- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об интересах Израиля в контексте американо-китайского противостояния. Часть 1

По мнению группы экспертов во главе с генерал-майором запаса Амосом Гиладом, исполнительным директором Института политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy) в Междисциплинарном центре Герцлия, в последнее время стали очевидными две проблемы в сфере политики и безопасности. Если их не разрешить, Израиль сам нанесет стратегический удар по собственной национальной безопасности и столкнется с растущей изоляцией. Речь идет об односторонней аннексии и проверке китайских инвестиций.

Эксперты Института исходят из того, что сегодня Соединенные Штаты рассматривают Китай как самую серьезную угрозу своей национальной безопасности. В глазах США Китай бросает вызов международным нормам и представляет собой экономическую и военную угрозу таким ценностям, как свобода, свободное передвижение людей и товаров, уважение прав человека и суверенитета.

Конкуренция и противостояние между США и Китаем достигли новых высот на фоне борьбы с коронавирусом. В этом контексте президент США Дональд Трамп зашел так далеко, что заявил о возможности разрыва всех отношений с Китаем. Среди прочего, Соединенные Штаты опасаются, что Китай, который первым оправился от эпидемиологического кризиса, может воспользоваться внутренней экономической слабостью других стран и хозяйствующих субъектов для осуществления масштабных инвестиций, направленных на захват стратегической инфраструктуры и других активов, которые являются чувствительными с точки зрения безопасности и технологий. На этом фоне администрация США послала своим союзникам сигнал о том, что они должны «выбрать сторону» либо США, либо Китая.

Белый дом, напоминают эксперты IPS, выразил Израилю обеспокоенность китайскими инвестициями, и раскритиковал шаги израильских государственных органов в этом вопросе. Помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку Дэвид Шенкер пояснил накануне визита госсекретаря Майка Помпео в Израиль в мае 2020 года, что действия израильских властей по проверке и одобрению китайских инвестиций в Израиль являются ошибочными, поскольку не охватывают технологические сферы, а выводы надзорного органа не является обязательными для частного сектора. «Я думаю, что они могут сделать намного лучше, и я думаю, что им следует это сделать», – сказал он несколько месяцев назад.

Отмечается ряд фактов, который вызывает недовольство американской администрации. Ожидается, что к следующему году китайская компания будет совершать операции в порту Хайфы, к тому же Китай проявляет все больший интерес к дополнительным инвестициям в инфраструктуру и инновационные технологии Израиля во множестве областей.

Рекомендации экспертов IPS израильскому руководству в отношении китайского вопроса заключаются в следующем. «Необходимо пересмотреть политику одобрения китайских инвестиций в инфраструктуру и чувствительные технологии, а также совершенствовать механизмы проверки таких инвестиций с учетом согласованности действий и их полной прозрачности для Вашингтона. Это необходимо для обеспечения того, чтобы Израиль соответствовал американским стандартам, и чтобы администрация США могла сделать вывод, что действия Китая в Израиле не угрожают интересам Соединенных Штатов. Израилю необходимо приложить все усилия, чтобы воздержаться от серьезного кризиса в отношениях с США, как это было в конце 1990-х и в середине 2000-х (связанных с модернизацией и продажей Китаю израильских летательных аппаратов-носителей), что ударило по особым отношениям в сфере обороны и доверию между Вашингтоном и Израилем».

Позиция экспертов IPS заключается в том, что в рамках соблюдения баланса американских интересов и потребностей Израиля в расширении экономических связей с Китаем израильскому руководству необходимо всегда помнить, что никто ему не сможет заменить США как «величайшего и наиболее важного стратегического союзника»[i] [1].

Эксперты Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS) также анализируют развитие американо-китайских отношений в контексте перспектив израильско-китайского сотрудничества. В частности, д-р Шира Эфрон (старший научный сотрудник INSS и одновременно специальный советник по Израилю в американской корпорации RAND, где она ведет исследовательскую программу, посвященную Израилю, и преподает аспирантам; в центре ее научных интересов политика США на Ближнем Востоке, в том числе развивающиеся связи Израиля с Китаем) рассматривает следующий вопрос. Если в результате выборов в ноябре этого года президентом США станет Джо Байден, каков будет подход его администрации к Китаю и как это может повлиять на способность Израиля преодолевать напряженность между двумя великими державами?

