- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

К вопросу о развитии ситуации в Восточном Средиземноморье. Часть 3

Ситуация в Восточном Средиземноморье продолжает оставаться в фокусе пристального внимания в Турции. От вице-президента Турции Фуата Октая уже прозвучало слово «война», что встретило резкое осуждение со стороны греческого МИДа.

Региональная тема не сходит с передовиц турецких СМИ, которые публикуют заявления различных влиятельных зарубежных и турецких политиков, сводки с мест событий, а также различные материалы (допустим, в виде иконографики), разъясняющие суть нынешнего конфликта. Причем, как поясняют турецкие СМИ, нынешний конфликт является уже 4-м по счету между Турцией и Грецией лишь только за последние четыре десятка лет. Что характерно, кризисы вокруг энергоносителей также уже становились источником турецко-греческих разногласий.

Очевидным образом, сторонами, как Турцией, так и Грецией, ведется интенсивная подготовка к ближайшей по времени важной, ключевой дате для турецко-греческого конфликта — 24 сентября с.г., на которую назначен Саммит ЕС, призванный, в том числе, определить европейские действия в отношении Турции. Главный вопрос заключается в том, ограничится ли ЕС призывом к сторонам конфликта сесть за переговорный стол или же против Турции будут введены экономические санкции.

Причем, с учетом уязвимости нынешнего экономического положения страны следует отметить, что санкции в любой форме, будь то даже очень ограниченные санкции в отношении турецкой геологоразведочной и добывающей флотилии – даже не в отношении всего турецкого ТЭК, являются для турецкой стороны категорически неприемлемыми. Поскольку, как можно было заметить даже из событий недавнего прошлого, биржа и инвесторы очень остро реагируют на любую негативную информацию в отношении Турции. Причина – проста: Турция уже основательно выбрала запас «невосприимчивости» бизнеса к появлению в отношении себя плохих новостей и теперь слушает вдвойне пристально.

Турецкая сторона в эти дни действует в излюбленной для себя «нахрапистой» манере, о некоторых особенностях которой мы писали в предыдущей Части 2 нашей публикации на страницах ИБВ (ссылка на Часть 2: http://www.iimes.ru/?p=72810).

Если кратко, то речь идет о той методике, которая была описана в отечественном художественном фильме «Чародеи», по прохождению через стены: «Пойми: для того, чтобы проходить сквозь стены, нужны три условия — видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!». Применительно к нашей ситуации: турки обостряют обстановку до предела, очевидным образом, находясь и в меньшинстве, и в крайне уязвимом экономическом положении. Тем не менее, они играют эту партию до конца, используя для этого все возможные инструменты давления, ничуть не смущаясь тем, что слабость её позиции будет со временем лишь все больше заявлять о себе.

Одним из направлений медийных атак в Турции является Франция и её компании, работающие на турецком рынке. Очевидно, что таким образом Турция пытается принудить французский бизнес, работающий в стране выступить в качестве лоббистов по смягчению французской позиции в отношении Франции.

В частности, в свете медийных атак, предпринимаемых в Турции на Францию в последние дни, главное англоязычное издание Турции, газета Daily Sabah, 31 августа с.г. опубликовало статью под заголовком «Тотальная» нищета: Франция в Восточном Средиземноморье» (игра слов: ‘Total’ miserability: France in Eastern Mediterranean, обыгрывающая название французской компании «Total»).

Автором этого материала стал известный колумнист Хаккы Оджал, памятный отечественным наблюдателям своей открытой перепиской с чрезвычайным и полномочным послом России в Анкаре А.В.Ерховым, который был вынужден дать открытый ответ на открытые нападки на Россию и на её президента за отечественную региональную политику, выдержанные в откровенно оскорбительном тоне.

Вообще говоря, подобная тональность является для Хаккы Оджала достаточно типичной – он заполняет собой определенную нишу в турецком издании, которое, стоит заметить, не рассчитано на простых турок (по причине английского языка, на котором выходит Daiy Sabah). Зато оно является настольным изданием для администрации президента Турции, турецкого МИДа, но, в первую очередь, именно для зарубежных дипломатических представительств, работающих в Турецкой Республике, вместе с экспатами, недостаточно интегрированными в турецкую жизнь, чтобы быть в состоянии читать турецкую прессу в оригинале, но постоянно живущими и работающими в стране. Так что, адресатами публикации Хаккы Оджала, в первую очередь, является Посольство Франции в Анкаре, а, вкупе с ним, и французский бизнес, действующий в стране.

При этом, совершенно очевидно, что компания Total является одним из французских флагманских компаний в Турции.

Широкопрофильная компания Alstom или же компания Danone тоже наличествуют, но первая – не очень интересна по причине того, что неизвестна широкой публике, да и электроэнергетика и электротехника Турции развивается не так, чтобы компания имела бы большой интерес к Турции. А компанию Danone в прошлые турецко-французские кризисы уже пугали в Турции возможным бойкотом её продукции, чтобы сейчас это возымело свое действие. Так что, Total — компания с большой историей является идеальным объектом для нападок со стороны турецкого обозревателя в период, когда турецко-французские отношения переживают свой очередной проблемный период.

