- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Новая стратегия Министерства энергетики Израиля: «Солнце вместо газа»

Еще несколько месяцев назад Министерство энергетики Израиля в своих отчетах и планах активно развивало проекты по внедрении газа в промышленность. Успешное освоение газовых месторождений на израильском шельфе и объявление новых тендеров на бурение, ставило перед министерством вопрос о поиске новых пользователей, как за рубежом, так и на территории страны. При этом развивая газовую инфраструктуру, министерство постоянно ставило планы по количеству новых потребителей подключенных к единой сети. Одним из базовых проектов министерства являлся план по переводу всех ныне действующих электростанций на дизельном топливе и угле на природный газ. Параллельно рассматривались другие вопросы, а так же готовились тендеры по строительству новых газовых электростанций.

И вдруг, буквально за последние пару месяцев стратегия министерства энергетики резко поменялась. В основы развития энергетической отрасли лег проект получение электроэнергии за счет возобновляемых источников энергии и в частности солнечной энергии.

По словам министра энергетики  Юваля Штайница, нехватка электроэнергии для экономики страны, будет пополняться в основном из солнечных систем по выработки электроэнергии, мощностью около 12000 мегаватт, которые будут так же иметь хранилища (около 2200 мегаватт), позволяющее работать им даже в ночное время. Кроме того, министр подчеркнул, что он намерен заморозить новые планы по производству электроэнергии из природного газа.

Министр отметил, что  после реализации его политики по увеличению использования возобновляемых источников энергии, к 2030 году количество электроэнергии вырабатываемой за счет солнечной энергии увеличится с 17% до 30%, а количество новых электростанций, которые потребуются энергетическому сектору, может быть значительно сокращено. Такое решение позволяет обойтись проектированием электростанций, работающих на природном газе, мощностью всего около 4000 мегаватт и будут построены только те станции, которые потребуются экономике.

В этой связи Штайниц заявил об отмене строительства четырех газовых электростанций, суммарной мощностью 4860 мегаватт.  И в частности остановлены проекты электростанций к югу от Афулы (1160 мегаватт), в районе Бейт-Шеан (1740 мегаватт), в районе Бейт-Шемеш (800 мегаватт) и в долине Бейт-Шеан (1160 мегаватт). Эти мощности составляют более половины от запланированных в настоящее время мощностей электростанций на природном газе. Суммарная мощность четырех станций должна была составить 38% от максимальной текущей производственной мощности государственной электрической кампании «Хеврат хашмаль». В свете отмены строительства данных электростанций ожидается, что Минэнерго обновит и прогнозы на следующее десятилетие, в результате которых  сократится спрос на 5 млрд куб. м газа  в год, что равно примерно половинной мощности месторождения «Тамар».

И хотя Министерство энергетики в настоящее время не останавливает ни один из утвержденных планов, как отмечалось, видение крупных электростанций в районе Шарона уже перешло в статус «изучения и мониторинга». Это означает, что строительства четырех электростанций, о которой объявил Штайниц, можно понимать как первую ласточку в серии отмен других крупных проектов. По словам генерального директора министерства Уди Адири, нынешнее сокращение означает снижение на 50% планов строительства электростанций в следующем десятилетии.

Это плохая новость для газовых партнёрств, владеющих месторождениями «Тамар» и «Левиафан». Так  в презентации, опубликованной в прошлом месяце компанией Delek Drilling, контролируемой Delek Group Ицхака Тшува, — в преддверии цикла погашения долга в размере 2,25 млрд долларов — прогнозы спроса на газ на израильском рынке были представлены с заявлением о том, что он растет и с ожидаемым ежегодным увеличением на 6%.

