- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О конференции в Институте исследований национальной безопасности (INSS) на тему перспектив нормализации отношений между Израилем и ОАЭ. Часть 3

Институт исследований национальной безопасности (INSS) провел международную онлайн-конференцию «Дискуссия в мире о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем: чего ожидать в будущем?»  Научные сотрудники INSS, израильские и зарубежные эксперты обсудили ряд вопросов, среди которых: возможные последствия этого соглашения не только для Израиля и ОАЭ, но и региона в целом, а также его влияние на международный политический процесс; значение соглашения для израильско-палестинских отношений; перспективы для Израиля в установлении отношений с другими арабскими государствами; роль США и других держав[i] [1].

Корреспондент израильского новостного портала Walla News Барак Равид в соглашении между ОАЭ и Израилем о нормализации отношений отмечает время его анонсирования, а не суть. Учитывая предстоящие выборы в США и возможную смену администраций, для ОАЭ, полагает он, важным было то, что нормализация отношений с Израилем получила в США двухпартийную поддержку. Он также напоминает, что после церемонии обнародования плана урегулирования палестино-израильского конфликта в Белом доме 28 января 2020 года Б.Нетаньяху заявил о намерении внести вопрос на рассмотрение израильского кабинета министров в то же воскресенье, однако этого так и не произошло, так как его одернули из Вашингтона. На церемонии оглашения «сделки века» присутствовали представители ОАЭ, Бахрейна и Омана. Одним из условий их участия было то, что Б.Нетаньяху не объявит на следующий день об аннексии территорий Западного берега р. Иордан. Израильский премьер-министр пренебрег этим и поставил их в неловкое положение. В результате в период между январем и июлем (Б.Нетаньяху пообещал приступить к аннексии с 1 июля) наблюдалась гиперактивность, направленная на противодействие планам главы израильского правительства.

Б.Равид отмечает, что наследный принц Абу-Даби Мухаммед бен Заид, который до этого не писал твитов по палестинской проблеме, резко выступил против планов Израиля аннексировать палестинские территории. Он допускает, что позиция наследного принца могла заключаться не столько в беспокойстве за палестинцев, сколько в опасении Ирана, Турции и Катара, которые, произойди израильская аннексия, обернули бы это против ОАЭ на всех возможных фронтах (например, в Сирии и Ливии). Поэтому, полагает Б.Равид, нормализация отношений с ОАЭ произошла именно сейчас по причине настойчивых действий Б.Нетаньяху (в рамках коалиционного правительства), направленных на аннексию Западного берега р. Иордан 1 июля с.г.

Израильский корреспондент не сомневается в перспективе присоединения к процессу нормализации отношений с Израилем других арабских стран, но это вряд ли произойдет до президентских выборов в США в начале ноября 2020 года. Он отмечает, что министр иностранных дел Бахрейна Абдель Латиф бен Рашид аз-Зайяни ранее являлся министром внутренних дел, и в его задачу входило недопущение развития революционных событий в стране в духе арабской весны. Поэтому, полагает Б.Равид, если в Бахрейне будет инициирована дискуссия об установлении отношений с Израилем, аз-Зайяни будет настаивать на том, что сейчас не время и напомнит о тревожных днях в прошлом во время событий арабской весны.

В Омане, по мнению Б.Равида, ситуация развивается интересным образом. Нынешний султан поменял почти весь состав правительства, и действующий министр иностранных дел Бадр аль-Бусаиди является ключевым контактом для Израиля. Однако для султана сейчас важнее стабилизировать его собственный режим и вряд ли он на данном этапе решится на установление официальных отношений с Израилем.

Что касается последствий достигнутого соглашения для палестино-израильских взаимоотношений, Б.Равид отметил, что в ОАЭ по этому поводу не раз использовали слово «рычаг». Это действительно может позволить Абу-Даби воздействовать на политику Израиля в отношении палестинцев, хотя бы тем, что израильские правые политические силы уже не смогут позволить себе радикальных действий на палестинской арене.

