- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции в Институте исследований национальной безопасности (INSS) на тему перспектив нормализации отношений между Израилем и ОАЭ. Часть 2

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел международную онлайн-конференцию «Дискуссия в мире о нормализации отношений между Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) и Израилем: чего ожидать в будущем?»  Научные сотрудники INSS, израильские и зарубежные эксперты обсудили ряд вопросов, среди которых: возможные последствия этого соглашения не только для Израиля и ОАЭ, но и региона в целом, а также его влияние на международный политический процесс; значение соглашения для израильско-палестинских отношений; перспективы для Израиля в установлении отношений с другими арабскими государствами; роль США и других держав[i] [1].

Барбара А. Лиф (бывший посол США в ОАЭ, сотрудник Вашингтонского института ближневосточной политики в рамках Программы Гедульда по политическому процессу в арабских странах) полагает, что соглашение о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем является больше достижением для этих двух стран, нежели для региона. Для президента США Д.Трампа это все политические игры и хоть и не такое значительное, но единственное внешнеполитическое достижение. Б.Лиф напомнила, что объявление о нормализации отношений было сделано после унизительной для Вашингтона неудачи в процессе противостояния с Ираном. Она считает, что успех в достижении соглашения между ОАЭ и Израилем будет скоротечным для нынешней администрации. К тому же США полностью погружены в обсуждение внутриполитических проблем в ходе предвыборной борьбы. По словам посла Лиф, достижение соглашения произошло благодаря ОАЭ, а не администрации Трампа. Цели объявленной нормализации еще только предстоит определить. Посланники Трампа – советник по национальной безопасности президента Роберт О’Брайен, госсекретарь США Майк Помпео и старший советник Джаред Кушнер – в спешном порядке были отправлены на Ближний Восток. Ожидалось, что примеру ОАЭ последуют Бахрейн и Оман, но посол скептически смотрит на такие перспективы. Хейсам бен Тарик Аль Саид, преемник покойного оманского султана Кабуса бен Саида, продолжает умеренную политику своего предшественника, но вряд ли он пойдет на установление отношений с Израилем по внутренним причинам.

По мнению Барбары А. Лиф, руководство ОАЭ решало ряд задач. Что касается активной дискуссии, особенно в Израиле, по поводу поставок Эмиратам истребителей F-35, она считает, что это лишь тактический момент, хотя и является частью сделки по нормализации отношений. По ее словам, ОАЭ со времен провозглашения независимости в 1971 году стремились обрести протекцию со стороны великой державы, которой стали США, а до этого на протяжении 150 лет эту роль играла Великобритания. Нынешние власти ОАЭ хотели бы видеть продолжение такой протекции, чем объясняются надежды Эмиратов на Вашингтон. Однако последние две администрации США все больше проявляли нежелание быть вовлеченными в дела региона. Д.Трамп вообще прекратил исполнение американских обязательств в сфере безопасности перед странами Персидского залива, которые начали присматриваться к возможному покровительству со стороны региональной державы. По словам американского посла, нормализовав отношения с Израилем, Абу-Даби открыли «эксклюзивный клуб двоих» для США и региона.

Бригадный генерал Уди Декель, управляющий директор INSS, отметил, что палестинцы в нынешних условиях чувствуют, что их «акции падают в цене». В последнее время они получили сильнейшие удары, самым сильным из которых стала «сделка века» Д.Трампа, который не обращал внимания на их мнение. Затем последовал план аннексии частей Западного берега р. Иордан, который, казалось бы, вернул палестинский вопрос на международную арену, но потом сошел на нет. Наконец, третьим ударом стало соглашение о нормализации отношений между Израилем и ОАЭ, которое лишило палестинцев определенных рычагов, позволявших им ветировать действия Израиля, направленные на установление отношений с арабскими государствами. По мнению У.Декеля, это стало для них самым болезненным ударом, т.к. полностью соответствовало подходу премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху к урегулированию палестино-израильского конфликта – сначала необходимо установить мир в регионе, а затем заняться решением палестинской проблемы. Палестинцы испугались того, что они окажутся за рамками регионального процесса и их вопрос останется не решенным.

По словам У.Декеля, власти Палестинской национальной администрации (ПНА) паникуют, в отчаянии от шага ОАЭ, называют действия Эмиратов предательством. В сложившейся ситуации на палестинской арене Израилю необходимо учитывать ряд моментов.

Во-первых, стремление палестинцев – ФАТХа (ПНА) на Западном берегу р. Иордан и ХАМАСа в секторе Газа – к объединению хоть и не идет дальше разговоров, однако в Израиле по этому поводу могут заблуждаться, точно так же как раньше были уверены в том, что урегулирование отношений с арабскими странами невозможно без решения палестинской проблемы.

