- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О реформе трудового законодательства Катара

30 августа стало известно о том, что Катар вносит кардинальные изменения в свое трудовое законодательство, а именно что он вводит минимальную заработную плату и отменяет некоторые правила, которые усложняли процедуру смены работы для мигрантов (имеется в виду обязательное требование, чтобы последние получали разрешение от своих работодателей на смену работы). Этот «исторический шаг», как его называет агентство Middle East Eye,  происходит на фоне непрекращающейся критики в адрес этого маленького государства Персидского залива за его отношение к трудящимся-мигрантам в преддверии подготовки Дохи к проведению Чемпионата мира по футболу 2022 года[i] [1].

Катарское Министерство административного развития, труда и социальных дел (The Ministry of Administrative Development, Labour and Social Affairs, сокращенно MADLSA) сообщило о том, что, согласно Закону № 17 от 2020 года, новая минимальная заработная плата в размере 1000 катарских риалов (274 долларов) вступит в силу через шесть месяцев. В дополнение к минимальной заработной плате министерство также объявило о выделении 500 риалов (137 долларов) на проживание и 300 риалов (82 долларов) на питание, если эти расходы не предусмотрены в рамках контракта[ii] [2]. Как упоминалось выше, в соответствии с катарской системой «кафала» (kafala — «спонсорство») трудящиеся-мигранты должны были получить разрешение своего работодателя «Сертификат об отсутствии возражений» (No-objection certificate или NOC) прежде чем сменить работу, закон, который, по словам правозащитных групп, делал наемного работника зависимым от своего работодателя и приводил к злоупотреблениям и эксплуатации со стороны последних. Катар сообщил, что этот «Сертификат об отсутствии возражений»  (NOC) будет отменен немедленно по Закону № 18 от 2020 года. Поправки также налагают более строгие штрафы на работодателей, не способных обеспечить сотрудников надлежащими условиями проживания, говорится в заявлении министерства. Помимо устранения необходимости получения NOC, новый Закон № 19 от 2020 года обеспечивает большую ясность в отношении прекращения трудовой деятельности. В частности, для расторжения трудового договора и смены работы теперь работники должны будут предоставить письменное уведомление не менее чем за один месяц, если они проработали с работодателем два года или менее, или за два месяца, если они проработали с работодателем более двух лет.

Новые изменения крайне важны для Катара, который, как и многие другие арабские государства Персидского залива, полагается на огромное количество иностранных рабочих, начиная от домашней прислуги, строительных работ и заканчивая работой «белых воротничков. По данным ООН, около 35 млн иностранцев работают в шести государствах Персидского залива: Бахрейн, Кувейт, Оман, Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ, а также в Иордании и Ливане. Почти 90 % населения Катара — иностранные рабочие (население страны 2,7 млн человек,  из них только 300 000 — катарцы, как отмечает новостное агентство Reuters), многие из которых помогают стране завершить десятки мегапроектов в преддверии ЧМ по футболу 2022 года[iii] [3].

«Государство Катар привержено созданию современного и динамичного рынка труда в соответствии с «Видением Катара 2030» (2030رؤية قطر الوطنية ). Эти новые законы знаменуют собой важный шаг на этом пути и принесут пользу работникам, работодателям и всей стране», — сказал изданию Al-Raya Юсуф бен Мухаммед аль-Усман Фахру (Yousuf Mohamed Al Othman Fakhroo), министр административного развития, труда и социальных вопросов Катара[iv] [4]. «Это огромный шаг на пути к нашим трудовым реформам, — заявил агентству Reuters помощник заместителя министра труда Мухаммед Хасан аль-Обайди (Mohammed Hassan al-Obaidy). — «Подобные реформы отвечают интересам Катара, а также защищают права наемных рабочих и работодателей».

Международная организация труда (Тhe International Labour Organisation или ILO, которая ставит целью продвижение принципов социальной справедливости, международно признанных прав человека и прав в сфере труда – авт.) приветствовала эти изменения. Гай Райдер (Guy Ryder), генеральный директор ILO, считает, что «введя эти существенные изменения, Катар выполнил свое обязательство. Эти изменения предоставят  работникам больше свободы и защиты, а работодателям — больше выбора. Мы являемся свидетелями того, чего можно достичь, когда правительства, трудящиеся и работодатели работают вместе с МОТ над поощрением достойной работы для всех»[v] [5]. Он также охарактеризовал  действия Дохи «шагом в правильном направлении перед предстоящим ЧМ по футболу 2022 года».

