- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Дело Назанин Загери-Рэдклифф и британо-иранские отношения

Главный государственный канал  иранского ТВ сообщил на днях со ссылкой на «информированные источники», что революционный трибунал в Тегеране  выдвинул новое обвинение Назанин Загери-Рэдклифф, имеющей двойное гражданство – Ирана и Великобритании и отбывающей срок в печально знаменитой тегеранской тюрьме Эвин, и уже уведомил ее об этом. Никакие детали нового обвинения не раскрываются, хотя сообщается, что Н.Загери-Рэдклифф  изучает материалы нового следственного дела.

Как мы уже писали на сайте ИБВ (Коронавирус в Иране и судьба узников с двойным гражданством. Iimes.ru, 3 апреля, 2020), эта женщина является сотрудницей Thomson Reuters Foundation (благотворительного подразделения Thomson Reuters, организующего при поддержке Фонда Рокфеллера различные крупномасштабные опросы). В Лондоне ее давно ждут супруг и подрастающая без матери малолетняя дочь. История с Назанин тянется уже более пяти лет, и уже смогла существенно осложнить и так уже далеко не безоблачные ирано-британские отношения. Трагичным для Назанин оказался прилет в мае 2015 г. в Тегеранский международный аэропорт имени имама Рухоллы Хомейни. Цель была одна — навестить свою заболевшую мать. Однако неожиданно в аэропорту ее задержали и вменили в вину участие в антиправительственной деятельности. Это выражалось, среди всего прочего, «в стремлении «мягким путем» изменить    существующий в Иране режим». Дело сразу же приняло серьезный оборот и к освобождению Назанин Загери-Рэтклифф подключилась даже тогдашний британский премьер-министр Тереза Мэй, которая заявила в телефонной беседе с президентом Ирана Хасаном Роухани, что дипломатическое решение вопроса освобождения Н.Загери-Рэтклифф важно для укрепления британо-иранских отношений.  Однако судебная машина  быстро набирала обороты,  и вскоре   иранский суд  приговорил британку иранского происхождения к 5 годам тюрьмы, хотя она решительно отвергла все предъявленные ей обвинения. Несмотря на это в декабре того же года женщина снова предстала перед судом, где ей были предъявлены новые обвинения в шпионаже. Затем состоялось еще одно заседание суда, где Назанин вменили в вину новые не менее тяжкие правонарушения. Аналитики уже не раз писали, что речь идет о заурядных политических торгах.  Это подтверждается тем, что в СМИ фигурировала информация о том, что за освобождение своей гражданки  Лондон выплатит Ирану порядка 450 млн евро с ранее замороженных в британских банках иранских авуаров. Официально в обеих столицах дезавуировали такой поворот дела. Появилась даже нота иранского МИДа, утверждавшая, что возврат долга британским правительством Ирану абсолютно не связан с делом  Н.Загери-Рэтклифф.  К делу подключался и нынешний глава британского правительства Борис Джонсон.   В ходе визита в Тегеран еще в ранге главы МИД он встречался с президентом страны Х.Роухани , и главной темой было освобождение британской узницы тюрьмы Эвин. Однако, это не помогло. Более того, в дни, когда в Тегеране находился Б.Джонсон, в конце 2017 г., Н.Загери-Рэтклифф были  предъявлены новые обвинения в шпионаже с увеличением срока заключения в тюрьме до 10 лет.

Вернемся, однако, в день сегодняшний. В сообщении иранского ТВ, между тем, сказано, что новое дело против этой женщины «шьется» в то время, когда Великобритания признала долг Ирану по Договору о поставке танков марки «Чифтэн»,  так или иначе связанному  с процессом  вокруг Н.Загери-Рэдклифф  . По этому поводу высказалось и британское издание The Guardian, сообщившее о том, что министр обороны Великобритании Бен Уоллес  в своем письме адвокатам по делу Н.Загери-Рэдклифф  впервые признал наличие такого долга в размере примерно 400 млн  фунтов стерлингов в связи с поставкой его страной танков Ирану во времена последнего шаха Мохаммада-Резы Пехлеви. Министр заверил адвокатов Н.Загери-Рэдклифф, что его страна  использует все возможности для оплаты этого долга. В некоторых СМИ интерпретировали его слова таким образом, что  Великобритания ищет способы решения проблемы возврата  этого долга.

В этой связи аналитики высказывают мнение, что имеется вероятность выплаты в самое ближайшее время долга Великобритании.  По условиям того договора, Иран оплатил в 1970-е гг. поставки танков модификации «Чифтэн», но в связи с приходом в 1979 г. в Иране к власти исламистов, танки так и не были переданы в полном объеме купившей их стране. В этой связи СМИ задаются вопросом насколько реальна ситуация, когда Великобритания на деле последует примеру США в период президентства Б.Обамы, когда Вашингтон вернул Тегерану долг по поставкам вооружений, купленных тоже в годы правления последнего иранского шаха?

Между тем, Министерство обороны Ирана решительно отвергает наличие какой-либо связи между долгом по военным поставкам времен иранского шаха  и арестом и задержанием Назанин Загери-Рэдклифф. В опубликованном на днях заявлении оборонного ведомства ИРИ обращено внимание на то, что задолженность  подтверждена решения международного суда, основанного на независимом судебном деле, которое «не имеет ничего общего с освобождением заключенного или другим вопросом». Как сообщило в публикации в иранском издании «Джаван» иранское военное ведомство, решение о возврате долга Великобритании Ирану возникло задолго до появления дела Н.Загери-Рэдклифф  и ее осуждения иранскими юридическими инстанциями. Издание пишет, что в Иране надеются, что Лондон со всей серьезностью отнесется    к этому делу, и реализует его подобающим образом.  Однако The Guardian напрямую и без обиняков связывает выплату долга 40-летней давности с освобождением  узницы тюрьмы Эвин. Более того, издание пишет, что выплата долга непременно приведет к выходу узницы из заточения.  При этом ни одна из двух стран не заявила об этом официально.  Хотя на уровне судебных заседаний подобное звучало. По данным СМИ, несколько лет назад об этом однозначно заявил подсудимой один из судей, рассматривавших дело  на открытом заседании. Из его слов следовало, что пока Лондон не вернет долг ИРИ, ни о каком освобождении и речи не идет. Об этом же не раз заявлял Ричард Рэдклифф, супруг Назанин, считавший , что для освобождения его жены необходимо урегулировать долговые претензии между ИРИ и Великобританией.  Дело это не совсем простое, ведь сюда входят не только стоимость недопоставленной техники. Минобороны Ирана в своем заявлении  информировало Лондон о том, что «сумма этого долга будет «пропорциональна времени платежа и рассчитана с учетом соответствующей основной суммы долга и процентов». Вот почему, одновременно с продвижением вопросов выплаты долгов, иранцы продолжают предъявлять новые обвинения Н.Загери-Рэтклифф. Совершенно ясно, что в Иране судебные решения всегда связаны с политическими. Дело нынешней узницы являются частью политического торга, заставляющего   Лондон занимать более выгодную Ирану позицию во всем, что касается хода выполнения Договора СВПД и недопущения его развала, минимизации санкционного прессинга.