- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: юридические баталии вокруг газовых месторождений «Тамар» и «Левиафан»

В газовое партнерство «Тамар» и «Левиафан» в основном входят компании Delek Drilling и Noble Energy имеющие там большинство акций, а так же ряд других компании, которым периодически приходиться бороться с этим большинством. Как уже отмечалось ранее ( см. «О проблемах в газодобывающей отрасли Израиля» от 27 мая, 2020) Министерство энергетики, Министерство юстиции и Антимонопольное управление потребовали от консорциума «Тамар» в течение 30 дней изменить условия внутренних договоренностей между входящими в консорциум компаниями. Государственные регуляторы требовали убрать из договоренностей пункт, позволяющий компаниям Noble Energy и Delek Drilling накладывать вето на отдельную продажу газа из месторождения «Тамар», осуществляемую одним из членов консорциума.

Причина конфликта была связана с тем, что  компании Isramco и Tamar Petroleum предлагали Электрической компании Израиля («Хеврат хашмаль») дополнительную поставку газа по сниженной цене, однако тогда Delek Drilling и Noble Energy, владеющие также месторождением «Левиафан», выступали категорически против. В итоге конфликт дошел до вмешательства Антимонопольного управления и в последний момент Delek Drilling сняла свои возражения и дала согласие на сделку.

Нынешний конфликт, как раз был связан с тем, что обе противоборствующие стороны, дали одну и ту же цену на тендере объявленном «Хеврат хашмаль». В июле 2019 года партнерство «Тамар» в которое вошли Isramco и Tamar Petroleum  и  не вошли  Delek и Noble подало административную петицию против Электрической компании Израиля с целью дисквалифицировать партнерство «Левиафан», выигравший короткий контракт на поставку газа. Петиция была связана с полу-тендерным процессом (неофициальным тендером), проведенным Электрической компании между «Тамар» и «Левиафан» на поставку природного газа в период с октября 2019 года по июнь 2021 года. Результаты тендера показали, что представители «Тамар» и «Левиафан» представили одинаковое ценовое предложение — 4,78 доллара за единицу тепла, но «Хеврат хашмаль» решила выбрать «Левиафан» в качестве единственного поставщика по контракту.

Главный аргумент Isramco и Tamar Petroleum  заключался в том, что процедура полутендера устанавливала единственный критерий для определения победителя – цену. И поэтому при одинаковой цене, при выборе победителя Электрическая компания Израиля  должна была  выбрать победителя на основе нового критерия — диверсификации источников поставок. Согласно заявлению  Isramco и Tamar Petroleum  поскольку цена, предложенная претендентами, была одинаковой, («Хеврат хашмаль» должна была разделить выигрыш, а не отдать предпочтение партнерству «Левиафан». Несмотря на обвинения, административный суд  подтвердил победу «Левиафана» и компания Isramco и Tamar Petroleum  подали апелляцию по этому поводу в БАГАЦ.

БАГАЦ отклонил апелляцию Isramco и  Tamar Petroleum к Электрической компании Израиля   и постановил, что «Левиафан» будет продолжать поставлять газ по временному контракту до июня 2021 года, хотя и раскритиковал обоих участников тендера.

Судьи Верховного суда Ноам Сольберг, Дафна Барак Эрез и Джордж Кара согласились с позицией «Хеврат хашмаль» относительно преимуществ соглашения о поставке газа с месторождения «Левиафан»  как с точки зрения доступности резервуара для подачи газа, так и с точки зрения энергетической безопасности.

Однако в начале обоснования решения БАГАЦ подверг критике идентичные заявки, представленные двумя структурами, что указывает на отсутствие реальной конкурентной процедуры. Сольберг, возглавлявший судейскую коллегию, подчеркнул: «С самого начала будет сказано, что объяснение истцов (партнерство «Тамар») или отсутствие объяснений абсолютной идентичности между предложениями вызывает, мягко говоря, недоумение».

Судья Сольберг продолжил: «Это тем более верно, учитывая критику, выраженную в постановлении Административного суда, и, в частности, определение, что« нет никаких скрытых опасений […], что заявители действовали для согласования цен с намерением разделить тендер ».  Так же партнерство «Тамар» не предоставило полной информации о процедуре, которая и привела к идентичным предложениям.

Судья Сольберг отметил в решении, что четкий механизм выбора между идентичными предложениями не был установлен в тендере объявленном «Хеврат хашмаль». Однако он заявил, что «это решение конкурсной комиссии и мы имеем дело с процедурой, которая не является чистым тендером, а является своего рода ясным тендером, который в соответствии с его условиями предполагает большую гибкость, и фактически даже заявители утверждают, что применяют ее гибко — это удобно и предпочтительно для них».

В итоге БАГАЦ пришел к выводу, что даже если партнерство Isramco и Tamar Petroleum   считает, что им был нанесен ущерб из-за поведения Delek Drilling и Noble Energy «у них могут быть средства правовой защиты на уровне отношений между ними; не в этой процедуре, не за счет общественных интересов». Суд обязал заявителей оплатить расходы и гонорары адвокатов на общую сумму 50 000 шекелей.