Шаран Барроу (Sharan Burrow), генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов (МКП, The International Trade Union Confederation), сказала: «Это очень хорошие новости для рабочих-мигрантов в Катаре. Лидерство Катара в упразднении кафаля и введении минимальной заработной платы — долгожданная новость для всех рабочих. МКП готова поддержать правительство Катара в реализации этого исторического шага, чтобы все работники знали о новых правилах и получали от них пользу. Другим странам региона нужно последовать примеру Катара».

Генеральный секретарь Международной организации работодателей (Тhe International Organisation of Employers, IOE) Роберто Суарес Сантос (Roberto Suárez Santos) заявил: «Эти реформы внесут значительный вклад в повышение эффективности и производительности труда на рынке труда Катара. IOE готова поддержать Торгово-промышленную палату Катара (the Qatar Chamber of Commerce and Industry)  и его правительство в поддержке работодателей во время этого переходного периода. Мы поздравляем Катар!»[vi] [6]

Amnesty International таже высоко оценила этот шаг, однако призвала катарские власти отменить законы, которые криминализируют работников за то, что они скрываются от своих работодателей. «Мы призываем Катар пойти дальше с этими реформами, включая снятие обвинения в бегстве, чтобы убедиться, что права всех трудящихся полностью защищены», — сказал Стивен Кокберн, глава отдела экономической и социальной справедливости Amnesty. Он также отметил, что, «в то время как новая минимальная заработная плата повысит доходы некоторых из самых низкооплачиваемых работников Катара, ее установленный уровень все еще остается очень низким. Чтобы действительно изменить ситуацию, ее необходимо будет регулярно пересматривать и постепенно увеличивать, чтобы обеспечить справедливые и благоприятные условия для работников»[vii] [7].  Стив Кокберн добавил, что  «это должно сопровождаться гораздо более жесткими мерами в отношении работодателей, которые не выдают заработную плату своим работникам должным образом (или же вообще не платят). Чтобы гарантировать каждому человеку право на достойный уровень жизни, Катар должен также сократить незаконные сборы за найм работников (illegal recruitment fees), которые оставляют многих трудящихся-мигрантов в долговой кабале. Эти реформы являются позитивным событием, но катарским властям предстоит еще многое сделать, чтобы положить конец систематическому насилию над трудящимися-мигрантами. С учетом этих новых законов мы призываем Катар внедрить эффективные механизмы инспекций и подачи жалоб, с тем чтобы работники, ставшие жертвами нарушений прав человека, могли быстро получить доступ к правосудию и средствам правовой защиты».

Заметим, что Катар принял решение о проведении кардинальных изменений в свое трудовое законодательство после того, как на прошлой неделе вышел новый отчет Human Rights Watch, в котором это государство Персидского залива обвинялось в неуплате трудящимся-мигрантам, и который настаивал на реформировании системы кафала в преддверии Чемпионата мира по футболу 2022 года[viii] [8]. «Десять лет спустя после того, как Катар выиграл право проведения ЧМ  по футболу 2022 года Международной федерации футбольных ассоциаций (ФИФА), трудящиеся-мигранты по-прежнему сталкиваются с задержкой, невыплатой и удержанием заработной платы», — отметил тогда Майкл Пейдж, заместитель директора Human Rights Watch по Ближнему Востоку и Северной Африке. «Мы слышали о рабочих, голодающих из-за задержки заработной платы, задолжавших рабочих, работающих в Катаре только для того, чтобы получить недоплаченную зарплату, и рабочих, попавших в жестокие условия труда из-за страха мести со стороны работодателей, если они обратятся к официальным властям».  Human Rights Watch сообщила, что она опросила около 93 трудящихся-мигрантов, занятых в более чем 60 компаниях или у индивидуальных работодателей, в том числе в качестве охранников, официантов, баристов, уборщиков, управленческого персонала и строительных рабочих. В отчете отмечалось, что «59 работников заявили, что их зарплата задерживалась, удерживалась или не выплачивалась; 9 работников заявили, что им не платили, потому что работодатели говорили, что у них недостаточно клиентов; 55 сказали, что им не платили за сверхурочную работу, хотя они работали более 10 часов в день; и 13 сказали, что их работодатели заменили свой первоначальный трудовой договор на один из выгодных работодателей».

