в Сирии, не раскрывая деталей. В то же время, по сообщению портала «Аль-Монитор», сенатор-республиканец от штата Южная Каролина Линдси Грэхем, близкий к президенту Дональду Трампу, имел беседу с командующим вооруженными отрядами СДС Мазлумом Кобане, проинформировавшим его о сделке и попросившем уведомить о ней американского президента.  1 августа, выступая в сенатском Комитете по международным делам, госсекретарь США Майк Помпео  заверил Грэхема в том, что он удовлетворен соглашением. «Подготовка сделки заняла чуть больше времени, чем мы рассчитывали, сенатор, но сейчас мы приступаем к ее осуществлению», — заявил он. Помимо инвестиций компании Delta Crescent Energy LLC в нефтедобычу на северо-востоке Сирии соглашение предусматривает предоставление американским правительством курдской автономии двух передвижных нефтеперерабатывающих заводов, хотя источники сообщают, что их хватит только на удовлетворение 20% потребностей региона в нефтепродуктах. СДС в настоящее время контролируют большую часть нефтяных богатств Сирии. Крупнейшими нефтяными месторождениями на северо-востоке являются Румейлан, близкое к турецкой и иракской границам и расположенное южнее месторождение Аль-Омар. До гражданской войны добыча на этих месторождениях достигала 380 тысяч баррелей в день. В настоящее время она упала до 60 тысяч баррелей. Большая часть нефтепродуктов низкого качества для внутреннего потребления производится на самодельных нефтеперерабатывающих мини-заводах. Значительную часть нефти сирийские курды продают правительству Башара Асада. Несмотря на драконовские санкции против Сирии, американская администрация закрывает глаза на эту торговлю. Длительная война против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) привела к выходу из строя большей части нефтяных скважин и существенному загрязнению окружающей среды на северо-востоке Сирии.

Американские инвестиции в нефтегазовый сектор, находящийся под контролем сирийских курдов, представляют еще один шаг по консолидации режима незаконной курдской автономии (де-факто – самостоятельного государства). Первым шагом стало примирение СДС с его конкурентами из курдских партий на северо-востоке САР, достигнутое в июне этого года при американском и французском посредничестве. 17 мая было объявлено о заключении Соглашения он национальном единстве между правящей в курдской автономии Партии демократического союза (PYD) с одной стороны и партиями, входящими в Курдистанский национальный совет (КНС) с другой. Соглашение предусматривает легализацию курдских партий, входящих в КНС на территории курдских кантонов, их допуск к выборам и предоставление им мест в будущем правительстве. Руководство PYD даже извинилось за имевшие место в прошлом репрессии по отношению к представителям этих партий на северо-востоке Сирии. Всего к соглашению, заключенному в Камишлы, присоединились 25 местных политических партий. В том числе Партия демократического союза,  Демократическая партия курдов Сирии (PDKS), Партия демократического мира Курдистана, Национальная партия курдов Сирии, Республиканская партия Сирийского Курдистана, Либеральная партия Курдистана, Левая партия курдов Сирии, Левая демократическая партия курдов Сирии, Коммунистическая партия курдов, Рабочий союз Курдистана, Партия демократических перемен в Курдистане, Партия солнца Сирийского Курдистана, Партия свободы Курдистана, Движение будущего в Сирийском Курдистане, Конгресс женщин Рожавы и другие партии и движения.

При этом главным партнером Партии демократического союза по переговорам была Демократическая партия курдов Сирии (PDKS), находящаяся под сильным влиянием Демократической партии Курдистана (Иракского) Масуда Барзани. Необходимо отметить, что иракские курды уже выступали  посредниками в деле примирения своих сирийских соплеменников. В 2014 году между СДС и КНС было заключено Дохукское соглашение о создании единого руководства на территории Сирийского Курдистана и объединении всех вооруженных формирований в единые военные силы. Однако до его реализации дело так и не дошло. Новые переговоры о примирении курдских политических сил на северо-востоке САР начались в ноябре 2019 года после запуска масштабной турецкой военной операции. Значительная их часть проходила на американской военной базе в Шеддади.

Это событие получило предсказуемую резко отрицательную оценку со стороны Турции. Анкара ранее отказывала СДС и Партии демократического союза в легитимности на том основании, что они представляют только часть курдов Сирии и не могут говорить от их имени. Часть членов КНС входит в состав сирийской объединенной оппозиции, заседающей в Стамбуле. Аналогично турецкое правительство не допускало СДС и до переговоров о политическом будущем Сирии, проходящих под эгидой ООН в Женеве. Теперь перед СДС, являющимися филиалом Рабочей партии Курдистана, открывается возможность претендовать на участие в Женевских переговорах и выступать как международно признанная сила. Неслучайно 20 мая представитель МИД Турции в интервью агентству «Анадолу» охарактеризовал объединение курдских фракций как «создание международного представительного пространства для террористических организаций в Северной Сирии». 3 августа турецкий МИД выступил с заявлением, осуждающим нефтяную сделку между курдской автономной администрацией и американской компанией Delta Crescent Energy LLC. В заявлении говорится: «Этим шагом террористическая организация РПК/ПДС продвигает свою сепаратистскую повестку дня с помощью грабежа и присвоения природных богатств сирийского народа. Ресурсы Сирии должны принадлежать народу этой страны».

Правительство САР также крайне негативно воспринимает последние по времени шаги руководства курдов, особенно подписание контракта с американской компанией. Реакцией на присвоение природных ресурсов стала деятельность сирийской правительства по активизации антиамериканского сопротивления в северо-восточных районах страны. В начале августа в Дейр эз-Зоре состоялся сход племени Эгайдат, крупнейшего и наиболее влиятельного в данной провинции. Поводом стало убийство 5 августа шейха племени Мутшера Хамуда Джейдана аль-Хифли. На съезде было принято решение о создании «народного сопротивления с целью изгнания американских оккупантов». При этом было заявлено о том, что акции сопротивления будут проходить в координации с Сирийской Арабской Армией.

Достаточно бесцеремонное продвижение Вашингтоном интересов курдских политиков из СДС может плохо закончиться для американского присутствия на северо-востоке Сирии. Подобные действия могут стимулировать антиамериканское сопротивление по образцу того, которое развернулось после американской оккупации в иракской провинции Анбар. Одновременно подобные действия подогревают усиливающуюся враждебность арабских племен по отношению к курдам, что может придать противостоянию черты межэтнического конфликта.