- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о перестановках в правительстве Омана

Как сообщил государственный сайт Oman News.gov.om, 18 августа султан Омана издал 28 новых королевских указов, делегировав свои собственные полномочия и назначив новых министров в рамках реформирования правительства[i] [1]. В заявлении, распространенном государственным информационным агентством Омана, говорится, что султан Хайсам бен Тарик аль-Саид назначил 60-летнего Бадра бен Хамада бен Хамуда аль-Бусаиди (Badr bin Hamad bin Hamoud Al Busaidi) новым министром иностранных дел. Он заменит главу МИД Юсуфа бен Алави бен Абдуллу (Yusuf bin Alawi bin Abdullah), который уйдет в отставку после 23 лет пребывания на этом посту. Как отмечает издание Arab News, Юсуф бен Алави сыграл ключевую роль в поддержании политического нейтралитета Омана, утвердив позиции султаната в качестве мирного посредника во многих региональных конфликтах[ii] [2]. Как отмечает  Al Monitor, за день до отставки министр провел телефонный разговор со своим израильским коллегой Габи Ашкенази[iii] [3]. В Израиле тем временем выражают надежду, что Оман последует примеру ОАЭ и заключит с еврейским государством соглашение о нормализации отношений[iv] [4].

«Новый министр иностранных дел (Омана) станет глотком свежего воздуха», пишет The Washington Institute. Его любят, и американские дипломаты называют его серьезным, сосредоточенным, отличным собеседником и хорошим партнером для Соединенных Штатов. Родившийся в 1960 году в Маскате и получивший образование в Оксфорде, он находится на дипломатической службе с 1980-х годов; аль-Бусаиди занимал ряд постов, в том числе генерального секретаря Министерства иностранных дел Омана. , что повлекло за собой тесное сотрудничество с уже бывшим главой МИДа султаната Юсуфом бен Алави. Эти и другие высокие посты сделали его известным во внешнеполитических кругах. Бадр бен Хамад бен Хамуд аль-Бусаиди также  является членом большого племени Бусаидов, к которому принадлежит правящая элита.

Назначение нового министра финансов тоже немаловажно, учитывая довольно нелегкое экономическое положение Омана. На этот пост был назначен Султан бен Салем бен Саид аль-Хабси (Sultan bin Salim bin Saeed al-Habsi)  (заметим, что этот пост раньше контролировался непосредственно султаном Омана).  Аль-Хабси обладает впечатляющей репутацией: он работал в Министерстве финансов с 1980-х годов, был президентом Налогового управления Омана (Oman’s Tax Authority), вице-президентом Совета директоров Центрального банка и Нефтяной компании Омана (Тhe Oman Oil Company), а также вице-президентом Инвестиционного управления Омана (Тhe Oman Investment Authority). Его старшие сотрудники и новый руководитель налоговой службы имеют столь же долгую карьеру в финансовом секторе.

Али Сунаиди (Ali Sunaidi), министр торговли, уступил место Кайсу аль-Юсуфу (Qais Al Yusuf), бывшему президенту Торговой палаты. Две женщины-министра также вошли в состав кабинета, в результате чего общее число женщин в правительстве султаната достигло пяти.  The National отмечает, что это самый высокий показатель за всю историю современного Омана. Рахма аль-Махруки (Rahma Al Mahrooki) сменил Равью аль-Бусаиди (Rawya Al Busaidi) на посту министра высшего образования, а Лайла аль-Наджар (Laila Al Najar) возглавила Министерство социального развития. Теперь, согласно указу султана Хайсама, в стране действует ряд новых министерств, в том числе Министерство культуры, спорта и молодежи (Тhe Ministry of Culture, Sports and Youth), Министерство труда (Тhe Ministry of Labour), Министерство экономики (Тhe Ministry of Economy) и Министерство транспорта, связи и информационных технологий. Сын султана Хайсама, Дхилиазен бен Хайсам (Dhilyazen bin Haitham), возглавит новое Министерство культуры, спорта и молодежи. Он был дипломатом с 2013 года; в январе с. г.  он вернулся в Маскат из Лондона, где служил вторым секретарем в посольстве.

