- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Продажа американских самолетов F-35 ОАЭ: перспективы для Израиля

На встрече с журналистами в среду Д.Трамп сообщил, что Вашингтон рассматривает возможность продажи ОАЭ американских истребителей-бомбардировщиков F-35. Более того, президент США, уточнил, что в Абу-Даби выражают заинтересованность в покупке большого количества самолетов. По его словам: «у них есть деньги, и они готовы заказать немало F-35». Возможность пересмотра сделки, возражения против которой ранее неоднократно высказывали в Иерусалиме на официальном уровне, в свою очередь, возникла вследствие шагов по нормализации отношений между Израилем и ОАЭ.

Премьер-министр Израиля Б.Нетаньяху, реагируя на события, сообщил, что государство не изменило своей линии в отношении поставок F-35 в ОАЭ. Аналогичную позицию занял и министр обороны  Б.Ганц, сославшись на необходимость убедиться, что тем самым «безопасность страны не была подорвана». Впрочем, в израильских СМИ появились сообщения, согласно которым, Б.Нетаньяху, проконсультировавшись лишь с узким кругом доверенных лиц, дал добро на выполнение условий ОАЭ, выдвинутых для продвижения официального сотрудничества, при этом не поставив в известность министров обороны и иностранных дел Б.Ганца и Г.Ашкенази.

Последнее спровоцировало возмущение как самих глав названных ведомств, так и экспертов. К примеру, экс-глава «Моссада» Х.Томер счел, что речь идет о срыве нормального процесса координации действий между правительственными структурами. А это опасно для государства, возможно, больше, чем прямой риск от поставки F-35 в ОАЭ. Впрочем, как кажется, здесь необходимо разделять между собой два важных внутриполитических обстоятельства. Вмешательство различных министерств в компетенции друг друга волновало политиков и экспертов давно. Наиболее серьезно, пожалуй, от этого пострадал МИД, чьи функции частично оттянули на себя министерства стратегического планирования, регионального сотрудничества, разведки и даже сам премьер-министр. Такая практика была связана с решением задачи исключить из процесса принятия важных решений неугодные фигуры, как, к примеру, это было в первую каденцию А.Либермана на посту главы внешнеполитического ведомства. Также перекрестные функции вытекали из совмещения нескольких должностей, чем славилось предыдущее правительство Б.Нетаньяху, которого в какой-то момент самого прозвали «министром всего».

Действующее правительство, в свою очередь, построено по блоковому принципу. При этом для формирования коалиции лидер Ликуда должен был пойти на передачу ряда ключевых портфелей «Кахоль-лаван». Однако ввиду сохраняющейся внутриполитической нестабильности и угрозы очередных внеочередных выборов Б.Нетаньяху не может допустить усиления любых конкурентов. Б.Ганц и Г.Ашкенази ввиду заложенной в коалиционном соглашении ротации на нынешних постах также фигуры временные. Следовательно, в большей степени в текущем конфликте их волнует не статус вверенных им министерств, а укрепление позиций во властной системе, без которой тот же Б.Ганц не сможет исполнять обязанности главы правительства, если до него дойдет очередь. А потому, как кажется, вмешательство в компетенции действительно имеет место, но в настоящий момент это феномен несколько иного рода, чем прежде.

Впрочем, важнее все-таки последствия для внешней политики и политики безопасности. И здесь, как уверяет ряд экспертов, положение не настолько удручающее. С одной стороны, по различным причинам Иерусалим всерьез не опасается, что ОАЭ применят американские F-35 против Израиля. Это продиктовано как техническими характеристиками самолетов, так и особенностями отношений. В этой связи американские истребители-бомбардировщики в некоторой степени наоборот могут оказаться полезны в борьбе с влиянием Ирана в регионе.

С другой стороны, самолеты поступят в ОАЭ только в случае успешного завершения соглашения по нормализации отношений, отмечает бывший посол США в Израиле Д.Шапиро. Соответственно, поставка может и не состояться сначала из-за фактора времени в связи с ноябрьскими выборами в США, а затем из-за смены американской администрации. При этом сам дипломат поддерживает демократический лагерь. Во вторник Д.Шапиро выступил на видеоконференции Democratic majority for Israel, заявив, что сильная сторона Дж.Байдена как кандидата в президенты заключается в отстаивании «традиционной роли» США на Ближнем Востоке и продвижении двухпартийного консенсуса по израильской проблематике. В эту парадигму вполне вписывается отказ от продажи F-35 ОАЭ, подрывающий особые гарантии израильской безопасности.

Как бы хорошо на первый взгляд сказанное не звучало, победу Дж.Байдену такого рода риторика не гарантирует. «Традиционное» понимание роли США  в ближневосточных и особенно палестино-израильских делах позволило ему обойти Б.Сандерса, известного антиизраильской риторикой. Теперь же, когда на финальной стадии президентской гонки должны встретиться Дж.Байден и Д.Трамп, электорат Б.Сандерса остался без выразителя интересов, а примкнуть автоматически к тому или иному лагерю мешает несовпадение взглядов с названными кандидатами. Соответственно, с более высокой долей вероятности желаемый результат демократам принесла бы корректировка курса.

Наконец, еще один важнейший аспект сделки – ситуация на рынке вооружений. С одной стороны, там существует конкуренция, где США хотят воспрепятствовать усилению в регионе России и Китая. Последний активно пытается предлагать свои дроны ОАЭ, КСА и Египту. Впрочем, есть риск обратного эффекта, связанный с тем, что Москва и Пекин могут не захотеть соревноваться, а найдут других покупателей. По мнению А.Гилада, в разное время руководившего Отделом разведывательного анализа Управления военной разведки и военно-политическим штабом Министерства обороны Израиля, есть риск, что они примут решение продавать оружие ИРИ.

С другой стороны, американские F-35 как таковые и их израильская модификация «Адир» не идентичны, к примеру, в области авионики. Из этого может следовать два вывода. Первый: при необходимости и своими собственными силами Израиль способен обеспечить себе качественное военное преимущество, даже если все желающие получат F-35 в комплектации, имеющейся у США. Второй: Израиль и США могут совместно выпускать для региональных союзников самолеты нужной конфигурации, ориентированные на борьбу с Ираном. В последнем случае стоит вспомнить лето 2018 г., когда в прессе появились сообщения, что делегация из Абу-Даби прибыла на израильскую военную базу Неватим. Целью официально не подтвержденного визита тогда было названо ознакомление с самолетами, причем в присутствии представителей США.

В целом политический эффект возможной сделки по продаже ОАЭ американских  F-35 заметно больше, чем предполагаемые последствия для безопасности Израиля. Не исключено, что и ранее одним из аспектов блокирования Иерусалимом такого рода сотрудничества Абу-Даби и Вашингтона было то, что оно потенциально представляло собой хороший козырь в переговорах по значимой для государства проблематике. Впрочем, есть и угрозы, главной из которых становится региональная гонка вооружений. На нынешнем этапе она опасна действиями иранской стороны, продолжающей наращивать потенциал своих прокси. В будущем важно понимать, что общность интересов государств региона во многом подчинена решению текущих задач, что рискует привести к попаданию вооружения не в  те руки.