В свете достигнутого соглашения с ОАЭ Б.Равид отметил такой момент, который, по его словам, вовсе не затрагивается в ходе обсуждения аспектов нормализации отношений между Израилем и Эмиратами. Он имеет в виду гражданскую войну в Ливии, в ходе которой Абу-Даби поддерживают фельдмаршала Х.Хафтара. Позиция Израиля заключается в невмешательстве в этот конфликт, хотя, допускает Б.Равид, в реальности это может быть и не так. Поэтому он выражает надежду на то, что соглашение с ОАЭ приведет к изменению позиции Израиля по Ливии.

По мнению Ноа Ландау, политического обозревателя израильской газеты Haaretz, участвующей в конференции, соглашение о нормализации отношений между Израилем и США имеет позитивное значение уже по тому, что началось публичное обсуждение этого вопроса, что может вылиться в общественный диалог между странами, чего раньше не было. Этот процесс стал возможен благодаря ряду факторов, в том числе действиям американской администрации и планов Израиля аннексировать части Западного берега р. Иордан. В ОАЭ теперь могут говорить о том, что они предотвратили аннексию палестинских территорий. В целом, нынешнее соглашение стало результатом длительного процесса нормализации, которое стало возможным именно сейчас благодаря стечению обстоятельств. Израильскому руководству, по ее словам, «сейчас необходимо быть осторожным и не выступать с помпезными заявлениями».

Рассуждая о воздействии этого соглашения на внутриполитический процесс в Израиле, Н.Ландау полагает, что можно говорить о победе правых политических сил. Они теперь будут с большим рвением утверждать, что Израилю нет необходимости идти на уступки в вопросах мирного урегулирования конфликта с палестинцами, что, по их мнению, подтверждает достигнутое с Абу-Даби соглашение.

Н.Ландау как и другие эксперты считает, что в объявлении о сближении с ОАЭ свою роль сыграл план Израиля аннексировать палестинские территории. По ее мнению, отказ от аннексии (около 70% территории Западного берега р. Иордан) можно расценивать как тот факт, что израильтяне в своем большинстве выступают за мир, двухгосударственное решение палестино-израильского конфликта, а не аннексию. Тем не менее, она полагает, что нормализация отношений с ОАЭ не станет ключевым аспектом в ходе следующих выборов в Израиле, так как основным вопросом останется судебное преследование действующего премьер-министра Б.Нетаньяху и его успехи в борьбе с коронавирусной инфекцией.

Достигнутое с ОАЭ соглашение, полагает Н.Ландау, на внешнюю политику Израиля повлияет в большей степени закулисно. Значимой задачей для израильских дипломатов станет развитие уже достигнутого успеха. В любом случае, шаг ОАЭ в сторону нормализации отношений Израиля открывает возможность создания фронта перед лицом угроз со стороны Ирана.

Н.Ландау отметила реакцию в Израиле на объявление о нормализации отношений с ОАЭ. По ее словам, израильтяне в основном начали обсуждать открывающиеся перед ними туристические перспективы, тогда как важные аспекты соглашения остались вне поля интересов израильской публики. Она сожалеет об этом, т.к. считает, что было бы полезно обратить внимание на то, как Б.Нетаньяху представил соглашение с Абу-Даби в свете палестинской проблемы.

Подводя итог конференции, директор Института исследований национальной безопасности Амос Ядлин отметил, что соглашение о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем стало первым за последние 25 лет. В случае с ОАЭ, надеется А.Ядлин, Израиль получит новую модель мирных отношений, когда мир будет заключен не между главами государств, а между народами, с экономическими отношениями, туристическими связями и развитием образования. Если Израилю удастся установить такой мир с ОАЭ, т.к. пока речь идет только о намерениях, – это станет прорывом.