Этот шаг Министерства энергетики означает, что газовые партнёрства, действующие в Израиле – «Тамар» и «Левиафан», а в следующем году «Акула» и «Крокодил»,  основывались ранее на естественном внутреннем росте потребления газа сверх уже заключенных контрактов, теперь будут вынуждены адаптироваться к складывающейся ситуации. В свете того факта, что их способность продавать больше газа новым проектам в израильской экономике будет подорвана, им придется больше полагаться на экспорт. Проблема в том, что количество потенциальных рынков для экспорта газа невелико, если они вообще существуют, а некоторые из них могут оказаться нестабильными. Это плохая новость для газовых партнёрств перед публикацией отчетов за второй квартал, поскольку им придеться не только  включать в них предупреждения о влиянии кризиса коронавируса, но и их способность продавать газ на внутреннем рынке.

Стоит отметить, что практически все время развития газовых месторождений в Израиле, Министерство энергетики ведет практически непрерывную «войну» с газовыми монополистами, позиция которых о развитии газовой отрасли в стране, совсем не совпадает с позицией министерства. Как уже писалось ранее (см . «Газовые партнерства «Тамар» и «Левиафан» отказываются брать на себя обязательства по экспорту газа в Египет» от 24 августа, 2020) в последнее время возник конфликт с партнёрствами «Тамар» и «Левиафан о финансирование строительства новых морских газопроводов в Египет. Не урегулированными остаются расценки на газ для «Хеврат хашмаль», который поступает с месторождения «Тамар», а также проблемы при эксплуатации платформы «Левиафан», на которой постоянно происходят внештатные ситуации, влекущие за собой сброс газа  и работу газового факела. Так же открытым остается вопрос о финансирования части проекта по строительству газопровода EastMed. И хотя правительство утвердило данный проект, вопрос о технической части его строительства пока не решён, так же не решён вопрос о том, чей газ и по какой цене пойдет в Европу. Возможно все это и подтолкнуло Министерство энергетики на кардинальное изменение политики по отказу от газовых электростанций и переход на солнечную энергию.

Хотя такой подход уже снискал расположение IEA (Международного энергетического агентства), которое отметило, что что Государство Израиль занимает первое место среди стран OECD  и второе в мире по уровню производственных мощностей за счет потребления солнечной энергии. В отчете показано, что производственные мощности Израиля в области солнечной энергии составляют 8,7%. и он стоит сразу после Гондураса с 14,8%. После Израиля идет Германия с 8,6%, Чили с 8,5%, за которыми следуют Австралия и Греция с 8,1%. Это первый случай, когда Израиль вошел в список 20 стран мира с потенциалом для установки мощных фотоэлектрических модулей в течение следующих пяти лет, с ожиданиями установки в промежуточном сценарии 5,9 ГВт и 8 ГВт в оптимистическом сценарии

В свете развития своей новой стратегии о возобновляющих источниках энергии за последние несколько месяцев Министерство энергетики объявило первые два тендера. Первый из которых выиграли компании Enlight, Doral и Alumi, на строительство фотоэлектрических установок, объединяющих накопители энергии общей мощностью 168 мегаватт сроком на 23 года по цене 0.199 шекелей за киловатт-час (примерно 0.06$). Это на 25% более низкая цена на электроэнергию, утвержденного Управлением по электроэнергетике для традиционных производителей электроэнергии, которая производится из газа или угля .

Как заявил Саид Гилад Явец, генеральный директор Enlight после победы в первом тендере:  «Возможность генерировать и хранить солнечную электроэнергию и передавать ее в другое время по цене 20 агорот за кВтч (киловатт-час) — делает возобновляемые источники энергии конкурентоспособными по сравнению с традиционными источниками энергии, позволяет производить электричество из возобновляемых источников энергии в огромных масштабах и создает революцию в энергетической экономике».

Второй тендер, который уже был объявлен, более опасен для газовой отрасли и включает строительство 300-мегаваттной солнечной батареи с накопителем, и на его раннем этапе было зарегистрировано 27 претендентов. Этот тендер проводится генеральным бухгалтером Министерства финансов, и если он будет успешным по той же цене, что и в первом тендере, он представляет собой существенное изменение направления для газовой отрасли и реальную угрозу для способности газовиков продавать энергию по аналогичным ценам.

Таким образом, Министерство энергетики завершает подготовку к созданию надежной и стабильной экономики производства электроэнергии, основанной на увеличении использования возобновляемых источников энергии и хранилищ.