Другие министерства были объединены, включая Министерство юстиции и Министерство по правовым вопросам под новым названием Министерства юстиции и правовых вопросов (Тhe Ministry of Justice and Legal Affairs) [v] [5]. Министерство сельского хозяйства и рыболовства также было преобразовано в Министерство сельского хозяйства, рыболовства и водных ресурсов (Тhe Ministry of Agricultural, Fisheries and Water Resources).

Самое примечательное, что отметили эксперты в этих 28 указах султана Хайсама бен Тарика аль-Саида  — это то, что он отказался от постов министра обороны, министра иностранных дел, министра финансов и председателя Центрального банка, распределив их между другими должностными лицами, в некоторых случаях не принадлежащими к королевской семье. Эта передача власти —  весьма редкое явление среди самодержавных лидеров Ближнего Востока, как замечает The Washington Institute, но оно вполне соответствует его предыдущим попыткам отойти от «персонализации» государства. Например, в феврале один из его первых указов устранил упоминание султана Кабуса в национальном гимне, заменив его универсальной лирикой, а не собственным именем[vi] [6]. Затем, 9 марта, он назначил своего брата Шихаба бен Тарика заместителем премьер-министра по делам обороны, фактически заменив (и отправив в отставку) министра, ответственного за вопросы обороны, Бадра бен Сауда аль-Бусаиди. Это сделало Шихаба бен Тарика фактическим министром обороны, но с более высоким титулом, в то время как султан остается главнокомандующим  Вооруженных сил Султаната Оман.

Отметим, что новый султан Хайсам бен Тарик аль-Саид постепенно вносил изменения с тех пор, как пришел к власти, но нынешняя реструктуризация пока является самой значительной. «Мы уже некоторое время ожидали изменений в кабинете министров, так что эти перестановки   не удивили нас», — сказал Абдулхафид аль-Саифи, бывший профессор экономики, в своем комментарии The National. «Это хорошие перемены, и они очень нужны, особенно сейчас, когда мы переживаем экономический кризис», — добавил он.  Некоторые аналитики отметили, что кадровые перестановки соответствовали изменениям, запланированным в рамках программы  развития Омана «Видение 20402 (Vision 2040).  Султан Хайсам ранее сам возглавлял эту программу, представляющую собой правительственную стратегию диверсификации экономики и попытки сделать ее менее зависимой от доходов, получаемых от энергоресурсов. «Частью программы преобразований, необходимой для осуществления стратегии “Видение 2040”, было обновление государственного аппарата», — сказал The National аналитик по вопросам государственной политики Ахмед аль-Мухайни . В целом эксперты приветствовали отставку тех министров, которые служили почти три десятилетия. «Когда ты так долго служишь правительству, тебе больше нечего дать. Султан поступает правильно, чтобы “обновить кровь” в кабинете министров, который будет внедрять новые идеи в экономику и социальные процессы2, — считает  Хашар аль-Хадиди, аспирант Лидского университета[vii] [7].

[i] [8] https://omannews.gov.om/Arabic_NewsDescription/ArtMID/437/ArticleID/17636 [9]

جلالة السلطان يصدر 28 مرسوما سلطانيا ساميا

[ii] [10] https://www.arabnews.com/node/1721391/middle-east [11]

[iii] [12]  https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/08/oman-sultan-minister-new-reshuffle-cabinet-foreign-finance.html [13]

[iv] [14] https://www.haaretz.com/middle-east-news/.premium-oman-replaces-foreign-minister-after-conversation-with-israeli-counterpart-1.9085264 [15]

[v] [16] https://omannews.gov.om/Arabic_NewsDescription/ArtMID/437/ArticleID/17638/جلالة-السلطان-يصدر-28-مرسوما-سلطانيا-ساميا—اضافة-ثانية- [17]

[vi] [18] https://www.washingtoninstitute.org/policy-analysis/view/omans-sultan-devolves-some-of-his-powers-to-new-cabinet [19]

[vii] [20] https://www.thenational.ae/world/gcc/oman-government-revamped-by-sultan-haitham-1.1065284 [21]