Важным тезисом турецкого автора является то, что компания Total стартовала с того, что, будучи основанной в 1924 году, она получила от французского правительства одну четвертую в Турецкой нефтяной компании, причитающуюся Франции по итогам Первой мировой войны.

Далее автор подробно описывает все последующие сделки слияния и поглощения, которые предпринимались французами. В частности, им упоминаются сделки с бельгийской Petrofina (1999 г.) и с французской же Elf Aquitaine (2000 г.). Также, как им отмечается, в 2000-м году компания Total подписала с Royal Dutch Shell и с Saudi Aramco соглашение о выделении им 30%-й доли в предприятии по разведке и добыче природного газа в Саудовской Аравии.

В мае 2006 года компании Saudi Aramco и Total приступили к разработке проекта нефтеперерабатывающего и нефтехимического завода в провинции Джубейль в Саудовской Аравии. Далее, в сентябре 2008 года две компании официально учредили совместное предприятие под названием Saudi Aramco Total Refining and Petrochemical Company (SATORP), в котором 62,5% акций были отданы Saudi Aramco, а остальная часть – компании Total.

Следует заметить, что отношения между Турцией и Францией, и так, складываются весьма сложно. И на уровне руководства страны, и на уровне простых граждан турок. Однако, сказать о сотрудничестве какой-то страны и / или компании в эти дни с Саудовской Аравией в Турции – это как показать красную тряпку быку. Настолько отношения между Турцией складываются негативно с КСА. Разумеется, кульминацией происходящего стало жесткое убийство в Генеральном консульстве КСА в Стамбуле оппозиционного журналиста Дж.Хашогги. Подчеркивая наличие подобного рода связи между французским гигантом и враждебным и жестоким режимом к КСА, турецкий автор «накачивает» негативный настрой турецкой читательской публики. При том, что с саудовскими компаниями работает почти весь мир и даже сама Турция, невзирая ни на какую политическую конъюнктуру.

Продолжаем следить за хронологией работы французской компании на международном рынке. Как отмечается турецким автором, далее компания из Франции «решилась» на партнерство с иранскими нефтяными компаниями, но была вынуждена выйти из него, когда ООН ввела санкции против Ирана в связи с его возможной программой создания ядерного оружия.

С другой стороны, как отмечает автор, компания Total «никогда не упускала возможности получить долю иракской нефти после того, как США оккупировал страну». Как указывается, компания SATORP объединилась с консорциумом компаний (с долей в 18%) по добыче нефти на месторождении Halfaya на юге Ирака, которое, согласно произведенным оценкам, содержит 4,1 млрд баррелей (650 млн куб. м) нефти.

Очевидно, турецкий автор не желает ограничиваться описанием истории успеха Total, как «империалистической компании». Опять же тема «империализма» является для турецкого руководства, позиционирующего себя в качестве чуть ли не главного мирового борца с ним и борющегося за «нефтяной бизнес с человеческим лицом», весьма важной. На ней, в немалой степени, строится избирательная платформа правящей в Турции Партии справедливости и развития и риторика её председателя – президента Р.Т.Эрдогана. Далее автор устраивает французской компании «сеанс разоблачения».

Цитируем турецкого автора: «Если вы следите за впечатляющей историей успеха (компании) Total, то теперь вы можете подумать, что она платит миллиарды евро в казну Франции в виде налогов и обеспечивает людям хорошо оплачиваемую работу. Правильно? В конце концов, в 2018 году она заработала 210 млрд долларов, а (показала) чистую прибыль – в 12 млрд долларов, в ней (компании) работают 104 000 человек. С Total S.A. у президента Эммануэля Макрона не должно быть головной боли с «желтыми жилетами». Никакого ухудшения медицинского обслуживания, никакого сокращения выплат по безработице, верно?».

И далее турецкий автор раскрывает «страшную тайну», которая касается юрисдикций многих крупных корпораций в мире. Под такую кальку можно, если понадобится, какое-то время спустя разоблачить многих отечественных игроков ТЭК. Цитируем:

«Но нет! Total S.A., из-за которой президент Макрон представляет опасность для Франции в качестве беспечного авантюриста в войне в Эгейском или Средиземном море, не платит французскому народу ни единой копейки! Потому что она (компания) утверждает, что все деньги зарабатывает за пределами страны».

Пожалуй, следующий раздел статьи стоит привести в полном объеме, чтобы стал понятен взгляд турецкого автора на Францию и характер его риторики.