Для ответа на вопрос она анализирует платформу Демократической партии США и отмечает наличие в Вашингтоне двухпартийного консенсуса в отношении Китая. Это значит, что стратегическая конкуренция, приведшая к соперничеству между Вашингтоном и Пекином, сохранится независимо от того, кто победит на предстоящих президентских выборах. К тому же платформа Демократической партии США не обязательно станет рецептом реальной политики, тем не менее, она свидетельствует о позиции демократов – они сохранят жесткую позицию администрации Д.Трампа в отношении Китая, но постараются придерживаться более детального и многостороннего подхода. Но даже такой переход будет иметь последствия для союзников США, включая Израиль.

Израильский эксперт подсчитала, что в политической платформе Демократической партии США 2020 года Китай и китайский народ упоминается 25 раз. Для сравнения, Россия упоминается только 5 раз против 6 в 2016 году; Иран на этот раз упомянут 7 раз, по сравнению с 16 в 2016 году, Израиль в этом году прозвучал 6 раз против 9 четыре года назад. Используемая в платформе терминология иллюстрирует жесткую позицию демократов в отношении Китая, и при определенных обстоятельствах они обещают предпринять «агрессивные действия» против Пекина.

Одним из обвинений демократов в адрес администрации Д.Трампа является подрыв отношений с союзными США государствами. Сами они подчеркивают важность работы с союзниками, как по внутренним, так и по международным вопросам, например, в сфере торговли. Напомним, что Бывший директор ЦРУ и министр обороны Роберт Гейтс недавно заявил, что «у нас [США] есть союзники – у русских и китайцев их нет. У них есть клиенты». «Эти союзники критически важны, если мы хотим создать международную среду, служащую нашим национальным интересам»[ii] [2].

Демократы обещают, что их подход к Китаю будет учитывать интересы не только США, но и их союзников, а соперничество с Китаем не навредит международной стабильности. Европа считается «естественным партнером» США в соревновании с Китаем. В Демократической партии США заявляют, что источники американской силы – открытость общества, экономический динамизм и сила союзов – важны для формирования международных норм, отражающих ценности Америки, и косвенно критикуют репрессивные меры нынешней администрации в отношении студентов и ученых китайского происхождения.

Эксперт INSS отмечает, что хотя Израиль не упоминается в контексте Китая, платформа Демократической партии США предполагает, что, как и для других союзников Америки, изменения в Вашингтоне могут повлиять на то, как израильское руководство сможет справиться с напряженными отношениями между Вашингтоном и Пекином. На самом базовом уровне платформа демократов усиливает понимание того, что конкуренция США с Китаем – это двухпартийный консенсус, который по-прежнему будет занимать центральное место. В связи с этим Израиль должен продолжить адаптировать свои отношения с Вашингтоном к эпохе соперничества великих держав.

Во-первых, Израиль должен досконально разобраться и подготовиться к ряду событий: развитию соперничества между США и Китаем, которое принимает более широкие масштабы, включая Тайвань; эскалации военной напряженности в Южно-Китайском море; несогласию США с ростом глобального влияния Китая, будь то в рамках инициативы «Один пояс, один путь» или на международных площадках; соревнованию за технологическое превосходство.

Израилю также следует обратить внимание на растущую напряженность в вопросах соблюдения прав человека, при этом имеется в виду обращение с уйгурами и другими меньшинствами на материковом Китае и Гонконге. Хотя, отмечает Ш.Эфрон, многие из этих вопросов не являются первоочередными интересами Израиля, связи Израиля с Вашингтоном и Пекином, хотя и очень разные по своему характеру, тем не менее, будут затронуты ими в будущем. Например, недавнее бездоказательное обвинение гонконгских продемократических активистов в том, что израильская компания якобы помогает полиции Гонконга взламывать сотовые телефоны протестующих, может привлечь больше внимания в Вашингтоне при администрации Байдена.

