- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О заявлениях министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу. Часть 2

24 сентября 2020 г. состоится Саммит ЕС, на котором, в том числе, будет обсуждаться европейская позиция в отношении конфликта в Восточном Средиземноморье между Турцией и Грецией. Этот Саммит должен официально зафиксировать европейскую позицию по отношению к одному из важнейших международных кризисов.

В принципе понятно, что европейские страны склонны поддерживать позицию Греции в средиземноморском противостоянии. Однако, вопрос заключается в том, удастся ли в ЕС прийти к единодушному мнению о том, какие средства давления следует оказывать на Турцию.

В то же самое время, до 24.09.2020 между Грецией, Кипром и поддерживающим их лагерем (который существенно больше – В.К.) и Турцией, ТРСК и поддерживающим, в свою очередь, их лагерем (который существенно меньше – В.К.) наблюдается «политическое фехтование», когда стороны наносят друг другу взаимные уколы, в попытке изменить баланс сил к предстоящему 24-го сентября Саммиту.

Стороны проводят международные встречи, одной из тем которых неизменно становится Восточное Средиземноморье и делают весьма резкие заявления в адрес друг друга.

Из европейских стран лидером антитурецких высказываний является Франция и её президент Эммануэль Макрон.

Турецкие руководители, включая президента Р.Т.Эрдогана и министра иностранных дел М.Чавушоглу, уже отбросили в сторону дипломатический протокол и не стесняются в выражениях в адрес Франции и её президента. Не говоря уже о турецких СМИ, которые, по определению, менее скованны в заявлениях.

Заметим, что для своих заявлений министр М.Чавушоглу выбирает в эти дни африканскую площадку. Причем, вольно или невольно, случайно или нет, но его заявления звучат либо из стран – бывших французских колоний в Африке, либо из стран, входящих в зону стратегических интересов Франции.

Как мы писали в предыдущей публикации, 8 сентября состоялась встреча между министрами иностранных дел Турции и Конго / Браззавиль – Мевлютом Чавушоглу и Жан-Клодом Гакоссо, после которой, в ходе пресс-конференции, сделал ряд заявлений.

В их центре был тезис о том, что Греция потеряла свое психологическое превосходство в Восточном Средиземноморье, поскольку Турция действует в регионе в полном соответствии с международным законодательством, а, применительно к турецким учениям в регионе, — в полном соответствии с правилами, установленными среди стран – членов НАТО (Часть 1 статьи доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=72961 [1]).

Понятно, что у Турецкой Республики есть своя сильная повестка в Африке, в работе с которой Турция демонстрирует заметные успехи, рассматривая африканский континент в качестве стратегического, одного из наиболее перспективных для себя направлений.

Достаточно отметить, что число дипломатических представительств Турции в Африке, которое в 2009 годах составляло 12, включая 5 – в Северной Африке (где позиции Турции были исторически сильны – В.К.), к настоящему времени достигло 42 «загранучреждения». И эта повестка, во многом, сформирована под влиянием так называемого «новоосманизма», хотя буквально на глазах Турция расширяет свой традиционный ареал обитания, выходя за его привычные географические границы. Заметим, что лишь за последние годы в Турции с размахом прошло несколько форумов «Турция – Африка», которые по своему размаху, ничуть не уступали аналогичным зарубежным мероприятиям, допустим, российским.

Однако, есть ещё один момент, связанный с бывшими колониальными державами в Африке. Турецкие масс-медиа в эти дни показывают много материалов, демонстрирующих ужасы колониальной эпохи, в частности, рассказывая о Франции в Африке. Более того, подача этого материала идет в русле тезисе о «новом колониализме», в том числе, о французском.

В свою очередь, Турция позиционирует себя в качестве державы, которая, даже будучи империей, никогда не была колониальной. Напротив, как утверждают турецкие СМИ, в основе действий Турции, допустим, в Африке, всегда лежал принцип взаимовыгодного сотрудничества, в противовес эксплуататорской позиции Европы. Сегодня одним из ключевых тезисов турецкой внешней политики является то, что Турция – это страна, которая хочет работать с африканскими странами без неоколониализма, без снобизма, на принципах win — win. И надо сказать, что, будучи сопровожденным уроками прошлого той же Франции, этот тезис неплохо в Африке «заходит».

Так что, стоит ли удивляться тому, что турецкие заявления звучат сейчас именно из африканских столиц, очевидно, преследуя своей целью лишний раз стать посланием не только в адрес Африки, но и в адрес Франции – в частности, о том, что Турция идет в зону традиционных стратегических интересов французов и, к настоящему времени, уже чувствует себя там достаточно комфортно. Подчеркнем, Турция – конечно, не стоит вровень с Китаем в плане своего африканского проникновения. Она не скупает земельные участки по модели «земля со всем что на ней в обмен на инфраструктуру» (по аналогии с программой «нефть в обмен на продовольствие» — В.К.). Турция умудряется заводить в Африку средний и даже свой малый бизнес, влияние которого можно ощутить во многих африканских городах. Допустим, наряду с китайскими ресторанами, очень распространены в Африке и турецкие рестораны. Не говоря уже о турецких школах. А образование и еда – это одни из ключевых аспектов мягкой силы (сюда же можно добавить ещё и разного рода контент – допустим, кино, сериалы и современную музыку – клипы – В.К.).

