- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливане: июль 2020 г.

Ситуация в Ливане в июле 2020 года продолжала оставаться напряженной. Главными факторами дестабилизации продолжали оставаться усугубляющийся экономический кризис и раскол среди политических партий и группировок страны по поводу путей и методов его преодоления. При этом политические силы, представляющие Коалицию 8 марта, главными игроками которой являются движение «Хизбалла» и Свободное патриотическое движение (СПД), считают, что кризис в стране усугубляется курсом США и их ближневосточных союзников из числа аравийских монархий на изоляцию Ливана и недопущения оказания ему финансовой помощи. Условиями такой гипотетической помощи, по мнению этих политиков, являются разоружение отрядов шиитского  движения «Хизбалла» и отставка кабинета министров Хасана Диаба с его заменой на прозападное правительство. Это должно положить конец независимой внешней  политике Ливана и подчинить его американским интересам. В то же время их оппоненты из Коалиции 14 марта полагают, что причиной нынешних неурядиц Ливана является вовлеченность движения «Хизбалла» в региональные конфликты, которая привела к его изоляции от Саудовской Аравии и других аравийских монархий. Эти политики делают акцент на том, что политика «Хизбаллы», которую они считают «проиранской» и «авантюристической», отрывают Ливан от арабского мира.

1 июля вице-спикер ливанского парламента, влиятельный христианский политик, представитель православной общины Эли Ферзли выразил сомнения в том, что правительство Хасана Диаба сможет дальше выполнять свои обязанности и вывести страну из текущего экономического кризиса. Это мнение он выразил на встрече с лидером движения «Мустакбаль» и бывшим премьер-министром Ливана Саадом Харири. На встрече он охарактеризовал Харири как «одного из политических столпов, которые смогут сохранить единство Ливана». Он также отметил: «Мое личное мнение при всем уважении к премьер-министру и членам кабинета состоит в том, что для спасения Ливана необходима реструктуризация этого правительства». Эти высказывания вызвали определенное удивление в ливанских СМИ, так как Ферзли всегда считался политиком, близким к «Хизбалле».

В то же время многие ливанские эксперты подчеркивали в июле, что «Хизбалла» привержено политике правительства Хасана Диаба и будет поддерживать его до конца, а президент Мишель Аун противостоит попыткам возвращения во власть Саада Харири. Что же касается встреч и заявлений Эли Ферзли, то они отнесли изменение позиции этого политика к его размолвке с лидером СПД Джебраном Басилем.

1 июля лидер маронитской партии «Марада» Сулейман Франжье в интервью телекомпании «Аль-Майядин» отметил, что опасается возникновения в стране гражданской войны в грядущую «эпоху голода». «Нашей главной задачей является не допустить сползания к гражданской войне. Мы входим в опасную фазу, характеризующуюся голодом. Мы должны преодолеть ее, не поступаясь принципами», — подчеркнул политик. Он сказал о том, что текущий экономический кризис «является результатом предыдущих десятилетий экономики рантье, а также блокады навязанной извне странам, входящим в ось сопротивления». «Я не покину своих союзников, даже если заплачу за это высокую цену», — констатировал Сулейман Франжье.

7 июля президент Banque du Liban (Центробанк Ливана) Рияд Саламе провел совместную пресс-конференцию с министром экономики Раулем Нехме с целью разъяснения своей позиции. Напомним, что президент Центробанка в последние месяцы стал объектом ожесточенной критики со стороны политиков и средств массовой информации Ливана за неспособность справиться с финансовым кризисом и удержать обменный курс ливанской лиры по отношению к доллару. Центробанк судорожно пытался удержать обменный курс на уровне 1510 лир к доллару. В то же время в обменных пунктах он торгуется уже на уровне 7 тысяч лир за доллар, а в банках обменять валюту практически невозможно. Выступая перед журналистами, Р.Саламе заявил, что Banque du Liban будет субсидировать закупки 300 видов жизненно необходимых товаров.  В их числе продовольственные товары, зерно, горюче-смазочные материалы, нефтепродукты. Эти виды товаров будут закупаться по курсу 3900 лир за доллар.  Что касается медикаментов, то их закупка будет проводиться по курсу 1510 лир за доллар. Р.Саламе отметил, что его учреждение намерено объединить обменные курсы. При этом он сказал, что Центробанк не может контролировать работу частных обменных пунктов.

10 июля на телеканале «Аль-Манар» выступил генеральный секретарь движения «Хизбалла» шейх Хасан Насралла. Обращаясь к США, он отметил, что политика блокады и санкций против Ливана ослабит не его движение, а союзников Вашингтона и его влияние в стране. «Такая тактика не будет работать, а сопротивление не встанет на колени», — отметил Хасан Насралла. Он обвинил Соединенные Штаты в том, что они пытаются изолировать и ослабить «Хизбаллу», навязывая голод ливанскому народу и пытаясь вызвать его гнев против сопротивления. Касаясь недавних заявлений американского посла Дороти Ши, в котором американский дипломат призывала к отставке правительства Хасана Диаба, он отметил: «Посол США не имеет права говорить, когда правительство должно уйти в отставку. Это бесцеремонное вмешательство в наши внутренние дела. Что же касается назначений в финансовом блоке, то это вообще не ее дело.  Американский представитель разговаривает как военный диктатор». Касаясь тяжелых экономических и финансовых условий, лидер шиитской партии призвал к проведению «сельскохозяйственного и промышленного джихада», заявив, что его партия готова принять в них активное участие. Он отметил: «Мы, к сожалению, являемся страной-потребителем. Но сегодня у нас есть шанс перейти к производительной экономике. Государство должно взять на себя ответственность и оживить сельскохозяйственный и промышленный сектора». Насралла призвал к более тесному экономическому сотрудничеству  с Ираном, Китаем и Ираком.

