- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Перспективы производственного сектора Иордании после пандемии коронавируса

На фоне соседей по региону, Иордания относительно cтабильно и безболезненно переживает глобальную пандемию коронавируса. C марта с.г. были введены строгие ограничительные меры, благодаря которым удалось сдержать распространение инфекции, и число зараженных составляет до сих пор рекордно низкую отметку в 1500 человек. Одновременно, правительство запустило адресные программы социальной поддержки уязвимых слоев и оказало важную поддержку здравоохранительной системе. Перенимая европейский опыт противодействия коронавирусу, иорданские власти сохранили работу предприятий ключевых пищевой промышленности и экспорто-ориентированных отраслей, а уже с апреля-мая приступили к возобновлению работы на других магистральных экономических направлениях и промышленных производствах в стране.

С самого начала кризиса правительство продумало и осуществило серию согласованных мероприятий, направленных на поддержку реального сектора и работающего в нем бизнеса. Меры включили в том числе и законодательные инициативы, разрешающие собственникам частных производств в наиболее пострадавших секторах снижать зарплаты сотрудникам на 30% в мае и июне с.г., чтобы отчасти нивелировать финансовые потери. Одновременно правительство смогло заблаговременно заручиться поддержкой Международного валютного фонда (МВФ), который еще в мае с.г. одобрил для Аммана взнос на чрезвычайную финансовую поддержку в размере 400 млн долларов, что составялет 85% всей квоты Иордании в МВФ. С учетом высокого уровня долгового бремени Иордании (94-95% ВВП или порядка 40 млрд долларов), риски такой политики достаточно высоки, но в условиях пандемии коронавируса она представлялась неизбежной.

Несмотря на, казалось, эффективные и в целом разумные меры поддержки местного бизнеса со стороны иорданского правительства, пандемия тем не менее привела к значительным потерям в реальном производственном секторе. В частности, наблюдается общее падение выручки и доходов во многих предприятиях крупного и среднего бизнеса. Эту негативную тенденцию подтверждает проведенное в июне с.г. исследование по линии Международной организации труда (МОТ) и Программы развития ООН (ПРООН), совместно с Институтом трудовых и социальных исследований FAFO. Исследование охватывало 1200 предприятий производственного сектора в Иордании. В частности, согласно этому исследованию, лишь 25% иорданских компаний в производственном секторе смогли реализовать с началом пандемии план устойчивого продолжения бизнеса, а более 50% подтвердили, что их бизнес находится буквально на грани выживания. Это мнение разделяется и другими международными экспертами и институтами. По их данным, в пик пандемии в апреле-мае с.г. лишь 7% всех производственных предприятий Иордании работали в привычном режиме, при том что 51% были временно закрыты и еще 39% работали с ограничениями. Объективные данные Всемирного банка и Международного валютного фонда также подтверждают сокращение спроса и предложения на иорданском рынке, снижение оборота наличных и выручки, а также подрыв цепочек поставок в результате негативного воздействия COVID-19.

Другой важный аспект – недостаточная информированность и понимание среди собственников производственных предприятий относительно анонсированных и реализующихся правительством мер по поддержке бизнеса. Помимо предоставления субсидий и отсрочек по налоговым выплатам, правительство огласило ранее ряд мер по укреплению потенциала и резистентности иорданских частных производств. Однако реальные инструменты и ресурсы для реализации этой стратегии остаются пока за кадром и не очень понятны с позиции бизнеса.

Между тем, состояние производственного сектора Иордании продолжает ухудшаться. По состоянию на июль с.г. лишь 42% всех частных компаний в этом секторе оказались готовы продолжать выплачивать зарплату всем своим сотрудникам (без увольнений!) на максимальный срок в 1 месяц и еще 42% на период от 1 до 3 месяцев. Таким образом, лишь 16% всех предприятий производственного сектора Иордании на сегодня в состоянии продолжать обеспечивать рабочими местами своих сотрудников на среднесрочный период, то есть на срок более трех месяцев.

Наиболее ожидаемой и востребованной от правительства формой помощи иорданский бизнес рассматривает прямую финансовую поддержку. Особенно в таком помощи нуждаются малые и средние предприятия. По данным ПРООН, в поддержку такой формы помощи выступают 60% предприятий малого бизнеса и 43% средних предприятий с численным составом более 100 человек. Однако прямой финансовой поддержки бизнеса по линии государства, как известно, пока не планируется. Вторая важная форма поддержки, которую бизнес считает ключевой и пока недостаточной – поддержка правительства в обеспечении своевременной выплаты заработной платы сотрудникам.

Следует подчеркнуть, что правительство Иордании оказывает крайне несбалансированную поддержку семейному бизнесу и микрохозяйствам. Основной фокус господдержки – это формальный сектор. При том, что главный удар пандемии пришелся как раз на неформальные производственные отрасли, которые по праву считаются самыми слабозащищенными и где наблюдается дефицит свободных денег в обращении и отсутствуют надежные финансовые инструменты защиты (льготное кредитование и пр.). В неформальном секторе господдержка как никогда актуальна. Она, в частности, должна включать меры по укреплению устойчивости бизнеса к новым угрозам, повышению конкуретноспособности на рынках и цифровой трансформации. Также правительство должно позаботиться о социальной безопасности сотрудников, работающих в производственном секторе.

Резюмируя, несмотря на своевременную и в целом грамотную политику превентивного сдерживания пандемии со стороны властей Иордании, что позволило быстро перезапустить экономику, избежать кризиса не удалось. Коронавирус оказал разрушительное воздействие на производственный сектор.  Основной удар при этом пришелся на неформальный сектор и наименее защищенные малые и семейные предприятия. С другой стороны, иорданский бизнес достаточно оптимистично смотрит в будущее. Согласно недавним опросам, 52% предпринимателей в производственном секторе уверены, что кризис будет преодолен и им удастся восстановить утерянные позиции и прибыль.