- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Министерство экологии Израиля требует убрать нефтехранилище из Хайфского залива

После слушаний, проведенных министерством экологии, инфраструктурной компании ТАШАН  («Таштиет нефть вэ энергия» ) было предписано  немедленно закрыть некоторые из нефтяных резервуаров из-за «сильного, необоснованного и стойкого» неприятного запаха, в свете множества жалоб жителей Кирьят-Хаима (пригорода города Хайфы). При этом в отчете министерства указано, что  «мы считаем, что нефтебазы не должны находиться рядом с жилыми кварталами».

Компания ТАШАН (в английской версии PEI) является национальной инфраструктурой компании энергетического хозяйства Израиля (100% принадлежит государству)  и отвечает за обеспечение потребностей инфраструктуры энергетического сектора страны. Деятельность компании охватывает широкий спектр направлений в области топлива: портовые услуги по импорту и экспорту ; хранение всех видов топлива, транспортировка и поставка топлива, в основном дистиллятов, по подземным трубопроводам по всей стране. Обработка сырых топливных продуктов и дистиллятов, а также разгрузка автоцистерн. Компания Fuel Products Line Ltd (FPL), которая полностью принадлежит компании PEI, занимается эксплуатацией и обслуживанием систем и топливопроводов для транспортировки нефтепродуктов.

Производственные мощности компании разбросаны по всей стране, от терминала в Кирьят-Хаиме на севере до завода в Эфрат в Рамат-Ховаве. В частности терминал Кирьят-Хаим был построен еще в 30-х годах прошлого века в Хайфском заливе, на пляже, чтобы экспортировать излишки нефтеперерабатывающих заводов зарубежным клиентам. Здесь идет выгрузка и прием сырой нефти с танкеров, оперативное хранение нефти и ее поставка на нефтеперерабатывающий завод в Хайфе, а так же резервуары по приему сырой нефти из трубопровода Эйлат-Ашкелон и ее хранение. Сам топливный порт в Хайфе, так же основан в 1930-х годах и отвечает за транспортировку готовых нефтепродуктов и продуктов в процесса их переработки, заправку судов, хранение и поставку продукции на НПЗ Хайфы, в хранилища и крупным потребителям.

В принципе компания PEI и ее «дочка» FPL унаследовали все оборудование от компании IPC, созданой в 30-х годах прошлого века правительством Великобритании. В 1931 году было подписано соглашение между Верховным комиссаром Великобритании в Палестине и «Иракской нефтяной компанией» (IPC) о перекачке нефти из Ирака через Иорданию в Хайфу на расстояние около 1100 км. С созданием Государства Израиль в 1948 году поток нефти из Ирака в Хайфу по этой линии был остановлен. Однако хранилища в порту Хайфы, множество топливопроводов и топливных портов для сырья и дистиллятов используются по сей день.

Несмотря на модернизацию части оборудования основные топливные баки для хранения нефти, практически остались в первозданном состоянии. При этом, мощное развитие Хайфы и ее пригородов, приблизило жилую застройку практически к забору нефтехранилища.

 

Начиная с  2007 году жители, живущие рядом с нефтебазами, неоднократно обращались и в  Министерство экологии, и в Ассоциацию городов с жалобами на сильный запах, характерный для топлива, исходящего из района хранилищ в  Кирьят-Хаиме. Однако лишь в последние годы, на эти жалобы стала поступать реакция чиновников.

В итоге Министерство экологии рассмотрев на днях обвинения, сделанные в ходе слушаний и представленную информацию, потребовало от компании PEI представить краткое изложение ее решений относительно продолжения исполнительного производства в соответствии с выводами. По данным Министерства экологии, в последнее время значительно увеличилось количество запросов от жителей, сообщающих об опасном запахе, вызывающем головные боли. Например, в первой половине августа в экологический центр министерства поступило не менее 30 таких жалоб.

По данным Министерства экологии, компания нарушает условия разрешения на хранение токсинов, в части предотвращения выбросов летучих органических соединений в окружающую среду. Кроме того, компания не использует надлежащие процедуры эксплуатации и технического обслуживания для обеспечения целостности оборудования и не выполняет условия лицензии на ведение бизнеса, в результате чего жителями, проживающими в этом районе и посетителями коммерческой зоны регулярно ощущаются запахи нефтепродуктов. Во время патрулирования района с использованием тепловизионной камеры для проверки выбросов паров топлива с крыш цистерн, были выявлены факты утечки. Также были обнаружены дефекты в цистернах. Об этих недостатках было сообщено компании PEI для производства ремонта, однако повторные проверки, проведенные в этом месяце, обнаружили выбросы неправильно обработанных летучих органических соединений.

Основное требование, предъявленное Министерством экологии  к компании PEI на слушании, состояло в том, чтобы немедленно закрыть некоторые из резервуаров сразу после того, как они были обнаружены с серьезными дефектами и они не соответствуют требованиям лицензии на ведение деятельности. Представители компании PEI согласились с некоторыми обвинениями министерства и даже представили план немедленного закрытия некоторых резервуаров, если потребуется. Представители компании также заявили, что часть работ уже началась как минимум в трех  хранилищах. Министерство приказало закрыть несколько резервуаров из 16 (как минимум 2 в настоящее время закрыты). Точное количество будет объявлено по результатам слушания.

В рамках улучшения связи с жителями района Министерство экологии потребовало, чтобы компания PEI открыла колл-центр для общественных запросов и обеспечила выездную машину для проверки каждой жалобы в режиме реального времени. Министерство также закрепит это требование законодательно в различных разрешениях.

В настоящие время практически вся инфраструктура Хайфского залива, включая систему НПЗ находиться под огнем критики, как со стороны министерств, так и жителей района. Как сообщалось ранее ( см. «Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 5» от 3 июля, 2020) в настоящее время в правительстве рассматривается  грандиозный проект по ликвидации всех нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий в зоне Хайфского залива. Естественно главным инициатором ухода из района «самого загрязняющего предприятия» можно считать жителей района и муниципальные советы расположенные рядом с производствами. В последние  годы активно включились в эту борьбу  и Министерство экологии и Управление земельных ресурсов Израиля и Национальный экономический совет.

В этой связи так же рассматривается вопрос о переносе резервуарного парка нефтехранилища  на альтернативную площадку. Как заявила компания PEI, являясь государственной структурной, она не будет возражать против эвакуации из района Кирьят-Хаима и Хайфы. При этом компания отмечает, что была основана в этом районе еще в 30-х годах, до образования государства, в период, когда жители не жили вокруг нефтехранилищ. Спустя годы были утверждены новые планы строительства и теперь районы соседствуют с нефтебазами.

Компания PEI заявила, что почти 20 лет работает над утверждением плана по перемещению нефтехранилища на альтернативное место, но лица, принимающие решения, политики, муниципалитет Хайфы, органы планирования и различные регулирующие органы «не принимают необходимого решения, которое решило бы сложную проблему. Компания надеется, что давние обсуждения между правительственными министерствами и различными органами планирования скоро завершатся и приведут к быстрому решению для жителей и компании».2