- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Исламизм в Канаде: текущая ситуация

Из всех государств Запада со значительным числом иммигрантов и беженцев из мусульманского мира Канада продолжает оставаться страной, которую, вероятно, в наименьшей степени затронул терроризм исламистов. Отчасти благодаря продуманной иммиграционной и интеграционной политике и отсутствию сколько-нибудь серьезного колониального наследия, (подпитывающего риторику и пропаганду исламистов, например, в Европе), отчасти благодаря удачному стечению обстоятельств, и в немалой степени благодаря работе спецслужб. Причем не столько канадских, сколько американских. Недавнее судебное разбирательство по делу беженца-тинэйджера из Сирии продемонстрировало, как работает эта схема.

28 июля 2020 г. 16-летний сириец, проживавший в городе Кингстон провинции Онтарио, был признан виновным по 4-м обвинениям в терроризме, среди которых подготовка теракта, целью которого должны были стать «церкви и другие места, заполненные верящими в распятие». Планы юного исламиста разоблачил агент ФБР под прикрытием, вошедший в доверие онлайн, представившись сторонником террористической группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещена в РФ). В ходе обыска у экстремиста были найдены детонаторы, контейнеры с компонентами для создания взрывчатки, чертежи взрывных устройств и другие предметы.

С одной стороны, разработка представителем американских спецслужб столь юного подозреваемого в исламизме может вызвать определенные вопросы и спровоцировать скептицизм, с другой, впрочем, выглядит весьма правдоподобной, с учётом того, что именно тинэйджеры являются наиболее восприимчивой к пропаганде представителей исламистских группировок возрастной категорией, а также наименее благодарной за те возможности, которые предоставляют им страны, принимающие иммигрантов.

Это подтверждается и историей переписки сирийца с другими исламистами на форумах и в социальных сетях с 2018 г., ещё до того, как на него вышел агент ФБР. В ответ на запрос агента, написавшего о желании совершить теракт в США в максимально людном месте, подросток из Канады отправил ему подробные инструкции по изготовлению бомбы по типу той, что была использована в атаке на участников Бостонского марафона в 2013 г. Власти Канады настаивают на том, что приговор тинэйджеру-исламисту должен быть вынесен в соответствии с нормами, установленными для взрослых преступников.

На первый взгляд, канадская система правосудия может показаться чересчур жёсткой, однако посмотрев на нее под другим углом, можно сделать практически противоположный вывод. Так, например, осужденная в 2019 г. по обвинению в террористической деятельности уроженка Сирии Рехаб Дагмош (Rehab Dughmosh) приложила в июле 2020 г. максимум усилий, чтобы остаться в стенах канадского исправительного учреждения, вместо того, чтобы покинуть его по праву условно-досрочного освобождения. «Если вы освободите меня из тюрьмы, я совершу новый теракт, так что передайте своему правительству, чтобы вернуло меня в мою страну (Сирию)», – заявила исламистка офицеру, оценивающему заключённых с правом на условно-досрочное освобождение.

Само собой, в Сирию заключённую отправлять никто не собирался, так что досрочный выход из тюрьмы был отменён. Удивляет однако, что Дагмош вообще получила такое право, будучи осужденной лишь в феврале 2019 г. и аж на семь лет лишения свободы! С учётом того, что в результате ее (довольно нелепой, вероятно, из-за психических отклонений) атаки на магазин шин в Торонто никто не пострадал, столь ранняя инициатива выпустить заключенную досрочно выглядит странной попыткой канадской системы правосудия как-то компенсировать заключение исламистки в тюрьму на достаточно большой срок вместо помещения в психиатрическую лечебницу с учётом всех медицинских показаний к этому.