Следующий визит в африканском турне министра иностранных дел М.Чавушоглу состоялся в Мали. Там прямо не прозвучало слов, касающихся ситуации в Восточном Средиземноморье. Однако, были сказаны слова поддержки в адрес малийского руководства в связи с военным переворотом в стране.

И это — ещё одна тема, которая может хорошо «зайти» в Африке: категорическое неприятие Турцией любых военных переворотов. С таким тезисом, турки будут хорошо встречены во многих африканских столицах. Надо ли говорить о славных африканских традициях в плане военных переворотов, которые ещё далеко не изжиты. А тут такая непримиримая позиция Турции, нарочито выставляемая напоказ.

В частности, высокопоставленный турецкий дипломат заявил о том, что «Турция всегда будет находиться с народом Мали для установления конституционного порядка, после того, как в прошлом месяце состоялся конституционный переворот в стране».

«Мали — дружественная и братская страна для нас. Мы всегда поддерживали Мали и ее братский народ в трудные дни», — сказал репортерам Мевлют Чавушоглу, находящийся с официальным визитом в Бамако. Кроме того, М.Чавушоглу отметил, что Турция сделает все необходимое для сотрудничества Мали с международным сообществом.

Отметив, что он особенно хотел посетить Мали в «трудный период», с которым сейчас сталкивается страна, турецкий министр указал, что он также хотел выразить солидарность Турции с народом Мали, добавив, что Мали, к сожалению, сталкивается с различными проблемами на протяжении многих лет. Как подчеркнул министр иностранных дел Турции, стабильность Мали, безопасность и экономическая стабильность страны является важной для Турции, для Западной Африки и для всего континента в целом.

Помимо всего прочего, министр М.Чавушоглу отметил, что во время своего визита в Мали он встретился с членами и с главой Национального комитета спасения народа, а также со специальным представителем генерального секретаря ООН по Мали Махаматом Салехом Аннадифом и Пьером Буйоя – верховным представителем Африканского союза по Мали.

Цитируем: «Мы хотели бы, чтобы Мали завершил переходный период гладко. Это важно для будущего Мали — предпринять необходимые шаги с тем, чтобы установить конституционный порядок и провести демократические выборы как можно быстрее».

Как подчеркнул М.Чавушоглу, вплоть до настоящего времени Турция поддерживала миссию ООН в стране и внесла свою лепту в бюджет этого года, добавив, что турецкие офицеры полиции также служат в этой западноафриканской стране. При этом М.Чавушлоглу подчеркнул, что Турция продолжит оказывать всемерную поддержку Мали в вопросе борьбы с терроризмом. Кроме того, в контексте происходящих в мире событий, М.Чавушоглу отметил оказание Турцией поддержки Мали в вопросе борьбы с пандемией коронавируса. В частности, Анкара поставила стране аппараты искусственной вентиляции легких, а также медицинские маски.

Ещё раз заметим, что нынешнее турецкое руководство, начиная с президента Р,Т.Эрдогана проявляют особую чувствительность в вопросах военных переворотов, не признавая их ни в какой форме и ни при каких обстоятельствах. Самым ярким примером в этом смысле является турецкая позиция, касающаяся нынешнего режима А.Ф.ас-Сиси в Египте. И, более того, турки проводят тезис о том, что они являются одним из главных борцов с терроризмом в мире, правда, турецкая трактовка террористической угрозы, некоторым образом, отличается от трактовки, допустим, западной и российской.

Вслед за своим визитом в Мали, министр иностранных дел Турции М.Чавушоглу продолжил свое африканское турне посещениями 10 – 11 сентября Гвинеи-Бисау и Сенегала. Причем, что характерно, это были первые визиты турецкого министра иностранных дел в эти африканские страны.

Важно, что, вслед за встречей министров иностранных дел Турции и Гвинеи-Бисау, Мевлют Чавушоглу сделал заявление о том, что Турецкая Республика открывает свое 43-е африканское посольство в Гвинее-Бисау. Кроме того, Турция открывает 44-е посольство в Того.

Помимо этого, как сообщается, стороны достигли соглашения о сотрудничестве в сфере информационных технологий и дипломатических архивов, а также воздушного сообщения.

Отдельным вопросом стали турецкие школы в стране. Напомним, что секта проповедника Фетхуллаха Гюлена была наиболее активна, помимо Центральной Азии, на африканском континенте. Причем в «походе на Африку» секта Фетхуллаха Гюлена, до конфликта с Р.Т.Эрдоганом, прочно опиралась на турецкое государство. Она шла в Африку под турецким государственным флагом и именно этим объясняется то положение, которая она занимала к 2016 году, когда в Турции состоялась попытка военного переворота и от конфронтации турецкое государство перешло к войне с сектой на всех фронтах, включая фронт зарубежный.