Доха незамедлительно отреагировала на отчет Human Rights Watch, заявив, что он был опубликован, чтобы «намеренно ввести в заблуждение общественное мнение, оказывая медвежью услугу тем, кто, по их утверждениям, помогает». «Текущий отчет содержит повторяющиеся неточности в отношении политики и не отражает текущую ситуацию в Катаре. Практически все люди, которые приезжают в Катар в поисках работы, никогда не сталкиваются с какими-либо формами злоупотребления заработной платой», — говорится в официальном заявлении министерства[ix] [9]. Тем не менее, власти Катара признали, что бывали случаи, когда работники оставались без оплаты.

Для справки:

        Напомним также, что еще в октябре 2019 года Катар пообещал провести ряд реформ в сфере труда, в том числе положить конец жестокой и дискриминационной системе кафала, которую называют одной из форм современного рабства, и ввести новую минимальную заработную плату для своей рабочей силы. В докладе Amnesty International All work, no pay: the struggle of Qatars migrant workers for justice, опубликованном в сентябре 2019 года , было показано, как сотни рабочих-мигрантов, нанятых тремя строительными и клининговыми компаниями, были вынуждены отказаться от доступа к правосудию и вернуться домой без гроша в кармане[x] [10]. Следует заметить, что положение эксплуатируемых и дискриминируемых трудящихся-мигрантов,  проживающих в Катаре, еще более ухудшилось в связи с пандемией COVID-19, где их условия жизни называют называют «коронавирусной тюрьмой». Amnesty International свидетельствует, что многие рабочие были вынуждены существовать в тесных жилых помещениях, опасаясь распространения коронавирусной инфекции. Издание The Kathmandu post также обвинило Катар  в использовании пандемии в качестве уловки для высылки сотен непальских трудящихся-мигрантов[xi] [11].

Хотелось бы верить, что вышеупомянутые реформы трудового законодательства Катара не останутся только на бумаге, а реально смогут улучшить положение наемной рабочей силы в стране. Сложно менять сложившуюся годами систему, но Катар стремится сделать все возможное, чтобы доказать мировому сообществу свою готовность меняться к лучшему и проводить необходимые реформы. К тому же, Дохе льстит статус «первопроходца» среди арабских стран Персидского залива в деле отмены застарелой и неэффективной системы кафала, а также улучшает имидж Катара перед проведением ЧМ по футболу 2022.

[i] [12] https://www.middleeasteye.net/news/qatar-minimum-wage-lifts-restrictions-workers-changing-employers [13]

[ii] [14] https://ara.reuters.com/article/idARAKBN25Q0HH [15] قطر ترفع الحد الأدنى للأجور وتلغي القيود على تغيير الوظيفة

[iii] [16] https://uk.reuters.com/article/us-qatar-labour-reform/qatar-raises-minimum-wage-lifts-restriction-on-changing-jobs-idUKKBN25Q0H7 [17]

[iv] [18] https://www.raya.com/2020/08/30/تحديد-الحد-الأدنى-للأجور-وتسهيل-الانت/ [19]

[v] [20] https://www.ilo.org/beirut/projects/qatar-office/WCMS_754391/lang—en/index.htm [21]

[vi] [22] https://www.ilo.org/beirut/projects/qatar-office/WCMS_754391/lang—en/index.htm [21]

[vii] [23] https://www.amnesty.org/en/latest/news/2020/08/qatar-annoucement-kafala-reforms/ [24]

[viii] [25] https://www.hrw.org/report/2020/08/24/how-can-we-work-without-wages/salary-abuses-facing-migrant-workers-ahead-qatars [26]

[ix] [27] https://english.alaraby.co.uk/english/news/2020/8/25/qatar-rejects-misleading-hrw-report-on-migrant-worker-abuse [28]

[x] [29] https://kathmandupost.com/national/2020/08/31/ilo-amnesty-hails-qatar-s-labour-reform-pledge-to-end-abusive-kafala-system-and-set-non-discriminatory-minimum-wages [30]

[xi] [31] https://kathmandupost.com/national/2020/08/31/ilo-amnesty-hails-qatar-s-labour-reform-pledge-to-end-abusive-kafala-system-and-set-non-discriminatory-minimum-wages [30]