- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Французская компания Total поможет Мозамбику в борьбе против исламистов на севере страны

24 августа французская компания Total подписала соглашение о безопасности с правительством Мозамбика для защиты проекта сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 20 млрд долларов, который она разрабатывает в самой северной провинции страны Кабо-Делгаду. В соответствии с этим документом Total согласилась оказать материально-техническую поддержку недавно созданной совместной целевой группе, направленной на обеспечение защиты планируемого наземного завода компании по производству сжиженного природного газа, расположенного на полуострове Афунги недалеко от северного города Пальма. В данном случае Total совместно с властями Мозамбика стремятся оградить свои энергетические инвестиции от воинственной активности на севере страны, который с 2018 года сталкивается с растущими угрозами безопасности со стороны исламистов. В начале августа боевики Центрально-африканской провинции Исламского государства (ISCAP) перешли в наступление близ Мосимбоа-да-Прайя, и продолжают контролировать районы внутри и вблизи Северного портового города. Это наступление с тех пор значительно повлияло на безопасность как порта (который должен служить логистическим узлом для морских энергетических проектов), так и планируемого завода Total по производству СПГ (который расположен всего в 40 километрах к северу). В этой связи эксперты отмечают, что данное решение Total поддержать борьбу Мозамбика с повстанцами может помочь защитить ее энергетические объекты от прямых атак, даже если это поставит под угрозу репутацию французского нефтегазового  гиганта и мало что сделает для снижения общего уровня напряженности. Соглашение о безопасности  Total с правительством Мозамбика, скорее всего, будет содержать только обязательства компании поддерживать активность местных военных вблизи ее газового проекта, оставляя остальную часть севера страны уязвимой для нападений исламистов. То есть, соглашение о безопасности уменьшит угрозы проекту Total в Пальме и на полуострове Афунги, а не подорвет кардинально возможности боевиков по всему региону в целом, оставив остальную часть Кабо-Дельгду уязвимой для нападений повстанцев. До сих пор повстанцы напрямую не нацеливались на разработку СПГ Total, и мозамбикские военные усилило свое военное присутствие вокруг Пальмы после недавнего всплеска нападений вблизи Мокимбоа-да-Прайя. Но без существенного ущерба для их деятельности в более широком регионе Кабо-Дельгадо возможности боевиков, вероятно, будут продолжать расти и в конечном итоге могут представлять еще большую угрозу для деятельности Total и других нефтегазовых компаний на суше.
Мозамбикское правительство изо всех сил сейчас пытается сдержать мятеж исламистов в Кабо-Делгаду, при этом ограничивая собственные военные ресурсы, которые оно выделяет, и в то же время сильно полагаясь на частных поставщиков услуг безопасности для решения проблем безопасности. В марте подрядчики российской ЧВК «Вагнер», как сообщается, покинули Мозамбик всего через несколько месяцев после серьезных потерь на поле боя и возникновения серьезных проблем в ходе взаимодействия с мозамбикскими войсками. С тех пор подрядчики из южноафриканской консультативной группы Dyck обеспечивают практически в одиночку воздушное наблюдение и воздушную поддержку местным военным, но не смогли помешать ISCAP расширить свою деятельность и территориальный контроль. На сегодня южноафриканцы задействованы в следующих операциях: координация локальных наземных наступательных операций местных военных с воздушными бомбардировками, проводимыми их частными самолетами против целей местных джихадистов и подготовка местных полицейских сил. Первую часть деятельности курирует бывший британский десантник Хендрик Бам, который вообще является «стрежнем» всей деятельности южноафриканской ЧВК в стране. Ранее он, кстати, в качестве частного субподрядчика выполнял задачи британской разведки МИ-6 в Ливии в рамках миссии «Ланкастер-6» в прошлом году по обучению местных сил в Триполи и сбору развединформации. Полковник Лайонел Дейк руководит подготовкой мозамбикской полиции, в том числе и в рамках обучения ее сотрудников наводить самолеты на сухопутные цели и разминирования местности. Военное вмешательство региональных субъектов из Сообщества по вопросам развития стран Юга Африки (САДК) могло бы обеспечить более значимый рост боевого потенциала Мозамбика в борьбе с повстанцами, но дипломатические усилия пока не привели к какому-либо прагматичному планированию таких сил. Прежде всего, из-за сложных отношений между Мапуту и Преторией.
Помимо прочего, оказание поддержки мозамбикским военным, которые имеют огромный список предполагаемых военных преступлений и случаев нарушений прав человека, заставит Total пройти тонкую грань между гарантированием безопасности своей деятельности и активов в стране и возникновением серьезных репутационных рисков. В ходе операций по борьбе с повстанцами в Кабо-Делгаду мозамбикские силы неоднократно обвинялись в насилии в отношении гражданских лиц, включая незаконное задержание. Ассоциация с такой деятельностью может не только нанести ущерб международному положению Total среди партнеров и инвесторов, но и повлиять на ее положение среди местного населения, которое уже мало доверяет военным своей страны, что потенциально создает более враждебную местную среду, поощряя местных жителей вступать в ISCAP. Подробности об уровне поддержки, которую Total согласилась предоставить военным операциям в рамках этой сделки, остаются неизвестными. Но такая поддержка может принимать самые разные формы, начиная от финансовой поддержки государственных бюджетов и найма частных военных корпораций (или финансирование расширения присутствия южноафриканской ЧВК Dyck) и заканчивая предоставлением необходимого оборудования, такого как транспортные средства, и использованием существующей транспортной инфраструктуры Total. В зависимости от того, насколько непосредственно Total задействует свои собственные активы в операциях по обеспечению безопасности, могут возникнуть и дополнительные риски для других энергетических операторов в регионе, поскольку их активы также могут начать восприниматься исламистами как часть потенциала государственной безопасности.