Едва ли не главной новостью июля стало сенсационное выступление патриарха маронитской церкви Бутроса Бешары аль-Раи, в котором он призвал к политическому нейтралитету Ливана в развивающихся на Ближнем Востоке конфликтах. 12 июля патриарх предостерег против того, чтобы «парламентское или правительственное большинство попыталось нарушить Национальный Пакт, Конституцию или культурную модель Ливана». Он также выступил против того, чтобы эти силы (намек на «Хизбаллу») попытались «изолировать нашу страну от братских и дружественных наций и народов, что ведет Ливан от изобилия к нищете, от процветания к упадку, от передовых позиций к захолустности». Он подчеркнул: «Ливанцы не хотят, чтобы какая-либо партия принимала односторонние решения по судьбе страны, ее конституции, идентичности, культуре и  цивилизации». В своей речи Бешара аль-Раи коснулся и внешней политики Ливана. Он отметил: «Мы не говорим ничего нового, когда требуем нейтралитета Ливана в региональных конфликтах. Ливан в прошлом был открыт всем странам, Западу и Востоку, всем кроме Израиля, оккупирующего часть нашей территории.  Сегодня Ливан оказался изолирован от всего мира. Это не наша идентичность. Наша идентичность состоит в позитивном и конструктивном нейтралитете, а не в воинственном Ливане». Патриарх добавил: «Нейтралитет основывается на мировых, европейских и арабских требованиях. Когда мы требуем нейтралитета, мы требуем справедливости, безопасности, гуманности, уважения к правам человека, стремления быть мостом между Востоком и Западом. Мы не должны восстанавливать против себя все нации». В выступлении патриарха многие ливанские СМИ усмотрели критику «Хизбаллы», активно участвующей в конфликтах в Сирии, Ираке и Йемене, а также существенно осложнившую отношения Ливана с США, государствами Евросоюза и аравийскими монархиями.

Политики, союзные движению «Хизбалла», прокомментировали предложения патриарха о нейтралитете Ливана. Премьер-министр Хасан Диаб встретился 18 июля с Бешарой аль-Раи в его резиденции в Бкирки. Премьер отверг возможность своей отставки. Он сказал: « Я не покину свой пост, так как отставка в текущей тяжелой ситуации была бы преступлением». Касаясь предложения о нейтралитете Ливана, он охарактеризовал его как позитивное, добавив, что оно нуждается в обсуждении всех политических сил и гражданского общества. 20 июля лидер СПД и бывший министр иностранных дел Ливана Джебран Басиль также прокомментировал это предложение. Он отметил, что его партия поддерживает нейтрализацию Ливана, но нейтрализация – это самостоятельное политическое действие государства, а нейтралитет требует международного признания и содействия. Он призвал к тому, чтобы обеспечить международную поддержку и защиту нейтральности Ливана. Этот принцип, по мнению экс-министра должен быть признан и пользоваться уважением со стороны соседей Ливана и стран региона.

В конце июля произошло обострение обстановки на ливано-израильской границе. 27 июля израильская армия обстреляла ливанскую территорию в районе Кфаршуба в ответ на имевшее место «попытку перехода границы со стороны террористической ячейки» Пресс-секретарь Армии обороны Израиля генерал Джонатан Конрикус отметил, что «мы успешно отразили попытку инфильтрации территории Израиля со стороны террористической ячейки». В свою очередь движение «Хизбалла» категорически опровергло свою причастность к проникновению на израильскую территорию. В заявлении движения говорилось: «Измышления масс-медиа врага о желании наших бойцов проникнуть на землю оккупированной Палестины является ложью».

Главным событием во внешнеполитической жизни страны стал визит в Ливан 23-24 июля министра иностранных дел Франции Жана-Ива Ле Дриана. В ходе посещения Бейрута шеф французской дипломатии встретился с президентом Мишелем Ауном, премьер-министром Хасаном Диабом и спикером парламента Набихом Берри. Он также провел встречу с патриархом Бешарой аль-Раи, поддержав его инициативу о «позитивном нейтралитете Ливана». Ле Дриан подверг ливанское правительство критике за пассивность и медлительность в реализации реформ. Ливанские политические круги ждали от французского гостя помощь в получении кредита МВФ. Он поспешил уверить их в том, что президент Франции Эммануэль Макрон в сотрудничестве с США и некоторыми государствами Персидского залива разрабатывает план помощи Ливану.