«Total S.A. — это только лишь один из инструментов французского глобального капитализма. Понятно, что Макрон, кандидат Ротшильдов, (находится) не на службе у французского народа, который между молотом и наковальней проголосовал за него вместо расистки Марин Ле Пен, президента партии «Национальный фронт». Макрон работал инвестиционным банкиром в Rothschild & Co. и был назначен заместителем генерального секретаря президентом Франсуа Олландом вскоре после его избрания в мае 2012 года.

Причина, по которой Макрон рискует своей страной на стороне Греции, заключается не в том, что он верит в право континентального шельфа или исключительной экономической зоны (ИЭЗ) крошечного острова Кастелоризо (Мейисти) размером всего 5 квадратных миль, а не страны размера Турции, площадью в 302 000 квадратных миль. Он не может требовать их для греческого острова, когда у Великобритании есть более крупные острова рядом с материковой частью Франции без каких-либо территориальных вод, континентальных шельфов или ИЭЗ. Но Макрон рискует полной катастрофой в Эгейском море и Средиземном море, подстрекая Грецию к подписанию соглашения с Египтом и организации с ними совместных военно-морских учений, поскольку Total S.A. собирается потерять возможный доход в 500 миллиардов долларов от разведки нефти и газа в Восточном Средиземноморье».

И характеристика, неудивительная для этого обозревателя турецкой газеты:

«Она (компания Total – В.К.) не потеряла бы (своих) доходов, если бы Макрон был менее зеленым и менее жадным, когда заигрывал с ливийским военачальником генералом Халифой Хафтаром, вместо Правительства национального согласия (ПНС). Франция могла бы уважать права всех прибрежных стран региона и палестинцев. Макрон мог видеть, что, несмотря на все политические маневры, проводимые греческой стороной на Кипре, есть турки-киприоты, которые имеют право на разведку нефти в Восточном Средиземноморье.

Вуаля, вот как Макрон создает всеобщие страдания в регионе. Как он все это объяснит французскому народу на следующих выборах, остается только гадать».

Нет нужды комментировать приведенные выше высказывания в адрес французского президента – полагаем, что на них уже отреагировало французское посольство в Анкаре. Как мы уже сказали, Турция предпринимает активные попытки оказания давления на Францию, в том числе, посредством СМИ и подобных публикаций.

Однако, предельно жесткая риторика звучит и со стороны турецких политиков в адрес Парижа, с призывом оставить свои «колониальные мечты в Восточном Средиземноморье».

4 сентября министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сделал ряд заявлений в адрес Франции, в частности, в связи с приемом в Париже, причем, президентом страны Эммануэлем Макроном, делегации представителей СНС / ПДС, считающихся в Турции ответвлениями террористической Рабочей партии Курдистана (на самом деле, турками был также отмечен визит представителей курдских движений и в Москву, где те тоже были приняты, однако, турецкие СМИ предпочли не накалять обстановку и не выпячивать данного факта, сконцентрировавшись на парижском визите СНС / ПДС; понятно, что сейчас крайне нежелательно ещё и раскачивать российско-турецкую «лодку», которая может оказаться чуть ли не единственной, которая остается пока «на плаву» – В.К.).

Процитируем главу турецкого внешнеполитического ведомства: «Кто агитирует Грецию против Турции? Франция. Но у неё (Франции) — другая повестка дня. Когда её планы по созданию террористического государства в Сирии рухнули, она занял наглую позицию (против Турции). Нужно ли мне спрашивать разрешения у Франции, когда я веду войну с терроризмом?».

И далее, турецкий министр Мевлют Чавушоглу также отметил, что Макрона охватила «истерия» после того, как тот был разочарован «ливийским путчистом – генералом». Речь идет о «поражении» Халифы Хафтара против признанного ООН Правительства национального согласия, поддерживаемого, в первую очередь, со стороны Турции.

Процитируем: «Он (Макрон) также говорил о преследовании со стороны турецких кораблей (речь идет о якобы имевшем место быть инциденте между турецкими и французскими кораблями, где турки выступили агрессорами – В.К.), но не смог этого доказать и опозорился. Если вы не можете предоставить доказательства своим утверждениям, то вы должны извиниться».

Что же касается происходящих буквально на наших глазах событий в Восточном Средиземноморье, турецкий министр М. Чавушоглу сказал, что Греция еще раз показала, что с ней нельзя вести диалог, поскольку страна не проявила себя честной стороной, когда опровергла заявление НАТО о прогрессе, достигнутом в ходе посредничества в турецко-греческом споре.

Процитируем турецкого министра: «Опровержение со стороны Греции (заявления) генерального секретаря НАТО заслуживает внимания. Сначала она (Греция) согласилась на переговоры с Турцией (по Восточному Средиземноморью), затем отказалась. Именно Греция солгала». И далее: «Именно греческая сторона отказалась начать переговоры без предварительных условий».

Также в ходе своего выступления министр М.Чавушоглу заявил, что «Греция будет разочарована, если она ожидает, что Турция откажется от своих прав в Восточном Средиземноморье и примет условия Афин».