- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О расколе правого лагеря Израиля

Новые досрочные выборы в Израиле (четвертые подряд!) представляются сейчас практически неизбежными. Государственный бюджет до сих пор не утвержден, что само себе, по израильским законам, должно привести к роспуску Кнессета и к выборам. Нет даже предварительно согласия по поводу того будет ли это бюджет лишь на остаток 2020 года или же на остаток 2020 года плюс на 2021 год, между основными партнерами по правящей коалиции, именуемой «правительством национального единства», — возглавляемой премьер-министром Биньямином Нетаньяху израильской партией власти Ликуда и возглавляемой министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Биньямином (Бени) Ганцем центристской партией «Бело-голубые».

В среду ставшая в современном Израиле полу-официозом ежедневная газета «Исраэль гайом» (она принадлежит американскому миллиардеру еврейского происхождения Шелдону Адельсону, считающемуся одним из наиболее приближенных к Биньямину Нетаньяху лиц) сообщила, что в конце текущей недели премьер-министр намерен собрать решающее обсуждение министров от Ликуда, на котором должно быть принято решение о роспуске нынешней правящей коалиции и проведении новых досрочных выборов.

Один из лидеров «Бело-голубых», министр иностранных дел Гавриэль (Габи) Ашкенази открыто заявил в среду, что Биньямин Нетаньяху целенаправленно ведет страну к выборам, исходя из своих личных корыстных интересов. За несколько дней до этого то же самое заявил лидер находящейся в оппозиции правой партии «Наш дом – Израиль» (НДИ), депутат Кнессета Авигдор Либерман. Вообще практически все в Израиле придерживают сейчас подобного мнения. Лишь министры, депутаты и пропагандисты Ликуда воздерживаются говорить об этом публично. Корыстный интерес Биньямина Нетаньяху состоит в том, чтобы сформировать после новых выборов, которые ориентировочно должны состояться в ноябре, узкую коалицию (поскольку всего в Кнессета – 120 депутатов, он должна опираться на поддержку хотя бы 61 депутата), которая позволит ему провести через Кнессет законы, фактически освобождающие его от ведущихся против него сейчас уголовных процессов по подозрению в коррупции.

При этом популярность израильской партии власти, судя по участившимся в последнее время в связи с ожиданием новых выборов опросам общественного мнения, падает. Если в начале июля опросы обещали Ликуду 40 и даже более мандатов в случае новых выборов (в Кнессете нынешнего созыва у Ликуда – 36 депутата), то сейчас речь идет менее, чем о 30 мандатах. За счет Ликуда резко усиливается находящийся в оппозиции религиозно-сионистский блок «Ямина», возглавляемый депутатом Кнессета Нафтали Беннетом. Сам Нафтали Беннет публично заявляет, что Биньямин Нетаньяху перестал быть лидером правого лагеря (следует пояснить, что правыми в Израиле называют противников территориальных уступок арабам) и сам претендует на этот титул. Падение популярности Биньямина Нетаньяху среди правых избирателей напрямую связано с отказом от широко разрекламированных им планов распространения израильского суверенитета на Иорданскую долину и еврейские поселения Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) в обмен на договор о мире с Объединенными Арабскими Эмиратами. Этот договор не подразумевает на данном этапе обмена послами и при том, что в целом он воспринимается в Израиле положительно, значительная часть израильтян и подавляющее израильских правых не считает упомянутый договор адекватной заменой распространения суверенитета.

Современное израильское общество резко сдвинулось вправо по сравнению с предыдущими десятилетиями. Идеологическая борьба в нем идет сейчас не между правыми и левыми, а между правыми и центристами. Левый израильский лагерь, лидером которого была когда-то партия Авода, практически перестал существовать в связи глубоким разочарованием граждан в проводившейся во второй половине 1990-х – начале 2000-х годов политике территориальных уступок, которая не принесла мира. Однако в настоящее время мы являемся свидетелями распада также и правого лагеря в Израиле. То, что Биньямин Нетаньяху называет «правым блоком», состоит на сегодняшний день из проявляющего все больший оппортунизм в отношении правой идеологии Ликуда и религиозных ультраортодоксов – сефардской партии ШАС и ашкеназского блока «Еврейство Торы», которые нельзя назвать не только правыми, но и просто сионистскими. В то же время сохраняющие реальную приверженность правой идеологии блок «Ямина» и партия НДИ находятся сейчас в оппозиции. Правой является и возглавляемая депутатом Кнессета Моше (Буги) Яалоном небольшая партия ТЕЛЕМ, входящая в состав находящегося в оппозиции центристского блока «Еш атид» – ТЕЛЕМ.