А.Ядлин отметил общие моменты и ряд ценностей, которые разделяют в Израиле и ОАЭ. Это две маленькие страны, которые развивались на протяжении последних 50-70 лет и в пустыне смогли построить современные государства. ОАЭ и Израиль придерживаются умеренных позиций и выступают против радикализма и экстремизма, стремятся к стабильности и мирному сосуществованию, что является важным моментом, который объединяет Израиль со всеми странами Персидского залива. Их также объединяет противостояние общему врагу – Ирану, «воплощению зла на Ближнем Востоке», «Братьям-мусульманам» в лице Катара и Турции, а также исламистскому экстремизму в виде Исламского государства.

А.Ядлин напоминает, что третьей стороной в нормализации отношений между Израилем и ОАЭ являются США, которые в последнее время испытывают все меньше желания участвовать в делах Ближнего Востока «после двух дорогих военных кампаний в регионе». Американцы направили свои усилия на Тихоокеанский регион, который представляет для них большую угрозу, к тому же они уже не нуждаются в ближневосточной нефти в таких объемах как раньше.

По мнению А.Ядлина, ОАЭ рассматривают Израиль не столько как силу, способную обеспечить их безопасность, сколько как источник новых технологий, партнера по развитию медицины, сельского хозяйства, искусственного интеллекта, культуры и других гражданских сфер.

Что касается вопроса о времени объявления о достигнутом соглашении, то, по словам А.Ядлина, его Институт проводил глубокие исследования относительно возможной нормализации отношений между Израилем и умеренными прагматическими арабскими государствами. Эксперты приходили к выводу, что это невозможно из-за палестинской проблемы. Директор INSS согласен с теми экспертами, которые в качестве основных обстоятельств, способствовавших достижению нынешнего соглашения между Израилем и ОАЭ именно сейчас, называют президентские выборы в США и планы Б.Нетаньяху аннексировать части Западного берега р. Иордан. В данном случае те, кто выступал против аннексии, могут считать себя победителями вдвойне, так как не произошло пагубной для Израиля аннексии и произошло открытое сближение с ОАЭ.

Относительно общественного мнения  в свете соглашения между Израилем и ОАЭ, А.Ядлин отметил, что часть израильского экспертного сообщества считала настроения на «арабской улице» непреодолимым препятствием для Израиля. Сам он утверждал, что в арабских обществах происходят большие изменения, в том числе благодаря развитию информационных технологий. Безусловно, отношение к Израилю не претерпело кардинальных изменений, но существующие подвижки вызывают у него большой оптимизм.

Возвращаясь к фактору аннексии палестинских территорий, А.Ядлин отметил, что аннексия предоставила возможность нормализации отношений с ОАЭ. К тому же в данном случае присутствовал еще один фактор – поставки вооружений. В этой связи он предположил, что может быть заключено два пакета соглашений – между США и ОАЭ по поставкам военной техники и другим вопросам, и между Израилем и ОАЭ по нормализации отношений и аннексии палестинских территорий.

Директор INSS напомнил, что У.Декель за несколько недель до объявления о соглашении между Израилем и ОАЭ высказал предположение, что в обмен на отказ от аннексии Израиль может получить «подарок» от арабского мира, тогда как некоторые американские дипломаты категорически заявляли о невозможности такого развития событий.

В любом случае, Израилю необходимо понимать, что палестинская проблема никуда не делась, и прагматические арабские государства будут оказывать давление на Израиль в контексте палестино-израильского конфликта. Более того, сейчас они получили дополнительный рычаг для такого давления, особенно если достигнутое соглашение выльется в реально работающий и приносящий выгоды мирный договор, потерять который Израиль не захочет.

Нормализация отношений между Израилем и ОАЭ, полагает А.Ядлин, должна показать Египту и Иордании все преимущества наличия «теплого мира».

Он уверен, если такой мир осуждается в Тегеране, Анкаре, Рамалле и Газе, это значит, что Израиль на верном пути.

Как бы там ни было, заключил А.Ядлин, достигнутое соглашение между Израилем и ОАЭ свидетельствует о том, как серьезный кризис может открыть путь большим возможностям.

[i] [2] International Discussion on The Israel–UAE Normalization: What Does the Future Hold? // INSS. 23.08.2020 — https://www.inss.org.il/event/uae-israel/ [3]