- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ассиметрия в израильско-азербайджанских отношениях

Обострившаяся в середине июля с.г. ситуация на границе между Арменией и Азербайджаном в который раз привлекла внимание мировых СМИ. Противостояние затронуло стратегически важный регион, подвергнув опасности маршруты транспортировки энергоносителей, в частности, перекачки природного газа  из Азербайджана в Турцию и Европу.

В ходе боев обеими сторонами конфликта активно использовалось тяжелое вооружение. Отметим, что вооружение, используемое Арменией, в значительной мере произведено в России. Азербайджанские СМИ писали о том, что противостоящей стороне в ходе июльского конфликта было доставлено по воздуху из России 400 тонн техники и боеприпасов. Известно, что значительная часть современной техники на вооружении Азербайджана импортирована из Израиля. В связи с этим многие СМИ вновь озаботились вопросами поставок Израилем вооружений в Азербайджан. Наряду с ситуативными публикациями, были и есть материалы, которые исследуют в частности, феномен отношений между еврейским государством и Азербайджанской Республикой (АР), где большинство населения являются мусульманами-шиитами. В этой связи заметим, что на сегодня израильско-азербайджанский диалог считается самым весомым примером эффективного сотрудничества со страной с доминирующим мусульманским населением. Как один из аспектов диалога, страны развивают взаимодействие в сфере укрепления обороноспособности.

В целом же, касаясь этой версии диалога Израиля со странами постсоветского пространства, отметим,  что он стал  четвертой страной, заявившей о признании государственного суверенитета  Азербайджанской Республики. Это произошло  25 октября 1991 г., через неделю после объявления Верховным Советом Азербайджана Декларации о независимости. Дипломатические отношения между двумя странами были установлены 7 апреля 1992 г. Сразу же началась реализация диалога между двумя странами. Отметим, что активной стороной продвижения сотрудничества был Израиль, первым начавший официальные контакты. Тем самым заметна большая  заинтересованность еврейского государства в продвижении сотрудничества на этом направлении, наполнении его реальным содержанием. В пользу такого утверждения говорит и уровень визитов. В Баку приезжали как президент Израиля Шимон Перес, так и премьер-министры. Еще в августе 1997 г. состоялся первый официальный визит в АР главы израильского правительства Биньямина Нетаньяху. В июне 2009 г. Баку посетил Ш.Перес, а в феврале 2010 г. состоялся визит в АР премьер-министра Израиля Эхуда Ольмерта. Второй визит Б.Нетаньяху в ранге главы правительства состоялся в 2016 г.

Однако уже много лет из Иерусалима доносятся отголоски перманентной неудовлетворенности еврейского государства своеобразной ассиметричностью диалога на азербайджанском направлении, связанной с тем, что  после открытия в 1994 г. в Баку посольства Израиля, подобного и симметричного шага со стороны АР не последовало. Аналитики объясняют создавшуюся коллизию особым статусом отношений Баку с Тегераном как ближайшим соседом, возможностью негативного воздействия такого шага на продвижение интересов Баку в исламском мире. Подобные же аргументы в отношение Ирана как стратегического союзника могла бы привести и Армения, но ее посольство на набережной в Тель-Авиве начало свою работу в нынешнем августе, а посол Армен Сумбатян уже провел первые дипломатические встречи, а в консульстве приняли первых посетителей.

Что касается Азербайджана, то дискуссии о, казалось бы,  естественной необходимости открытия азербайджанского посольства в Израиле идут,  с той или иной степенью интенсивности, на протяжении всего периода существования двусторонних отношений. Заметим, что достаточно определенно по этой проблеме, незадолго до своей кончины, в октябре 2001 г., высказался президент Гейдар Алиев. Он однозначно пообещал открыть посольство в Израиле, однако такое обещание с приходом преемника осталось до сих пор, по истечении почти двух десятилетий, нереализованным. При этом,  информация по данной проблематике регулярно появляется в СМИ и о необходимости реализации этого шага время от времени высказываются политики обеих стран. Приведем несколько наиболее типичных примеров. В мае 2006 г. о скором открытии посольства сообщил в интервью электронной газете today.az  депутат парламента АР Иуда Абрамов, тогдашний председатель парламентской группы дружбы «Азербайджан-Израиль». По его данным, эта проблема была окончательно решена во время встречи президента Азербайджана Ильхама Алиева в  дни визита в Вашингтон и встречи с представителями еврейской общины США. Он добавил: «Открытие посольства может принести пользу интересам  Тель-Авива в регионе Южного Кавказа. Оно приведет к укреплению двухсторонних контактов». При этом Абрамов выделил и проблемы: открытие дипломатического представительства требует больших финансовых затрат, опытных работников, знакомых с историей и культурой страны, и это – весьма трудное дело. На эту публикацию отреагировали тогда и иранские СМИ. Информационное агентство ИСНА указало, что «несмотря на то, что Азербайджан не хочет снижения уровня своих отношений с Ираном,  тем не менее он идет на открытие посольства в Израиле».

