- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О причинах и возможных последствиях визита главы политбюро ХАМАСа И.Хании в Ливан

Глава политбюро ХАМАСа И.Хания 2 сентября прибыл с визитом в Бейрут, в рамках которого для него были запланированы встречи с представителями палестинских фракций, а по некоторым данным, и активистами ливанской шиитской организации «Хизбалла». По мнению израильских обозревателей,  активизация палестинского движения, управляющего сектором Газа, связана со стремлением укрепить свое положение в регионе и мотивирована ходом т. н. нормализации между Израилем и ОАЭ. Под этим предлогом ХАМАС пытается повысить свою значимость, в том числе в борьбе за лидерство между палестинскими фракциями. А способствует этому, в том числе недавний теплый прием, оказанный И.Хание президентом Турции Р.Т.Эрдоганом. Таким образом, речь фактически идет о региональном турне ориентированном на то, чтобы позиционировать ХАМАС и лично И.Ханию как главного выразителя палестинских интересов перед лицом сближения Израиля и ОАЭ, а в более широком смысле мирного урегулирования под эгидой США, тем самым бросая вызов главе ПНА М.Аббасу.

Формально встреча палестинских фракций в Ливане, среди которых значатся ХАМАС, палестинский «Исламский джихад» и Демократический фронт освобождения Палестины, вписана в масштабную межпалестинскую видеоконференцию, обеспечивающую участие всех палестинских организаций, входящих в ООП, а также самого М.Аббаса из Рамаллы. Однако подготовлено мероприятие таким образом, что дает явные преимущества по продвижению своей повестки дня именно И.Хание и ХАМАСу. В частности, еще до переговоров в расширенном формате глава политбюро ХАМАСа пообщался с активистами «Исламского джихада» и Демократического фронта. Представительство ООП в ливанской столице, в свою очередь, по информации израильских источников, обеспечило встречу И.Хании с высокопоставленными членами «Хизбаллы», ответственными за палестинскую проблему.

Помимо самого факта переговоров до старта большой конференции необходимо отметить еще две важные составляющие. Во-первых, израильские источники сообщают, что И.Хания подкрепил свои политические аргументы финансово, причем проспонсировала его Анкара. В частности, сообщается, что Вашингтону удалось получить сведения о готовящихся денежных переводах из Турции во время пребывания там И.Хании. Также есть данные о финансовой поддержке со стороны Ирана в преддверии большой конференции, однако никакие подробности на этот счет в открытых источниках не фигурируют.

Во-вторых, любопытно, что на стороне ХАМАСа фактически действует посол ООП в Бейруте А.Даббур, который в июле 2019 г. привлекался М.Аббасом для сглаживания протестов палестинских беженцев в Ливане. В июле нынешнего года представитель ООП в Бейруте провел отдельные переговоры с активистами «Исламского джихада». Примечательно при этом, что А.Даббур не только традиционно положительно охарактеризовал усилия палестинских фракций по преодолению разногласий, но и отдельно отметил «важность» в этом процессе вклада со стороны «Исламского джихада», который якобы прилагает некие особенные усилия для достижения национального согласия. Особенно такой вывод любопытен в контексте израильских выводов о том, что данная фракция зачастую препятствует стабилизации ситуации на палестинских территориях, а также не поддается контролю ХАМАСа. Теперь же палестинский представитель обеспечил не только полуформальные переговоры главы политбюро ХАМАСа и «Исламского джихада», состоявшиеся предположительно на закрытой вилле или в ресторане, но и общение И.Хании с «Хизбалой» и представителями правительства Ливана. Не помешали этому даже возражения США.

Впрочем, важнейшим аспектом, на который, как кажется, следует обратить особое внимание в текущих условиях, являются палестинские беженцы, вопрос о судьбе которых в Ливане явно пытаются актуализировать в настоящий момент заинтересованные в этом игроки. Так, общаясь со спикером парламента и исполняющим обязанности главы ливанского правительства, И.Хания подчеркнул тяжелое положение данной категории  населения страны, в то время как ПНА держит курс на то, чтобы не допускать массовых волнений в среде беженцев, а также не обострять отношений с правительством Ливана, чему беспорядки явно будут способствовать. При этом израильские экспертно-аналитические центры, среди которых Jerusalem Center for Public Affairs, еще год назад отмечали, что за напряженностью среди палестинских беженцев, подстрекаемой ХАМАСом и «Хизбаллой», в действительности стоит Иран, который таким образом хочет усугубить ситуацию с безопасностью в регионе, что нанесет ущерб планам США, Израиля и умеренных арабских государств Персидского залива. Логично, что на волне сообщений о нормализации между Иерусалимом и Абу-Даби, а также волнений в самом Ливане, эта задача актуализировалась. Как сообщается, особой точкой притяжение иранских интересов может стать лагерь Беддави.

Как видно из сказанного, речь о перспективах подлинного палестинского единства вновь не идет. Скорее, мы наблюдаем очередной раунд борьбы за всласть на палестинских территориях, в рамках которой особое значение имеют усилия по подрыву легитимности М.Аббаса, не только внутренней, но и международной. Последним в рамках своеобразного регионального турне старательно занимается И.Хания. Вместе с тем, внутри контролируемой ХАМАСом Газе назревает собственный внутренний конфликт между И.Ханией и лидером ХАМАСа в секторе Газа Я.Синваром. Последний вместе с заместителем И.Хании С.аль-Арури, еще в июле заявившем о готовности выступить против «сделки века» совместно с ФАТХом, пытался сорвать нынешнюю видеоконференцию палестинских фракций. Причина этого намерения заключалась в том, что, по мнению названных высокопоставленных представителей ХАМАС, данное мероприятие способствует укреплению собственных позиций именно И.Хании, а уступать ему лидерство в условиях, когда назревает борьба за власть на всех палестинских территориях, они не хотят.

После провала попытки Я.Синвара и его приближенных сорвать встречи против И.Хании могут быть использованы другие аргументы. В частности, речь идет об итогах его пребывания в Турции, в рамках которого помимо финансовых тем обсуждалась работа штаб-квартиры ХАМАСа на турецкой территории и выдача активистам группировки местных паспортов. По некоторым данным, И.Хания рассматривает возможность отправки своей семьи в Турцию, за чем может последовать и его собственный переезд. А как показала судьба его предшественника Х.Машаля, Газе не нужен лидер, проживающий за пределами Сектора.

Не учитывают палестинцы и еще два важных обстоятельства. Во-первых, главной движущей силой нынешних событий являются не их собственные интересы, а повестка дня, выгодная Турции и Ирану, взгляды которых на такие вопросы, как нормализация между Израилем и ОАЭ совпадают, но в общем не тождественны. Во-вторых, в Ливане, выбранном для проведения нынешнего раунда общения палестинцев, они находятся не в самом безопасном положении. Так, в 2018 г. там был ликвидирован один из высокопоставленных активистов ХАМАСа, близкий к С.аль-Арури. Предположительно, за этим могли стоять израильские спецслужбы.