Израильский эксперт напоминает о назревающем 25-летнем стратегическом соглашении между Китаем и Ираном, которое в случае реализации будет включать в себя масштабные инвестиции в инфраструктуру и технологии, скидки на иранскую нефть и более тесное сотрудничество в сфере обороны. Китайско-иранские отношения представляют собой сближение основных угроз США и Израиля, и как администрация Трампа, так и будущая администрация Байдена выступают против такой сделки. Однако она подмечает разницу между ними. Байден, вероятно, попытается вернуть Китай в международное дипломатическое поле для решения проблем Ирана и его ядерной программы, например, в рамках Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), который     демократы по-прежнему считают лучшим способом предотвратить получение Ираном ядерного оружия. Тогда как Д.Трамп в 2018 году вышел из этой «ядерной сделки» при поддержке Израиля. Эксперт INSS полагает, что политическая платформа демократов не обязательно отражает будущий подход администрации Байдена, но по мере того, как Израиль корректирует свою политику в отношении Ирана с учетом возможных изменений в Вашингтоне, израильскому правительству было бы разумно сформулировать четкую позицию по отношению к Китаю в свете возможного растущего китайско-иранского партнерства.

Ш.Эфрон отмечает, что Байден и представители его команды дали понять, что не будут встречаться с иностранными правительственными чиновниками во время предвыборной кампании. В этих условиях, полагает она, израильскому правительству следовало бы открыть прямой и негласный канал с экспертами по внешней политике, которые, вероятно, сыграют роль в будущей администрации Байдена. Это может помочь Израилю на раннем этапе понять, в какой степени они планируют пересмотреть политику США в отношении Китая, каковы ключевые нюансы и как именно команда Байдена планирует работать с союзниками, чтобы противостоять вызову со стороны Китая.

Открытый и прозрачный диалог по Китаю положит начало отношениям Израиля с будущей администрацией Байдена и может помочь Израилю получить «добрую волю» Вашингтона по другим вопросам. Учитывая, что основная напряженность между Соединенными Штатами и Израилем из-за Китая связана с китайскими инвестициями в израильскую инфраструктуру и технологии, Израилю следует внимательно изучить «красные линии», обозначенные советниками Байдена в инвестиционной политике, а также передаче технологий и ноу-хау. Создание Израилем в январе 2020 года комитета по отбору иностранных инвестиций, полагает эксперт, стало важным шагом, хотя исключение из его ведения технологического сектора и другие структурные вызовы делают его недостаточным для соблюдения двухпартийных интересов США.

Эксперт INSS рекомендует Израилю также воспользоваться возможностью, предоставляемой намерением демократов задействовать союзников, и позиционировать себя в качестве ключевого партнера США в более широком контексте американо-китайских отношений. Демонстрируя, как он принимает во внимание озабоченность США китайскими инвестициями в определенных областях, Израиль должен постараться четко обозначить области, в которых США не возражали бы против взаимодействия с Китаем.

Если следующим президентом США стане Байден, Израилю следует работать с ним и его командой над расширением американо-израильского сотрудничества, уделяя особое внимание важнейшим технологическим областям, в которых США и Китай конкурируют и в которых Израиль, как ожидается, ограничит сотрудничество с Пекином. Если, как предполагается, демократы сделают приоритетной работу с союзниками по созданию альтернатив китайским инвестициям и возможностей в определенных областях, участие в этих усилиях, особенно в сфере научно-технологического развития, может повысить статус Израиля как важного глобального партнера США. По всем остальным вопросам, уверена эксперт INSS, Вашингтон даст Израилю «зеленый свет» на продолжение взаимодействия и улучшение его отношений с Китаем[iii] [3].

[i] [4] Warning — Mines Ahead! // IPS. 04.06.2020 — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/insights/insights-4-6-20-ips.aspx

[ii] [5] ‘The US has allies, the Russians and Chinese have clients’ // Israel Hayom. 30.08.2020 — https://www.israelhayom.com/2020/06/23/the-us-has-allies-the-russians-and-chinese-have-clients/

[iii] [6] The Democrats on China, and the Significance for Israel // INSS. 18.08.2020 — https://www.inss.org.il/publication/the-democrats-and-china/?offset=10&posts=2956