Однако на деле открытия посольства тогда не произошло. Почти через семь лет, в конце апреля 2013 г.,  об этом же, но уже на официальном уровне заявил тогдашний министр иностранных дел АР Э.Мамедьяров по возвращении из Израиля, где он провел переговоры с президентом Израиля Ш.Пересом, премьер-министром Б. Нетаньяху,  видными политиками, такими как председатель комиссии Кнессета по иностранным делам и обороне, лидер партии НДИ А.Либерман, заместитель главы МИД З.Элькин, рядом депутатов Кнессета. Но на специальной пресс-конференции в Баку Э.Мамедьяров проинформировал, что обе страны «обсуждают вопрос об открытии посольства Азербайджана в Израиле. По этому вопросу ведутся переговоры, но они займут определенное время. Всему свое время». В его разъяснении было сказано, что Азербайджан проводит свою внешнюю политику с учетом национальных интересов страны и «продолжит развивать отношения с Израилем и Палестиной». В тот момент азербайджанские аналитики связывали оживление диалога на азербайджанско-израильском векторе  в отношение открытия посольства с нормализацией израильско-турецких отношений после кризиса, связанного с попыткой судна «Мави Мармара» прорвать блокаду сектора Газа. «Этот шаг  ( открытие посольства – В.М.) необходим, он позволяет, — как писало азербайджанское издание Vesti.az  28 апреля 2013 г. – «исправить не совсем естественную ситуацию».

Еще через три года на эту же тему дал интервью глава департамента Евразия в МИД Израиля Рафаэль Харпаз, который подчеркнул в интервью СМИ АР: «Мы были бы рады, если бы Азербайджан открыл посольство в Израиле, что оказало бы влияние на наши отношения». Примечательно, что в Баку достаточно странно реагируют по поводу самой дискуссии о необходимости исправления такого перекоса в двустороннем диалоге. Процитируем издание https://ru.echo.az [1] от 11 сентября 2017 г.: «Время от времени в СМИ появляются сообщения о том, что Азербайджан собирается в ближайшее время открыть посольство в Израиле. Это делается для того, чтобы определить настроение в политической и общественной среде. На сегодняшний день, не думаем, что этот вопрос носит актуальный характер для азербайджанского правительства».

Однако, одновременно с такими, делаются и оптимистические заявления. Именно в этом ключе высказался в своем интервью израильскому The Times of Israel  авторитетный азербайджанский эксперт-политолог и блогер Али Гаджизаде: израильское посольство должно открыться в Израиле в недалеком будущем, причем – в Иерусалим. «Это еще более сблизит две страны, стратегическое партнерство которых не зависит от мнения третьих стран. Такие же голоса давно раздаются и из Израиля: «Баку уже пора определиться со своей позицией в регионе, невзирая на  недовольство и протесты со стороны ряда соседей. Тем более,  что руководство республики четко дало понять, что не будет  идти на поводу чужих представлений о региональных проблемах  и намерено и дальше налаживать отношения с дружественным  Израилем, исходя из собственных национальных интересов».

Один из азербайджанских аналитиков написал в популярной израильской газете The  Jerusalem Post: «Наличие азербайджанского посольства в Израиле поможет вывести двусторонние торгово-экономические взаимоотношения  на новый уровень. Если бы открылось посольство Азербайджана в Израиле, отношения развивались бы совершенно иначе и были бы еще сильнее».  Однако такие мнения, озвучиваемые с обеих сторон, были проигнорированы Баку и не подкреплены  реальностью и в ходе визита в АР в ноябре 2016 г.  израильского премьер-министра  Б.Нетаньяху: как писали СМИ, «решение об открытии посольства Азербайджанской Республики в Израиле вновь осталось за скобками визита». При этом, таковой была одной из целей визита, ибо в ходе подготовки  этого события спикер МИД Израиля Э.Нахшон заявил СМИ: «Мы очень хотим открыть посольство Азербайджана в Израиле. Это положительно повлияет на наши сильные и хорошие отношения».

По сути, это же имел в виду и нынешний посол Израиля в Баку Джордж Дик, выражая в марте с.г. в интервью азербайджанским СМИ неудовлетворение не совсем адекватными объемами билатерального технико-экономического сотрудничества. Подобные заявления звучали и от других глав израильских дипмиссий в Баку, понимавших, что при наличии посольства и в Израиле, и в Азербайджане, можно было бы добиться большего прогресса в продвижении взаимодействия двух стран. На таком фоне, озвучиваемое сегодня мнение АР выглядит, как минимум, неубедительным: «Решение будет зависеть исключительно от нашей стороны. Если азербайджанское правительство посчитает, что настало время открыть дипломатическое представительство АР в Израиле, то мы это сделаем, как бы не противились другие государства. Они должны понимать, что мы будем руководствоваться своими интересами». Но разве не в интересах Баку содействовать развитию двустороннего диалога с Израилем?