- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Оценки китайских специалистов деятельности Великобритании и Испании по перевооружению Саудовской Аравии

Оценки китайских специалистов деятельности Великобритании
по перевооружению КСА

По информации китайского специализированного военно-технического издания «Авиакосмическое знание»[i] [1], в 2015-2019 гг. ведущий британский производитель вооружений – компания BAE Systems – продала Саудовской Аравии вооружений и сопутствующих услуг на сумму 15 млрд фунтов стерлингов (18,7 млрд долл.). Известно, что ВВС Саудовской Аравии в рамках программы «Видение 2030» (Vision 2030) начали получать первые учебно-тренировочные самолеты (УТС) усовершенствованной летной подготовки (AJT) «Хок» Mk.165, собранные на национальных мощностях по лицензии британской компании BAE Systems. Программа «Видение 2030» предусматривает развитие и диверсификацию экономики КСА за счет увеличения доли производства и услуг по различным программам на своей территории, тем самым увеличивая занятость, расширяя экономическую базу и сокращая степень зависимости страны от нефти. В 2017 году был создан концерн Saudi Arabian Military Industries (SAMI). Заявленная цель создания SAMI – войти в группу 25 крупнейших в мире оборонных компаний. Ожидается, что к 2030 году вклад SAMI в ВВП страны составит около 14 млрд риалов (3,73 млрд долл.). К этому моменту планируется создать более 40 тыс. высококвалифицированных рабочих мест. Эр-Рияд намерен активно развивать свой оборонный и аэрокосмический потенциал и быстро выйти далеко за рамки уже имеющейся в стране сети технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта (MRO) гражданской и военной авиатехники. В этом отношении, как отмечается в китайских источниках, лицензионное производство или окончательная сборка самолетов является мощным рычагом для ускоренного развития местной оборонной / аэрокосмической промышленности. Напомним, что в мае 2012 года с компанией BAE Systems был подписан контракт общей стоимостью 1,6 млрд фунтов стерлингов (2,5 млрд долл.) на создание системы летной подготовки для ВВС Саудовской Аравии. Проект предусматривает закупку 102 учебно-тренировочных самолетов, в т.ч. 22 реактивных УТС повышенной подготовки «Хок» Mk.165 AJT производства BAE Systems, 55 турбовинтовых УТС базовой подготовки PC-21 швейцарской компании Pilatus, 25 самолетов начальной подготовки SR22 «Циррус» компании Cirrus Aircraft, тренажеров, средств обслуживания и обучения, запчастей и услуг поддержки. Согласно опубликованному в феврале 2016 года годовому отчету компании BAE Systems за 2015 год, впоследствии Саудовская Аравия разместила заказ на поставку 22 дополнительных УТС «Хок» AJT, которые должны быть собраны в Саудовской Аравии, а также связанного наземного оборудования и средств обучения. Для выполнения этого заказа BAE Systems курировала двухлетнюю подготовку технических специалистов из Саудовской Аравии. Первые самолеты «Хок» Mk.165, собранные на предприятии компании BAE Systems в Уортоне (Великобритания), ВВС Саудовской Аравии приняли в апреле 2016 года. Поставки продолжались до 2018 года. По мнению китайских обозревателей, выбор в пользу закупки УТС «Хок» AJT был обусловлен тем, что «стеклянные» кабины этих самолетов имеют сходство с кабинами «Тайфун» и F-15SA, которые состоят на вооружении королевских ВВС. Новые «Хок» Mk.165 заменят устаревшие УТС «Хок» Mk.65/65A. Церемония выкатки первого (из 22 заказанных) учебно-тренировочного самолета усовершенствованной подготовки «Хок» Mk.165 национального производства состоялась 1 апреля 2019 года на авиабазе имени короля Абдель Азиза и стала важной вехой в рамках практической реализации программы «Видение 2030».

