- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израильские эксперты об интересах Израиля в контексте американо-китайского противостояния. Часть 2

Вопрос о механизме проверки в Израиле китайских инвестиций анализируют эксперты  Института исследований национальной безопасности (Institute for National Security Studies, INSS). К тому же государственный контролер Матаньяху Энглман недавно раскритиковал действия Израиля в отношении иностранных инвестиций в национальную инфраструктуру. По его мнению, отсутствие обязательных консультаций регулирующих органов с созданной при Министерстве финансов страны консультативной комиссией по надзору за иностранными инвестициями может привести к тому, что экономические выгоды окажутся в приоритете над соображениями национальной безопасности.

По мнению Галии Лави и Дэна Катариваса, научных сотрудников Института исследований национальной безопасности, необходимость выполнения рекомендаций государственного контролера возрастает по мере усиления противостояния между Китаем и Соединенными Штатами. К тому же администрация США оказывает давление на союзников, включая Израиль, с целью создания или укрепления механизмов надзора за инвестициями и тщательного разбирательства перед тем, как одобрить участие китайских компаний в национальных инфраструктурных проектах[i] [1].

Государственный контролер, оценив риски иностранного участия в национальной инфраструктуре и связанные с этим действия правительства, подготовил отчет, который был опубликован 3 августа 2020 года. В нем говорится: «Иностранные государственные компании могут извлечь выгоду из поддержки своих правительств и, скорее всего, будут действовать в соответствии с соображениями, которые не являются чисто экономическими, и будут использовать государственные ресурсы для получения операционных и экономических преимуществ над своими конкурентами из частного сектора». Государственный контролер подверг резкой критике механизм надзора за инвестициями, использование которого было отложено на два года до того, как 30 октября 2019 года кабинет безопасности окончательно утвердил создание соответствующей консультативной комиссии. Он рекомендовал обязать регулирующие органы советоваться с консультативной комиссией «перед одобрением иностранных инвестиций, которые потенциально могут нанести ущерб интересам Израиля с точки зрения национальной безопасности».

Хотя в отчете Китай и не упоминается, участие многих китайских компаний в тендерах на реализацию инфраструктурных проектов в Израиле, полагают эксперты, усиливает необходимость выполнения рекомендаций комиссии. Это особенно актуально сейчас, когда конкуренция между Китаем и США накаляется, и Белый дом оказывает давление на союзников, чтобы они создали или укрепили механизмы надзора за инвестициями и тщательно взвешивали все за и против, прежде чем допустить ту или иную китайскую компанию к участию в национальных инфраструктурных проектах.

При этом эксперты INSS подчеркивают, что строительство новой инфраструктуры важно для экономического роста страны. Согласно отчету ОЭСР от марта 2018 года, Израиль отстает в сфере развития инфраструктуры, что снижает его экономическую продуктивность и благосостояние населения. Этот недостаток особенно остро ощущается на наземном транспорте, включая железнодорожные и автобусные маршруты; морские перевозки, в том числе портовые мощности; энергетику, включая электростанции и производство альтернативной энергии; и опреснение. В отчете государственного контролера говорится, что инфраструктурные предприятия в этих сферах, вероятно, помогут продвинуть израильскую экономику вперед и повысить уровень производительности. Отмечается, что израильское правительство в последние годы приложило значительные усилия для сокращения существующего разрыва, вкладывая большие средства в модернизацию инфраструктуры. Учитывая кризис COVID-19 и ожидаемое замедление экономического роста, потребность в крупномасштабных социальных проектах еще больше возросла.

Иностранный бизнес участвует в большинстве крупных инфраструктурных проектов в Израиле, и присутствие китайских компаний особенно заметно, в основном из-за связанных с ними экономических выгод. Китайские компании обладают подтвержденными компетенциями и опытом в строительстве инфраструктурных объектов. В то же время их опыт часто ограничивается Китаем, его окрестностями и развивающимися странами. Для того, чтобы проникнуть на европейский рынок, они пытаются получить благоприятную репутацию и опыт работы по европейским стандартам в такой стране, как Израиль, поэтому готовы предложить относительно низкую цену за реализацию проекта. Если они соответствуют критериям качества работы, выбор самого дешевого предложения позволяет оптимально использовать деньги налогоплательщиков. Помимо невысокой цены, китайским компаниям удалось выполнить значительное количество проектов досрочно, тем самым сэкономив стране, вводящей объект в эксплуатацию, много времени и денег.

Эксперты INSS при этом отмечают, что, несмотря на экономические преимущества участия китайских компаний в инфраструктурных проектах, это сопряжено как с краткосрочными, так и с долгосрочными проблемами для Израиля. Привлечение китайского бизнеса происходит за счет местных компаний и рабочих. В Ассоциации строителей Израиля утверждают, что израильские компании и их сотрудники отчаянно нуждаются в работе, и что в нынешнем кризисе государство имеет право отдавать предпочтение израильской рабочей силе. Ведь китайские компании обычно полагаются на свои трудовые ресурсы и оборудование и, как правило, работают без израильского партнера. В результате местный рынок не получает знаний о новых технологиях, таких как оборудование для строительства тоннелей и системы управления. В долгосрочной перспективе может возникнуть нехватка ноу-хау и опыта среди местных игроков, и Израиль может оказаться в зависимости от иностранных партнеров, владеющих этими технологиями.