Так или иначе, но случай с Дагмош является далеко не единственным, когда осуждённые в Канаде сторонники «Исламского государства» и других террористических группировок (причем вполне вменяемые) получали право на условно-досрочное освобождение и успешно им пользовались. В этом отношении канадские власти, кажется, ничему не научил печальный пример Великобритании, где следствием переоценки эффективности системы перевоспитания и досрочного освобождения исламистов стало несколько терактов с погибшими и пострадавшими в 2019-2020 гг. Едва ли стоит дожидаться, пока этот сценарий повторится в североамериканской стране, а значит – необходимо уже сегодня вносить какие-то изменения в соответствующие алгоритмы работы канадской пенитенциарной системы.

Не вполне осознают ещё опасность для канадского общества, исходящую от радикальной исламистской идеологии, и некоторые политики страны, судя по тому, сколь активно ими для избирательных кампаний привлекаются личности, как минимум имеющие заметные пятна исламизма или связей с экстремистскими движениями на репутации. Так, например, поступают члены Консервативной партии Канады, основанной бывшим премьер-министром страны Стивеном Харпером и известным политиком Питером Маккеем.

Последний в качестве своего представителя по контактам с мусульманским сообществом недавно выбрал Ахмада Аттию, тесно связанного с мечетью Масджид Торонто, имеющей, по информации канадских СМИ (в частности, портала CBC), репутацию прибежища исламских фанатиков. Так, на одном из размещенных на YouTube видео с проповеди в мечети помощник имама Айман Элькасрави вполне открыто возносит мольбы следующего содержания: «О, Аллах! Очисти мечеть Аль-Акса от грязи евреев! Сочти их всех, убей их одного за другим, никого не щадя». За такие проповеди Университет Райерсона в 2017 г. освободил Элькасрави от должности помощника учителя, однако Ахмада Аттию вся эта история нисколько не смутила, поскольку именно он помогал клерику-экстремисту выпутываться из скандала.

Впрочем, у Аттии есть и куда более тесные родственные сомнительные связи. В частности, его сестра замужем за Халедом аль-Каззазом (Khaled al-Qazzaz), в прошлом официальным представителем по иностранным делам Мухаммеда Мурси, смещенного военными президента Египта из движения «Братья-мусульмане». В 2017 г. и г-н Каззаз и г-жа Аттия были названы аффилированными с террористическими организациями фигурами в отчете египетского правительства Абдель Фаттаха аль-Сиси. В Канаде Х.аль-Каззаз основал фонд имени себя (Al-Qazzaz Foundation), деятельность которого заслуживает отдельного пристального внимания.

Связи же Консервативной партии Канады с «Братьями-мусульманами» на этом не исчерпываются. Соратник Харпера и Маккея Эрин О’Тул в январе 2020 г. выбрал председателем своей избирательной кампании Валида Салимана, который, согласно информации издания New Dehli Times, публично объявлял себя сторонником «Братьев-мусульман». При этом, по данным канадского онлайн-издания CBC, партия уже потратила порядка 245 тыс. долларов, чтобы удалить все упоминания этого и других заявлений Валида Салимана  в сети. Между тем, примерно тогда же, когда Салиман сделал упомянутое выше признание, он получил награду от Мусульманской ассоциации Канады (МАК), организации, на своем сайте прямо указывающей в качестве источников идеологического вдохновения Хасана аль-Банну и «Братьев-мусульман».

МАК также известна тем, что направила порядка 300 тыс. долларов организации IRFAN-Canada, позднее признанной в Канаде террористической из-за связей с палестинским движением ХАМАС. Что касается Салимана, то он неоднократно высказывался за введение в Канаде шариатской системы банкинга, называя это рыночной необходимостью.

Понятно, что все эти действия проистекают из желания консерваторов привлечь на свою сторону голоса мусульманского сообщества страны, которое к текущему моменту уже стало весьма значительным (по разным данным, от 1,2 до 2 млн человек) и вполне способно при определенных раскладах в избирательной кампании повлиять на исход голосования. Однако это не отменяет того, что подходить к выбору партнёров для такого сотрудничества необходимо максимально разборчиво, особенно в условиях, когда исламское сообщество Канады несколько раз подвергалось атакам со стороны ультраправых экстремистов, что легко может быть использовано исламистами для контрпропаганды.