- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах участия китайских компаний в реализации инфраструктурных проектов в Израиле. Часть 1

В последние два десятилетия правительство США неоднократно вмешивалось, а порой и просто тормозила многие проекты Израиля связывание с продажей новейшего оборудования, и в частности отдельных видов вооружения, в ряд стран мира. Не раз американское вето было наложено и на поставки военной техники в Индию. При этом американское руководство не раз оказывало давление на правительство Израиля , пытаясь заставить его заморозить часть проектов с Китаем, особенно в области инфраструктурных проектов на территории Израиля. Периодически это удавалось, хотя чаще всего, особенно в последние годы правительство Израиля продолжает позволять китайским компаниям проникать в стратегическую инфраструктуру страны, игнорируя оговорки и предупреждения правительства США.

Так два года назад было объявлено о продаже электростанции «Алон Тавор» мощностью 600 мегаватт в рамках приватизации. Тендер выиграла группа бизнесменов Меира Шамира, Rafak (телекоммуникационная и инфраструктурная компания) и китайская портовая компания China Harbour. При этом группа Шамира в основном выступала в виде «прикрытия» позволявшая китайской компании соответствовать условиям конкурса. Группа Rafak заплатит 1,9 млрд шекелей, что в два раза больше, чем ее конкуренты. Огромный разрыв указывает на то, что китайская компания была готова заплатить практически любую цену, чтобы выиграть тендер и войти в израильскую отрасль, имеющую стратегическое значение.

С одной стороны, это могло выглядеть как приватизация части израильской государственной компании, которая является монополистом на рынке электроэнергии. Но на практике это не была сделка, при которой государство продает (на этот раз, в отличие от прошлого, по высокой цене) свои активы частному предпринимателю. China Harbour не является частной компанией. Как и большинство крупных китайских корпораций, она поддерживается правительством Китая. Другими словами, израильское правительство передает стратегический актив иностранному правительству и как отмечали тогда специалисты, сомнительно,  что общественность получит выгоду от сделки и цены на электроэнергию будут снижены, или деньги поступят в казну государственной Электрической компании Израиля и покроют ее дефицит и финансовые обязательства.

При этом это ужу не первый случай, когда китайские инвесторы платят значительно завышенную цену. В 2015 году холдинг «Делек», принадлежащий бизнесмену Ицхаку Тшува, продал китайской компании контрольный пакет акций страховой компании «Феникс». «Делек» договорился с китайским финансовым конгломератом Fosun International, зарегистрированным в Гонконге, о продаже 52% акций страховой компании «Феникс». По данным  источника, сумма сделки составляет  1,8 млрд шекелей, почти на 38% выше рыночной стоимости компании.

Подобные сделки следует рассматривать в более широком контексте: неустанные усилия Китая по приобретению стратегических активов в инфраструктуре (порты, железные дороги, авиалинии, электричество, энергия, бурение нефтяных скважин) по всему миру, включая Израиль, на пути к превращению в крупнейшую мировую державу. Таким образом, деньги играют второстепенную роль в глобальных стратегических планах Китая.

По различным данным в  2012-2018 годах китайские инвестиции на Ближнем Востоке увеличились более чем на 1700%. За этот период Китай инвестировал в регион около 800 млрд долларов, из которых 350 млрд долларов приходилось на энергетическую инфраструктуру и около 120 млрд долларов — на строительство электростанций. Наряду с проникновением на гражданские рынки Китай также усиливает свое участие в сфере безопасности и военной деятельности в регионе. Китайские делегации побывали в Сирии, Иране, Саудовской Аравии, Египте и других странах. Пекин оказывает военную помощь, обучает военных и продает оружие Ирану (которое передается ливанской  «Хизбалле»), ракеты Саудовской Аравии и многое другое. Объем продаж оружия составляет сотни миллионов долларов в год и вызывает растущую озабоченность у руководства Израиля.

По оценкам чиновников и экспертов из частного сектора, китайские инвестиции в Израиль за последние годы достигли 40 млрд шекелей. За последние полтора десятилетия китайские компании приобрели компанию «Тнува» и выиграли тендеры и операционные концессии на строительство автомобильного туннеля «Кармель» в Хайфе, портов Ашдода и Хайфы и метро в Тель-Авиве. Китайцы также хотели купить ряд израильских банков и страховых компании, а так же арендовать около миллиона дунамов земель в Негеве для посевов пшеницы, авокадо и других культур. Однако, министр сельского хозяйства Ури Ариэль, проявивший готовность сдать им в аренду территории в Негеве, объявил о своем уходе из политической жизни.

Сейчас на повестке дня два очень крупных инфраструктурных проекта. Первый — продление линии легкорельсового транспорта в Иерусалиме и построение еще одной линии. Ориентировочная стоимость — около 1,% млрд евро. Шесть групп, включая французскую Alstom, канадскую Bombardier и немецкую Siemens, отказались от участия в тендере, закрытом в июне, по экономическим или политическим причинам (линия проходит через Восточный Иерусалим). На финише остались двое: испанская железнодорожная компания CAF (в которой также высказывалась политическая оппозиция проекту), которая сотрудничает с израильской компанией Shafir. Второй претендент — китайская компания CRRC, которая работает и в жилищно-строительном секторе. CRRC — крупнейшая инфраструктурная компания Китая, принадлежащая правительству.