Ныне Турция объявила, как её называют, секту FETO одной из главных угроз своей национальной безопасности и использует все возможные инструменты для борьбы с ней не только в самой стране, но и за её пределами. Понятно, что речи о выдачи Фетхуллаха Гюлена Турции из США, где проживает беглый проповедник не идет. Однако, Турция предпринимает все усилия для того, чтобы «перекрыть кислород» проповеднику за рубежом и, как считается внутри страны, Турция достигла в этом вопросе определенных успехов. Там, где это удается, управление бывшими школами секты Фетхуллаха Гюлена передается в пользу фонда, специально созданного Турцией под именем Maarif, то есть, в переводе, «Образование».

Вопрос этих школ является одним из центральных для турецких руководителей, когда они посещают те страны, которые ранее входили в орбиту гюленовских интересов. Отметим, что чуть ли не первым вопросом любого зарубежного визита турецкого руководителя в страны, где работала секта Фетхуллаха Гюлена, является вопрос её школ и вопрос преподавательского состава этих школ с турецкими паспортами.

Так что, будучи в Мали, как сообщается в официальном пресс-релизе Министерства иностранных дел Турции, Мевлютом Чавушоглу были достигнуты договоренности по управлению турецкими школами со стороны фонда Maarif.

Кроме того, турецкий министр иностранных дел был принят со стороны премьер-министра Гвинеи-Бисау Нуно Гомеса Набиама и пригласил его посетить Турцию.

Мевлют Чавушоглу отметил, что стороны сейчас находятся на финальном этапе согласования Соглашения по коммерческому и экономическому сотрудничеству и, уже в самое ближайшее время, состоится первое заседание Смешанной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В числе стратегических направлений сотрудничетва между двумя странами, Мевлют Чавушоглу назвал оборонно-промышленный комплекс, энергетику, туризм, сельское хозяйство и рыболовство. Позже в этот день Мевлют Чавуошоглу был принят со стороны президента страны Умаро Сиссоко Эмбало и передал ему приветствие от президента Р.Т.Эрдогана.

Как особо подчеркивается в официальном пресс-релизе Министерства иностранных дел Турции, в ходе встречи между двумя сторонами особо обсуждались вопросы, связанные с ситуацией в Мали и в Ливии.

В ходе своего визита турецкий министр был награжден Государственной медалью страны и, как он подчеркнул, он будет носить эту награду «с гордостью». В заключение своего визита в страну, министр М.Чавушоглу провел видеоконференцию с Комитетом по иностранным делам Европейского парламента.

Далее, после своего визита в Гвинею-Бисау, министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, 10 и 11 сентября посетил с визитом Сенегал.

Опять же, как подчёркивается турецкой стороной, это – первый визит в страну на уровне министра иностранных дел. В ходе этого визита Мевлют Чавушоглу принял участие в церемонии закладки нового здания посольства Турецкой Республике в стране.

Заметим, что ещё в бытность Ахмета Давутоглу на посту министра иностранных дел, турецкое руководство объявило о том, что оно будет скупать здания для своих посольств в мире, включая Африку, в лучших районах с тем, чтобы европейцы видели везде развевающийся турецкий флаг. Пусть слоган «ноль проблем с соседями» сейчас и не в моде, но это не отменяет ранее принятой на вооружение политики со стороны руководства Турции.

На церемонии, когда турецкий флаг был поднят в сопровождении государственного гимна Турции, министр М.Чавушоглу выразил надежду, что новое здание турецкого посольства принесет всем самое лучшее. Позже министр М.Чавушоглу провел встречу с министром иностранных дел Сенегала и сенегальской диаспоры Амаду Ба.

Министр Чавушоглу заявил, что Турция будет и дальше расширять сотрудничество с Сенегалом в сферах образования, оборонной промышленности, горнодобывающей промышленности и энергетики, и что в кратчайшие сроки будет проведено заседание Совместной экономической комиссии. В рамках визита М.Чавушоглу в Сенегал были подписаны турецко – сенегальские соглашения о высшем образовании и культуре. Позже, в тот же самый день, министр Чавушоглу был принят президентом Сенегала Маки Саллом и передал ему приветствия президента Реджепа Тайипа Эрдогана. В ходе встречи, помимо непосредственно турецко – сенегальской повестки, обсуждались двусторонние отношения и региональные события, в частности, нынешняя обстановка в Мали и Ливии.

В целом, министр иностранных дел М.Чавушоглу подчеркнул, что Турция заинтересована и дальше увеличивать взаимные инвестиции и что турецкие бизнесмены будут продолжать вносить свой вклад в План развития Сенегала. Также за день до этого, 10 сентября, министр М.Чавушоглу также встретился с турецкими бизнесменами в Сенегале и заявил, что компании Турции вносят значительный вклад в План развития Сенегала, что объем двусторонней торговли достиг 400 миллионов долларов и что страны будут прилагать все усилия с тем, чтобы его и дальше увеличивать.