Пока блок «Ямина» входил в состав возглавляемой Ликудом коалиции (до мая этого года) пропагандисты Ликуда сосредотачивали свои нападки на НДИ и лично на Авигдоре Либермане. Их обвиняли в «левизне» и даже в «антисемитизме», якобы свойственном широким массам репатриантов из бывшего СССР. Однако после того, как в оппозиции оказался и блок «Ямина», а в правительстве оказалась левая Авода, обвинять оппозицию в «левизне2 стало практически невозможно. Попытки пропагандистов Ликуда двигаться в этом направлении явно не приносят им успеха. Помимо сторонников находящихся в оппозиции правых партий, против политики Биньямина Нетаньяху стали выступать и видные члены его собственной партии, Ликуда. Депутаты Кнессета от Ликуда пока не осмеливаются высказывать свое разочарование в нем публично, а вот главы еврейских муниципальных образований Иудеи и Самарии делают это открыто и очень жестко. В первую очередь следует упомянуть в этом контексте влиятельного члена ЦК Ликуда, главу регионального совета Самарии Йосефа (Йоси) Дагана.

В этих условиях вызов, брошенный Нафтали Беннетом Биньямину Нетаньяху, представляет серьезную угрозу для действующего премьер-министра. На этом фоне не вызывает удивления то, что в последние дни в израильских СМИ появились сообщения о том, что Биньямин Нетаньяху дал распоряжение пропагандистском штабу Ликуда сосредоточить критику лично на депутате Нафтали Беннете, которого – с некоторыми оговорками можно рассматривать сейчас в качестве основного конкурента Биньямина Нетаньяху за пост премьер-министра в ходе выглядящих неизбежными новых досрочных выборов.

Нафтали Беннет отреагировал на эту информацию, написав на своей страничке в Твиттере: «Печально видеть имеющего множество заслуг большого политика, занимающегося мелкой политикой вместо того, чтобы заботится о нуждах страдающего (от эпидемии коронавируса и ее экономических последствий – В.Ч.) народа».

Пока по опросам общественного мнения, Нафтали Беннета несколько опережает по популярность лидер находящегося в оппозиции центристского блока «Еш атид» – ТЕЛЕМ, депутат Кнессета Яир Лапид. Однако основной отток голосов от Ликуда все же идет в пользу блока «Ямина». Не будет преувеличением сказать, что Ликуд и «Ямина» борются сейчас практически за один и тот же электорат. При этом, если раньше Нафтали Беннет признавал Биньямина Нетаньяху «лидером национального лагеря» и был сдержан в своей критике в его адрес, то теперь, как уже было сказано выше, он отказывается признавать действующего премьер-министра таковым, поэтому борьба между ними обещает на этот раз быть достаточно жесткой.

В этом контексте обращает на себя особое внимание известная и ранее, но с особой остротой прозвучавшая в четверг по израильской армейской радиостанции «Галей ЦАХАЛ» и сразу же воспроизведенная многими другими израильскими СМИ, в первую очередь поддерживающим блок «Ямина» поселенческим интернет-сайтом «Седьмой канал», информация о том, что депутата Нафтали Беннета снята недавно охрана ШАБАКа, вопреки существующему в Израиле правилу, согласно которому все бывшие министры обороны Израиля имеют такую охрану (Нафтали Беннет занимал этот пост с ноября 2019 по май 2020 года). Пожелавший остаться анонимным высокопоставленный  сотрудник министерства обороны Израиля назвал это решение «скандальным».

«В то время, как Буги Яалон (Моше Яалон, ныне лидер оппозиционной правой партии ТЕЛЕМ, занимал этот пост с марта 2013 по май 2016 года – В.Ч.), Либерман (лидер НДИ Авигдор Либерман занимал этот пост с мая 2016 по ноябрь 2018 года – В.Ч.) и даже Яир Нетаньяху (сын Биньямина Нетаньяху – В.Ч.) охраняются ШАБАКом, Беннет, который до недавнего времени имел доступ к государственным тайнам, ходит повсюду без охраны, подвергаясь угрозам со стороны террористов. Это — вызывающее недоумение, не говоря уже о том, что опасное решение», — заявил тот же высокопоставленный сотрудник Министерства обороны.

