- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ливия: становление ливийского общества, племенная и религиозная составляющие. Часть 4

Арабские племена

Появление арабских племен в Ливии не могло не пройти без влияния трагических событий, связанных с первым основополагающим кризисом в исламе: хорошо известным конфликтом между двоюродным братом Пророка и четвертым халифом, Али, и правителем из Дамаска, Муавией. Нежелание Али проливать кровь мусульман дорого обошлось ему: он не только позже был убит сам сторонником т.н. «хариджитов», но и «хариджизм» получил очень широкое распространение, дойдя до ливийских земель. И приобретя там немало сторонников среди берберов. Кроме того, начавшаяся впоследствии гражданская война, в которой Омейяды совершили преступление против семьи Пророка, почти полностью перебив его прямых потомков, опять же, сбила с толку тех берберов, которые были далеки от политики и клановых предпочтений. Берберы не были последовательны в своей реакции на разворачивающуюся драму и последующие возникающие в ней союзы: так, Кутама поддерживали Фатимидов, Заната были на стороне Омейядов, тогда как Санхаджа твердо поддерживали Аббасидов и их сторонников, выступивших против Фатимидов во главе с правителем Ифрикии, которая, по сути была представлена нынешними Египтом, Ливией и Тунисом, Аль-Муцизом ибн Бадлом аль-Анхаджи, более известным, как Аль-Муциз ибн Бадл.

Первой династией после праведных халифов стала Омейядская, основанная Муавией ибн Аби Суфьяном в 661 г. (41 г.), который завещал трон своему сыну Язиду. Государство просуществовало около 89 лет, в течение которых правили 14 различных халифов.  Омейяды, жестко выступали против Хашимитов, причем особо выделялись Калави (Калиды). Кроме того, они были печально известны жестоким обращением с «мавля» (мусульманами неарабского происхождения). Их расовая дискриминация была отвратительной до такой степени, что не позволяла мавля, например, возглавить совместные молитвы. Правление Омейядов было, в конечном итоге, свергнуто Аббасидами во главе с Абдуллой ас-Саффахом. Аббасиды продолжали править почти 508 лет за которые сменились 37 различных «аббасидских» халифов. Огромные размеры государства Аббасидов означали необходимость децентрализации управления, что, в свою очередь, позволило мавля влиять на его осуществление. В конечном итоге, это привело к созданию группы автономных миниатюрных государств, отделенных от основной Аббасидской державы, таких как Хамданидское в Алеппо, Иштидитское и Аюубидское в Египте, Сасандиское в Персии, Газнавидское в Афганистане, Иднисидское и Фатимидское в Северной Африке. Одной из тех групп, которые отделились от Аббасидов были Фатимиды (получившие название по имени дочери Пророка, Фатимы), также известные, как Убайдийюн. Они произошли от секты шиитов — исмаилитов в 909-1171 (297-567 гг.). Движение это получило свое название от своего лидера и основателя, Убайдаллаха аль-Махди, выходца из Аль-Махдии в Тунисе. Их поддерживали берберские племена и родственники из племени Кутама, во время правления Аль-Муциза они вошли в Киренаику и встретили ожесточенное сопротивление местных племен, которые отвергли шииизм, но были, в итоге, разгромлены. Затем, после покорения Феццана, на юге Ливии, они заручились поддержкой племени Зувайла и в 969 (358 г.) направились в Египет во главе с полководцем Джаухаром аль-Сакали. Там тот (по одной из версии бывший раб, происходивший из нынешней Украины, Захар Сокол – авт.) основал город Каир и сделал его столицей Фатимидов. Когда халиф Фатимидов, Аль-Муциз покинул Ифрикию и отправился в Египет, он назначил своим преемником берберского полководца Булуггина аз-Зири аль-Санхаджи.

После смерти наместника, сын Аль-Муциза ибн Бадла, стал преемником в качестве нового правителя Ифрикии в 1015 году (406 г.). Границы тогдашней Ифрикии включали Тунис, к востоку от Алжира и Триполитанию, и большая часть его населения придерживалась доктрины Фатимидов. Аль-Муциз ибн Бадл-младший делал вид, что он привержен шиизму, по крайней мере, публично, и скрывал свою истинную веру и следование суннитской маликитской школе. Это было явным несогласием с соблюдением его предками шиизма, и в этом его поддержало племя Санхаджа, а также, Заната. В итоге, сторонники Аль-Муциза разорвали отношения с шиизмом, проповедники публично прокляли, в знак полного отказа от их власти, Фатимидов. Ибн Бадлу постепенно удалось сокрушить все формы оппозиции, включая Муктазилитов и Хариджитов, за исключением последователей умеренного течения, ибадитов. В 1050 г. (443 г.) за Аль-Муцизом ибн Бадлом последовал киренаикский лидер, Джаббар ибн Мухтар и его люди, отвергнувшие шиизм и Фатимидов и выразившие поддержку халифу Аббасидов, Аль-Каиму бин-Амраллаху.