Во-вторых, удар по престижу лавы ПНА Махмуда Аббаса (Абу Мазена), политика которого в рамках ненасильственного сопротивления не приносит результата, тогда как линия ХАМАСа на вооруженную борьбу с еврейским государством завоевывает все больше сторонников и представляется единственно верной. В этих условиях Джибриль Раджуб, бывший глава служб безопасности ПНА на Западном берегу р. Иордан, начал произносить такие, казалось бы, давно забытые им слова, как «шахиды», что может означать готовность пролить палестинскую кровь. Однако это все равно лишь слова. В условиях напряженности, вызванной планами Израиля аннексировать части Западного берега р. Иордан, стало отчетливо видно, как сложно вывести на улицы палестинцев, уставших от своего руководства как в лице ФАТХа, так и ХАМАСа.

У.Декеля больше всего беспокоит то, что ПНА продолжает ослабевать, и в израильском руководстве есть те, которые хотели бы, чтобы ПНА продолжала падение. Однако проблема заключается в том, что никто в Израиле не знает, в какой момент палестинское руководство дойдет до предела, за которым вовсе перестанет функционировать. Это противоречит интересам Израиля, которому в этом случае придется на себя возложить задачу управления миллионами палестинцев. Поэтому, полагает У.Декель, израильскому руководству не стоит заходить слишком далеко в развитии достигнутого успеха с ОАЭ. Как он отмечает, в Израиле официальные лица уже заявили о том, что не намерены форсировать нормализацию отношений с другими арабскими странами.

Прежде всего, считает У.Декель, необходимо внимательно изучить возможные выгоды от заключенного с ОАЭ соглашения, благодаря чему и другие могли бы решиться на присоединение к этому процессу. При этом не нужно окончательно сокрушать палестинцев, чтобы не подтолкнуть их к еще более неподходящему поведению. Израильскому руководству необходимо быть чрезвычайно внимательным к палестинцам и убедить их в том, что все это делается не против них, а в условиях противостояния главной угрозе Израиля – Ирану, тогда как палестинская проблема не является главной, хотя она никуда не делась. Палестинцы должны понять свое реальное место, что при этом не означает их полного исключения из политического процесса. Израилю следует обновить механизм взаимодействия с ПНА и передавать им все собираемые для них деньги.

ОАЭ и Израилю, полагает У.Декель, необходимо найти способ интегрировать палестинцев в реализацию достигнутого соглашения, чтобы они также могли получить от него выгоду, будучи вовлеченными во взаимовыгодное сотрудничество в рамках проектов в сфере энергетики, воды, здравоохранения; особенно было бы хорошо совместно создать вакцину в борьбе с коронавирусной инфекцией.

На вопрос о том, произошло ли окончательное разъединение палестинской проблемы и процесса нормализации отношений между арабскими странами и Израилем, У.Декель отвечает так: «То, что произошло между нами и ОАЭ – нечто уникальное. Но то, что произошло однажды, может повториться». К процессу нормализации проявляют интерес и другие страны, но они, прежде чем принять решение об установлении отношений с Израилем, пока смотрят как будут развиваться события.

В любом случае, полагает У.Декель, в регионе произошло два изменения. Во-первых, очевидным стал тот факт, что арабские страны могут иметь отношения с Израилем, тогда как палестинская проблема остается в стороне. Во-вторых, изменилась установленная последовательность событий. По Арабской мирной инициативе необходимо сначала урегулировать палестино-израильский конфликт, решив ряд принципиальных вопросов, включая границы 1967 года. Теперь же стало понятно, что возможно начать процесс нормализации отношений с Израилем, невзирая на все это. Таким образом налицо изменение последовательности действий в рамках Арабской мирной инициативы.

По мнению У.Декеля, в регионе происходят изменения. Действия ОАЭ показывают то, что суверенные страны должны и могут действовать в своих национальных интересах, а не выжидать подходящего момента в зависимости от позиции других игроков. В целом, ссылаясь на публикацию Центра политики Эмиратов (EPC), У.Декель отметил, что на Ближнем Востоке действует три оси: «шиитская ось» во главе с Ираном, Турция и Катар («Братья-мусульмане») и «американский лагерь» прагматических государств, включающий Саудовскую Аравию и ОАЭ, «который может привнести в регион благоразумие». План Д.Трампа заключается в создании прочной коалиции стран, способных противостоять, прежде всего, «шиитской оси» и сформировать новую центральную ось в регионе. Соглашение между ОАЭ и Израилем должно этому способствовать, что в итоге стабилизирует регион.

[i] [2] International Discussion on The Israel–UAE Normalization: What Does the Future Hold? // INSS. 23.08.2020 — https://www.inss.org.il/event/uae-israel/