- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки продовольственной ситуации на Ближнем Востоке в контексте COVID-19

По мнению различных международных экспертов, растягивание глобальной пандемии коронавируса на неопределенный период, как минимум до середины 2021 года, накладывает повышенную нагрузку на продовольственные системы ближневосточного региона.  С учетом высокой зависимости арабских стран от импорта продовольствия и соответственно глобальных торговых, транспортных и логистических систем, уже к концу текущего года многие страны региона могут столкнуться с дефицитом продовольствия и ростом цен.

К этому следует добавить также тот факт, что в условиях пандемии ведущие страны-производители продовольствия проводят сегодня крайне осторожную и взвешенную политику, направленную на масштабное накопление национальных продовольственных резервов и соответственно – ограничение экспортного потенциала. Это не может не создавать дополнительные риски для ближневосточных государств, поскольку возникает высокая доля неопределенности и прямая зависимость их национальной продовольственной безопасности от конъюнктурной политики экспортеров.

По состоянию на сентябрь 2020 года страны арабского региона в совокупности расходуют порядка 110 млрд долларов США на импортирование продовольствия, что составляет около 4% их ВВП. По данным Всемирной продовольственной программы ООН (ВПП), более 50% потребляемых населением этого региона ежедневных калорий обеспечивается за счет импортного продовольствия. По отдельным ключевым видам продовольственной номенклатуры эта зависимость выглядит сильнее. Так, пшеница является на сегодня основным потребляемым в арабском мире злаком: ежегодное потребление пшеницы на душу населения составляет 127 килограмм, что более 50% от всего потребления продовольствия равного 210 килограммам. При этом, однако более 65% потребления зависит от импорта пшеницы из других стран. Аналогичная ситуация с другим важным злаком – рисом. Практически все страны региона являются нетто-импортерами риса.

По оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), на середину 2020 года торговый дефицит только по пшенице и рису во всем арабском регионе составляет порядка 11 млрд долларов. В 2021 году эти потери могут возрасти как минимум на 20%, прогнозируют эксперты. Замедление мировой торговли может оказать более масштабное воздействие на продовольственные системы ближневосточных стран в долгосрочной перспективе – уже сейчас многие арабские страны активно заняты переориентацией на другие, более стабильные рынки для импорта продовольствия, что требует дополнительных инвестиций и времени для налаживания новых торговых связей и продовольственных цепочек. При этом, такого рода усилия и инвестиции могут быть потрачены и впустую, поскольку весьма волатильная и неопределенная обстановка в связи с пандемией в мире предполагает и новые ограничительные и протекционистские меры со стороны экспортеров, которые практически невозможно прогнозировать заранее.

Другой острой проблемой в контексте региональной продовольственной безопасности на Ближнем Востоке являются продовольственные потери и выбросы. Ежегодно регион в среднем теряет продовольствие в размере 60 миллиардов долларов США, что составляет порядка 30% всего продовольственного рынка в регионе, включая экспортное продовольствие.  В некоторых богатых странах залива (ОАЭ, Cаудовская Аравия) продовольственные потери могут достигать 427 кг ежегодно, что вдвое выше среднего потребления продовольствия по региону. Разумеется, в контексте пандемии коронавируса этот дисбаланс в потреблении будет только расти, поскольку в бедных странах население постепенно сокращает потребление и экономит на продовольствии в условиях затянувшегося кризиса. В то же самое время собственно пандемия и введенные с ее началом ограничительные и карантинные меры стали мощным толчком для осознания и решения проблемы продовольственных потерь. Ограничение работы торговых сетей и угроза дефицита продовольствия помогают сформировать новую культуру потребления, основанную на бережливом отношении к продовольствию, даже вопреки существующим культурным традициям в арабских странах. Экспертами ООН подсчитано, что при сокращении в арабском регионе продовольственных потерь и выбросов хотя бы на 50%, доходы семей могут в совокупности вырасти как минимум на 20 млрд долларов США.

Одновременно с внедрением новых культурно-поведенческих практик, которые позволяют сократить продовольственные издержки и выбросы, ряд правительств приступили к реализации мер по оптимизации всей продовольственной цепочки, включая модернизацию систем хранения и доставки. Это долгосрочная инвестиция позволяет рационализировать потребление и существенно снизить продовольственные потери еще на этапе сбора урожая и хранения. Однако далеко не все страны обладают достаточными финансовыми возможностями для реализации данной стратегии.

Наконец, глобальная пандемия накладывает значительную нагрузку на и без этого острую гуманитарную ситуацию в регионе. Нехватка продовольствия  – острейшая среди гуманитарных проблем в регионе, где проживает значительная группа уязвимых категорий населения. По данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), по состоянию на сентябрь 2020 года коронавирус угрожает продовольственной безопасности 55 млн человек в арабском регионе, из которых 26 млн человек являются беженцами и внутренне перемещенными лицами. Из этой категории в наиболее критичной ситуации находятся 16 млн человек, которые испытывают острую потребность в продовольственном содействии.

Резюмируя, коронавирус и его долгосрочные последствия создают повышенную угрозу национальной продовольственной безопасности во многих арабских странах. Замедление международной торговли блокирует их возможности и разрушает устоявшиеся цепочки поставок. Эта ситуация распространяется в том числе и на самые обеспеченные страны региона, в которых к тому же наблюдается падение уровня доходов – большое воздействие на них оказывает затянувшийся кризис на нефтяном рынке. По данным Всемирного банка, уровень нищеты по итогам 2020 года вырастет в регионе на 8.3%.

Думается, в качестве мер реагирования национальным правительствам следует продолжать и далее двигаться по двум основным намеченным трекам.  С одной стороны, расширяя механизмы социальной защиты для более широкого охвата пострадавшего населения, а с другой – обеспечивая работоспособность и эффективность продовольственных цепочек для по возможности непрерывного и бесперебойного поступления продовольственного импорта. Одновременно, важно создавать финансовые стимулы для наращивания местного производства за счет предоставления адресной финансовой поддержки фермерским хозяйствам, включая льготные схемы кредитования и грантов, мониторинга продовольственных цен и пр. Важными представляются и законодательные инициативы по созданию благоприятных условий труда для фермеров и крупных продовольственных производств, включая продление часов их работы в целях наращивания при необходимости объемов местного производства продовольствия в случае угрозы дефицита.