Когда Аль-Муцизу наконец удалось оборвать все связи с Фатимидами в 1050 г. и публично выступить в защиту дела Аббасидов, это было воспринято Фатимидами как акт объявления войны. 8-й Фатимидский халиф, Аль-Мустансир Биллах, 1036-1094 гг. (428-487), его ближайшие помощники во главе с Аль-Хасаном ибн Али аль-Язури посоветовали послать племена Хилала и Сулайма и их вассалов наказать отступников. Хилал и Сулайм принадлежат к одной и той же племенной ветви арабских племен Аль Мудари аль- Аднан. Эти арабские племена были выдающимися во времена джахилийи (доисламская, языческая эпоха – авт.), и в первые годы ислама, благодаря своим военным навыкам, но когда неарабские мусульмане овладели делами государства Аббасидов, они ушли в пустыню Недж, в самом центре Аравии. Впоследствии они встали на сторону Карамитов (или карматов) и приняли их интерпретацию ислама.

Возникновение карамитов приписывается Хамдану ибн Кармату ибн аль-Ашту, который распространил свое учение среди жителей Куфы в 891–278 гг. Правление их настоящего основателя, Сулеймана ибн аль-Хасана ибн аль-Карама длилось около 30 лет. Многие арабы-бедуины, такие как Бану Сулейм, Рабта и другие, стали их верными последователями и принялись атаковывать паломников, следующих в Мекку. Кончилось все ее штурмом, а черный камень Кааба, был расколот на несколько частей которые увезли в восточную прибрежную часть Аравийской пустыни (в нынешний Бахрейн), в Диббу, на востоке ОАЭ, где их держали 22 года. Позже они двинулись в сторону Дамаска и отобрали его у Фатимидов в 970–360 гг. И попытались захватить Египет, но потерпели поражение в 972–362 гг. К 1027 они, в конечном итоге, были разгромлены после того, как их движение продолжалось почти столетие.

В ходе экспансии Фатимидов к востоку от Египта им удалось положить конец карматскому восстанию и дисциплинировать своих сторонников из арабских бедуинских племен Бану Хилал и Бану Сулейм. Эти племена, в конечном итоге, были объединены в отряды и отправлены на восточный берег Нила, в Египет, где они были поселены на ограниченных территориях.

Аль-Мустансир хотел преподать этим бедуинам урок и, заодно, избавиться от ренегата ибн Бадла и его последователей. При этом, он связался с вождями переселенных арабских племен и начал заманивать их дальше на запад, в Ифрикию, изображая ее как обещанный рай на земле, стараясь, в то же время, принизить силу и авторитет ибн Бадла в глазах бедуинов. Вожди племен, обдумав это, решили принять предложение, избавиться от своих страданий в Египте и отправиться в Ифрикию, возобновив свою привычную вольную жизнь в качестве бедуинов.

Аль-Мустансир предоставил им деньги, скот, включая верблюдов, припасы, чтобы помочь им в их путешествии, и напутствовал их словами:

«Мы отдаем вам Ифрикию и резиденцию ибн Бадла, этого беглого раба, и вы никогда больше не будете бедными…», а его советник аль-Язури, почти в духе князя Святослава, писал ибн Бадлу: «Мы послали к вам своих всадников и Аллах выполняет то, что было предписано…».

Сотни тысяч арабских соплеменников были отправлены длинными потоками через Сахару в колоссальном и эпическом путешествии на Запад в 1051 году (442 г.). Этот исход людей был подобен людскому наводнению, волнами, сменявшими волны. Самой большой из них была та, которая пересекла Киренаику и Триполитанию и оказалась, в итоге, в далеком Магрибе. Эти переселенцы путешествовали не одни, но имели с собой жен, детей, имущество и животных. Причем, почти все верблюды и ослы были подарены им аль-Мустансиром.

Авангардом этих племен были Атбадж и Рия из Бану Хилал, которые первыми вторглись в Ливию. За ними последовали Зугба и другие племена, такие как Джушм и Аль-Маккиль, которые были связаны с более крупными племенами Хиляльцев (Рия, Атбадж), а немного позже — относительно более мелкие, такие как Аль-Таруд и Аль-Адван.