Второй проект, тендер по которому завершился в марте 2020 года, — это строительство двух новых линий (фиолетовой и зеленой) для легкорельсового трамвая в  Гуш-Дане, стоимость которых оценивается в 30 млрд шекелей. Китайские компании (пять из которых вошли в три группы) также внимательно следят за этими тендерами. Несколько китайских компаний, включая CRRC, строят красную ветку (легкорельсовый транспорт встроен внизу). По словам министра транспорта Израиля Каца, линия откроется в октябре 2021 года. Китайские компании сооружают туннели, а также будут поставлять вагоны, связь и электричество.

CRRC также ведет свой бизнес в Иране и продает тысячи вагонов для метро в Тегеране, Мешхеде, Исфахане, Тебризе и Ширазе. Что не мешает израильскому правительству разрешить  доступ компании к тендерам. И это несмотря на то, что в 2012 году вступил в силу закон «О борьбе за ядерную программу Ирана», который установил критерии, призванные помешать израильским компаниям или иностранным компаниям, ведущим дела с Государством Израиль, вести дела с Ираном. Все это в рамках глобальной борьбы против иранской ядерной программы.

Помимо вопросов о качестве работы, очень обеспокоены участием Китая, особенно в строительство стратегических объектах, уязвимость которых особенно высока  представители Министерства обороны Израиля и ЦАХАЛа.  Один из вопросов— это контроль над коммуникациями на красной линии, которая проходит недалеко от Кирии (Министерство обороны, Генеральный штаб, разведывательные подразделения) в Тель-Авиве.  Второй вопрос — это строительство и сдача в эксплуатацию нового порта в Хайфе, который будет эксплуатироваться китайской компанией в течение 25 лет. Данный порт прилегает к  «Полиниуму», так называют крытые и защищенные причалы, из очень толстого железобетона, чтобы скрыть их от глаз противника и предотвратить ракетные удары.

И хотя до решения о предоставлении китайской компании концессии в 2014-2015 годах было проведено несколько обсуждений с участием представителей Минтранса, ШАБАКа, ЦАХАЛа и других спецслужб, но не было упорядоченной работы. В ходе этих обсуждениях не было зафиксировано никаких особых возражений. Однако после начала реализации проектов  вдруг в Министерстве обороны, особенно на флоте, все «проснулись» и  подняли шум. Но было уже поздно. Все понимают, что отмена контрактов с китайскими компаниями приведет к задержкам в работе, судебным искам и возмещению крупного финансового ущерба и, возможно, что еще хуже, в ответных мерах со стороны правительства Китая.

В итоге  Израиль оказывается в ловушке. Нынешняя администрация Д.Трампа оказывает на него давление, чтобы он уменьшил участие Китая в стратегической инфраструктуре. Порт Хайфы часто посещают корабли 6-го флота США. В июне 2017 года авианосец «Джордж Буш» пришвартовался перед портом (причал был для него слишком мал), что стало выражением военного и стратегического сотрудничества между двумя странами.

Американцы обеспокоены попытками китайских компаний получить доступ к израильскому хай-теку в целом, и особенно к программам шифрования и атакующим киберсистемам, а также к рынку связи. Китайская разведка в течение многих лет пыталась шпионить за Израилем, главным образом для получения научно-технических знаний и использования Израиля в качестве плацдарма для вторжения разведки в Соединенные Штаты и другие западные страны. Сообщалось, что китайские хакеры проникли и украли информацию от IAI, Rafael и других компаний. Они даже пытались проверить — и получили отказ — возможно ли построить их посольство перед штаб-квартирой Моссада в Глилоте.

В течение многих лет военное ведомство воздерживалось от покупки китайских телефонов и коммуникационного оборудования и предостерегало сотрудников от получения даже невинных подарков или сувениров, таких как диск с ключом, из опасения, что в них встроено шпионское ПО.

Еще два года назад заместитель министра обороны США Джон Род выразил обеспокоенность и предупредил Израиль, что, если он представит технологии пятого поколения, произведенные в Китае, это создаст серьезную угрозу безопасности, которая также повлияет на отношения в сфере безопасности с его страной. Вступая в дальнейшем на Герцлийской конференции Род отметил: «Наша главная озабоченность,  которую мы выразили израильтянам, — это то, что мы видели, как Китай поддерживает «хищническую экономику» в других частях мира: поведение, которое носит не только коммерческий характер, а его службы безопасности используют свои собственные экономические связи. Очевидно, это был частный сектор. Мы рассказали нашим друзьям в Израиле об опыте других стран. То, что началось со сделок по строительству портов и установке телекоммуникационной инфраструктуры, сразу же продолжилось с участием китайской системы обороны».