Кроме того, отмечают эксперты INSS, как и многие развитые страны, Израиль использует механизм взаимных закупок, который требует от иностранных компаний закупить местных товаров в размере 20-35% от суммы сделки. Как «нация стартапов» Израиль хочет, чтобы иностранные компании приобретали его передовые технологии, так как ожидается, что со временем они станут основой для привлечения израильских технологий в будущем экспорте. Однако израильские эксперты отмечают, что в случае с китайскими компаниями с этим механизмом взаимных закупок возникают проблемы. Китайцы не всегда достигают необходимого объема закупок, а те, на которые они идут обычно состоят из базовых товаров, таких как грунт и другие строительные материалы, в то время как компании предпочитают приносить с собой передовые технологии. Министерство финансов выступает против требования о взаимных закупках и пытается отменить его, утверждая, что это повышает цену тендеров. Утверждается, что в случае отмены обязательства по взаимным закупкам, будет нанесен дополнительный ущерб местному бизнесу.

Помимо экономических аспектов государственный контролер настаивает на том, что в отношении участия иностранных игроков в развитии национальной инфраструктуры Израиля следует также учитывать геостратегические аспекты. Выбор китайских компаний в нескольких прошлых тендерах, таких как эксплуатация порта Хайфы в течение 25 лет, строительство южного порта в Ашдоде, прокладка тоннелей для легкорельсового транспорта в Тель-Авиве и приобретение электростанции Алон-Тавор, привел к напряженности в отношениях между Израилем и США. Администрация Д.Трампа, полагают израильские эксперты, пытается уменьшить присутствие и влияние Китая в Израиле из-за опасений шпионажа, ущерба от кибератак, кражи технологий и политического влияния. Соединенные Штаты ожидают, что их союзники последуют их политике и воспрепятствуют проникновению китайских инвестиций особенно в объекты инфраструктуры и сферу передовых технологий. В результате активное участие китайских компаний в тендерах в Израиле стало проблемой, которую израильское руководство больше не может игнорировать. Эксперты напоминают, что в мае 2020 года, за несколько дней до завершения тендера на строительство и эксплуатацию опреснительной установки «Сорек 2», госсекретарь США Майк Помпео посетил Израиль и предостерег его руководство от допуска китайских инвестиций в критически важный инфраструктурный объект. В результате, китайская компания не выиграла, как сообщается, «по экономическим причинам».

Для израильских экспертов очевиден фон, на котором Государственный контролер рекомендует Израилю соблюдать баланс интересов при рассмотрении и принятии решений в будущих тендерах на реализацию инфраструктурных проектов. Даже если китайские компании будут участвовать в подобных тендерах, Израилю следует стремиться к тому, чтобы их присутствие отвечало широким интересам израильской экономики, и одновременно не подвергало опасности его геостратегические интересы. С этой целью правительство Израиля должно поощрять партнерство между иностранными и местными компаниями в тендерах таким образом, чтобы сохранить и развивать ноу-хау и опыт местных компаний, а также поддержать местную экономику.

Израилю предлагается извлечь уроки из опыта, в котором партнерство с китайскими компаниями было ограниченным из-за тенденции последних мало закупать израильских технологий. С другой стороны, партнерские отношения с европейскими компаниями были более эффективными и позже стимулировали экспорт израильских технологий на европейский рынок. Допускается, что Израиль может получить прибыль от более широкого присутствия американских или европейских компаний в своих инфраструктурных проектах как за счет более тесных отношений с США и Европой, так и посредством диверсификации рисков иностранных инвестиций.

Наконец, отмечают эксперты INSS, нежелание израильского правительства создать механизм оценки иностранных инвестиций, чтобы (согласно отчету государственного контролера) избежать дипломатического давления, в нынешней ситуации становится все более проблематичным. Они предупреждают, что увеличивается риск возможной конфронтации с США.

Таким образом, Израиль должен использовать консультативный комитет как постоянный властный механизм, а не просто как консультативное агентство; определить максимально четкие критерии приемлемой степени и формы участия иностранных игроков в национальных инфраструктурных проектах; и, как рекомендовал государственный контролер, представить эти критерии открыто уже на ранних стадиях тендера, чтобы предотвратить ненужные обиды или ущерб конкурентам. Правительство может сохранять определенную степень гибкости в принятии решений, что полностью оправдано при разработке четкой политики по вопросу государственной важности для достижения надлежащего баланса между экономическими и стратегическими интересами Израиля.

[i] [2] Israel Needs a Clear Policy on Foreign Involvement in National Infrastructure // INSS. 26.08.2020 -https://www.inss.org.il/publication/foreign-investments-in-israel/?offset=2&posts=2957