 

Оценки китайских специалистов деятельности Испании по перевооружению КСА

По информации китайского технического журнала «Корабельное вооружение»[ii] [2], испанское правительство пока не утвердило запрос Саудовской Аравии на выдачу окончательной экспортной лицензии на поставку корветов общей стоимостью 2 млрд евро (1,7 млрд долл.) в рамках подписанного в июле 2018 года контракта, несмотря на то, что их строительство уже ведется. Это объясняется тем, что в последние годы ряд политических сил в Испании выступает против продажи корветов, а также боеприпасов Саудовской Аравии. К ним, в частности, относится левая партия «Подемос», входящая в состав правительственной коалиции с Испанской социалистической рабочей партией (PSOE). Тем не менее, государственная судостроительная компания Navantia настаивает на необходимости выдачи лицензии и продолжает строительство корветов, которое началось более года назад на предприятии в Сан-Фернанд. Контракты на поставку военной техники в Саудовскую Аравию подвергаются резкой критике со стороны политических партий, включая «Подемос» и «Бильду», а также неправительственных организаций (в т.ч. Amnesty International). Это, в первую очередь, связано с участием Саудовской Аравии в боевых действиях в Йемене. Экспорт оружия предприятиями ОПК Испании должен быть санкционирован Межведомственным советом по внешней торговле продукцией оборонного и двойного назначения (JIMDDU). Правительство заявило, что срок действия запроса на экспорт у Navantia истек в июле 2015 года и его необходимо подать повторно. Спуск на воду первого корвета для ВМС Саудовской Аравии был первоначально запланирован на начало апреля, но затем сроки были перенесены из-за пандемии COVID-19. Только в июле 2020 года на судостроительном предприятии в Сан-Фернандо состоялась церемония спуска на воду головного из пяти корветов, строящихся для ВМС Саудовской Аравии, – (828) «Эль-Джубайль» (AL JUBAIL). Спуск на воду второго корабля состоится в ближайшие месяцы. Ожидается, что программа завершится в 2024 году.

Анализ публикаций китайского военно-технического издания «Современные корабли»[iii] [3] показывает, что в сентябре 2020 г. испанская судостроительная компания Navantia направила Саудовской Аравии предложение по поставке двух десантных кораблей водоизмещением 13000 т каждый и восьми десантных катеров. Navantia имеет возможность заключить с Саудовской Аравией новое соглашение о постройке двух десантных кораблей водоизмещением 13000 т каждый. Заказ представляет собой возможность загрузки предприятий и часть контракта, объем которого предварительно оценивается в 8 млн человеко-часов только для постройки десантных кораблей, может быть передана верфи в Кадисе, где в настоящее время ведется постройка пяти корветов для ВМС Саудовской Аравии. Как заявлено, саудовские экипажи корветов будут также проходить подготовку на базе нового военно-морского учебного центра Эль-Барко.

 

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что КСА предпринимает попытки повысить боевые возможности национальных ВС за счет закупки широкого спектра вооружений в зарубежных странах. Однако, как считают китайские специалисты, такой «многовекторный подход» уже себя проявил и, в целом, не оправдал.

С другой стороны, достоверно известно, что Генеральное управление военной промышленности Саудовской Аравии GAMI (General Authority for Military Industries) объявило о подписании контракта с национальной компанией Intra Defense Technologies на поставку шести беспилотных авиационных комплексов (БАК), что свидетельствует о потенциальной возможности предприятий ОПК КСА производить авиационную технику на своей территории[iv] [4].

Однако, учитывая предыдущий боевой опыт Саудовской Аравии, китайские специалисты сдержанно оценивают возможности КСА по боевому применению дорогостоящего вооружения и боевой техники в условиях боевой обстановки. Также учитывается невысокий уровень подготовки саудовских военных, проходящих обучение как в национальных высших военных учебных заведениях, так и на территории США.

[i] [5]Журнал «Авиакосмическое знание». Пекин. Изд-во Научно-технического совета КНР. 2020, № 8, С. 16.

[ii] [6]Журнал «Корабельное вооружение». Пекин. Изд-во «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации». 2020, № 9, С. 46.

[iii] [7]Журнал «Современные корабли». Пекин. Изд-во «Китайской кораблестроительной промышленной корпорации». 2019, № 9, С.
14.

[iv] [8]Журнал «Мир авиации». Пекин. Изд-во «Китайской авиационной промышленной корпорации». 2020, № 9, С. 5.