Этот поток людей увеличивался в размерах с течением времени и рос за счет присоединения пришлых арабов, которые были там до их появления, таких, как Бану Курра из Киренаики.  Появились там и родственные Хилал и Сулайм, представители Аль-Мудари известные своей склонностью к войне. Факт, который аль-Мустансир счел полезным, когда отправлял их ибн Бадлу. Все они последовали друг за другом, пересекли Нил и рассредоточились на западе пустыни между Ливией и Египтом, и, как и ожидалось, расправились с ибн Бадлом. В итоге, Киренаика была отдана Бану Сулайм, а Хиляльцы пересекли пустыню Сирт в направлении Триполитании и Габеса, и далее в Великий Магриб.

Авангард Бану Хиляль состоял из Атбаджа и Рии, а второй эшелон – из племн Зугба и Джушм. Через несколько лет за ним последовали Адван и Таруд, а также Аль-Кахтани. Было много менее известных племен, хлынувших на запад, таких как Фазара, Ашак из Гатфана, Адий, Сайул из Мурры, йеменские Аль-Маккиль, но Атбадж намного превосходил по численности и силе всех тех, кто поселились в Ливии, особенно, в Триполитании.

Бану Сулайм нашли Киренаику и ее окрестности покинутые туземцами, потому что берберы противостояли Фатимидскому халифу, который сокрушил и почти уничтожил их около 968 года (357 г.).  Бану Хилаль некоторое время воевали с ибн Бадлом, которого поддерживали Заната и его собственное племя Санхаджа. Но, тот, наконец, потерпел поражение и бежал со своими сторонниками в Аль-Мансурийю (Шайяд) недалеко от Джанзура, к западу от Триполи. Позже он укрылся в Аль-Махдии, пока не умер в 1062 году (453 г.). Аль-Махдийей правил сын ибн Бадла, Тамти, который смирился с новой реальностью и охотно принял присутствие арабов на своей земле. Он выдал своих трех дочерей замуж за арабских вождей и умер там после долгого правления, длившегося почти 49 лет.

Эти арабские племена культивировали военные качества, что увеличивало спрос на их навыки и стойкость со стороны правящей берберской элиты. Это означало, что возникли взаимные интересы и веские причины взаимодействовать друг с другом. Арабы хотели богатства и земли, а берберские правители хотели власти и безопасности. Некоторые из этих арабов даже были берберизированы и поселились в Триполитании, Тунисе, Алжире и Марокко вместе с берберами.

В итоге, арабы расселились по своей недавно завоеванной земле таким образом: Бану Хилал двинулись на запад в сторону Туниса, и за его пределы, а Бану Сулайм довольствовались, в основном, Ливией.

Последние были представлены пятью субплеменами и их родами:

Сначала они жили в Киренаике и вокруг залива Сирт, к востоку от Триполи. Затем, там появились войска Шарф аль-Дина Каракуша, который вел кампанию против берберов, особенно Хивара в 1172 г. (568 г.). Каракуш был рабом Аль-Музаффара Такийя аль-Дина ибн Айюба, брата Салаха аль-Дина (Саладина), а его войска состояли в основном из курдов и египтян. Позже к нему присоединились несколько арабских отрядов из Бану Хиляль и Сулайма, которые позволили ему завершить оккупацию Триполи. Причем, имело место быть определенное сопротивление со стороны некоторых арабских вождей и некоторых местных берберов, а именно, шейха Мургама ибн Кабира ибн Часкра, арабского вождя из племени Джавари.

Каракуш схватил его и продал в рабство христианам. Эта оккупация привела к перемещению большого количества людей и принесла новую кровь в лице курдских и египетских солдат, поселившихся там после смерти Каракуша. Говорят, что жители Вершифанна – по сути, курды, но местные историки, такие как аль-Бармуни, оспаривают это. Однако считается, что курды на самом деле поселились вокруг Джанзура, Аль-Джизии и Вершифанны, где они смешались с местными жителями, берберами и арабами, и всех их зовут «ахали». Термин «ахали» (местные – араб.) обычно используется для обозначения арабского коренного населения Ливии.

Таким образом, костяк арабской племенной компоненты в Ливии составили выходцы из Аравийского полуострова, причем, из некоторых весьма древних и знаменитых племенных объединений, «разбавленные» йеменскими, египетскими и курдскими родами, а также, выходцами из т.н. «Большой Сирии», или Леванта.