Тенденции развития электоральных предпочтений израильтян остается неблагополучной для Биньямина Нетаньяху. В этом смысле показательны опубликованные в четверг утром результаты опроса общественного мнения, проведенного буквально накануне тель-авивским институтом Panels Politics по заказу ежедневной израильской газеты «Маарив» во главе Менахемом Лазаром. Данным опросом была охвачена представительная выборка из 527 совершеннолетних израильских граждан. Максимально возможная статистическая ошибка опроса, как было сообщено, составляет 4,4%. Согласно этому опросу, если бы выборы в Кнессет состоялись сейчас, то возглавляемый премьер-министром Биньямином Нетаньяху Ликуд получила бы только 29 мандатов вместо тех 36, которые у нее есть в Кнессете нынешнего созыва. Практически это означает, что многие нынешние депутаты от Ликуда не будут переизбраны. Соответственно они крайне не заинтересованы в досрочных выборах. Однако установившийся в Ликуде режим практически безраздельной власти Биньямина Нетаньяху удерживает их пока от публичных выступлений против линии, избранной премьер-министра. Пока публичные заявления представителей партии власти по данном поводу сводятся к тому, что «досрочные выборы — это ужасно, но то, что происходит сейчас, еще хуже». Под тем, «что происходит сейчас» подразумевается фактический паралич правительства, вызванный острейшими разногласиями между партнерами по правящей коалиции.

Второй по величине фракцией в Кнессете следующего созыва стал бы, согласно данным этого опроса, как, впрочем, и других опросов последнего времени, возглавляемый депутатом Кнессета Яиром Лапидом центристский блок «Еш атид» – ТЕЛЕМ. Он получил бы 20 мандатов (сейчас у этого блока 17 мандатов).

Всего на один мандат меньше – 19, согласно последнему опросу института Panels Politics, получил бы возглавляемый депутатом Нафтали Беннетом религиозно-сионистский блок «Ямина». Это головокружительный рост, учитывая, что сейчас «Ямина» имеет всего 5 мандатов.

14 мандатов получил бы возглавляемый депутатом Кнессета Айманом Удой антисионистский блок Объединенный арабский список (ОАС), в состав которого входят коммунисты, исламисты и светские арабские националисты (15 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемая министром обороны и «альтернативным премьер-министром» Бени Ганцем центристская партия «Бело-голубые» – 9 мандатов (сейчас у этой партии 14 мандатов). Можно с высокой степенью уверенности предположить, что отток избирателей от «Бело-голубых» идет в первую очередь в сторону блока «Еш атид» – ТЕЛЕМ.

Опирающаяся преимущественно на русскоязычный электорат партия НДИ во главе с депутатом Кнессета Авигдором Либерманом  получила бы 9 мандатов. Это небольшое, но ощутимое усиление, учитывая, что сейчас у этой партии – только 7 мандатов.

8 мандатов получила бы возглавляемая министром внутренних дел Арье Дери сефардская ультраортодоксальная религиозная партия ШАС (9 мандатов в Кнессете нынешнего созыва).

Возглавляемый министром жилищного строительства Яаковом Лицманом ашкеназский ультраортодоксальный религиозный блок «Еврейство Торы» – 7 мандатов, как и в Кнессете нынешнего созыва.

Замыкает список радикально-левая партия МЕРЕЦ во главе с депутатом Кнессета Ницаном Горовицем. Она получила бы 5 мандатов (3 мандата в Кнессете нынешнего созыва). Ее усиление (предыдущие вопросы давали МЕРЕЦ даже 6-7 мандатов) связано в первую очередь с тем, что МЕРЕЦ осталась единственной идеологически левой партией в Израиле. Еврейским левым просто не за кого больше, голосовать, если не брать в расчет открыто антисионистский блок ОАС.

Все остальные представленные в нынешнем Кнессете партии не преодолели бы электорального барьера, который составляет сейчас в Израиле 3,25% от всех поданных на выборах голосов. Показательно, что речь идет исключительно о входящих в нынешнюю правящую коалицию партиях. Согласно данным опроса института Panels Politics, доля граждан, готовых проголосовать за них, выглядела в процентном выражении следующим образом: возглавляемая министром экономики и промышленности Амиром Перецом левая партия Авода (бывшая израильская партия власти) – 2,1%; возглавляемая министром по делам развития и укрепления общин Орли Леви-Абукасис центристская партия «Гешер» – 0,3%; возглавляемая министром по делам Иерусалима раввином Рафаэлем (Рафи) Перецом религиозно-сионистская партия «Еврейский дом» и возглавляемый министром связи Йоаз Гендель правый список «Дерех эрец» получили по 0,2% голосов.

Представляется уместным упомянуть о том, что не имеющая представительства в Кнессете радикально-правая партия «Оцма егудит», возглавляемая адвокатом Итамаром Бен-Гвиром, получила бы, согласно данным этого опроса, 1,9% голосов. Эта партия имеет свой «твердый» электорат, который из года в год голосует за нее, несмотря на то, что ей пока никогда не удавалось преодолеть электорального барьера. Важно упомянуть, что, согласно израильском закону о выборах, голоса, поданные за списки, не преодолевшие электорального барьера, распределяются по пропорциональной системе между списками, преодолевшими его.

В заключение остается сказать только то, что еврейском государству еще далеко от выхода из затяжного политического кризиса, в котором оно оказалась более полутора лет назад.