- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Расходы на преодоление последствий кризиса COVID-19 в Израиле превысят все доходы государства от добычи газа

Как отмечает экономическое издание The Marker расходы государства на борьбу с коронавирусом и вызванный им кризис в 2020-21 гг. превысят все доходы от газовой индустрии в обозримом будущем. По мнению издания это стало ясно после заседания комиссии в Кнессете по обсуждению ситуации в Национальном Фонде, созванной главой специальной комиссии по надзору за нефтегазовыми доходами государства депутатом Ави Дихтерем.

В середине июля министр по стратегическим вопросам Орит Фаркаш-Акоэн сделал Дихтеру запрос о том, как могло случиться, что этот фонд не наполняется много лет. Как отмечалось ранее ( см. «Об израильский фонде по аккумулированию прибыли от газовых месторождений» от 26 июля, 2020) с момента создания Фонда прошло почти десять лет, за это время были открыты и введены в строй новые газовые месторождения на израильском шельфе и  израильский газ начал регулярно поступать не только на большинство крупнейших предприятий страны, но и за рубеж в Иорданию и Египет. За эти годы, практически постоянно Министерство энергетики отчитывалось о получении прибыли от газовых компаний в размере от 0.8 до 1,0 млрд шекелей ежегодно. Однако, как выяснилось, длительный конфликт между газовыми компаниями и Налоговым управлением привел к тому, что специальный фонд, созданный для накопления доходов от эксплуатации природных богатств страны, не наполняется много лет. По сведениям агентства Ynet в фонде сегодня есть всего 450 млн шекелей и это через 7 лет после начала промышленной добычи газа на месторождении «Тамар».

Фактически фонд вообще не оправдывает свое назначение и в этой связи, глава комиссии Ави Дихтер заявил, что намерен провести консультации по управлению газовым фондом с новыми друзьями Израиля Эмиратами, где существует подобный фонд. Ави Дихтер, намеревается получить информацию об управлении национальными прибылями от энергетического бизнеса  и в этой связи  обратился в МИД с просьбой о визите в ОАЭ. Возможно это очень долгожданная инициатива и важно развивать отношения с ОАЭ, а также думать о том, что делать с ожидаемой прибылью Израиля от эксплуатации газовых месторождений.

Проблема в том, что, согласно прогнозам прибыли от добычи газа в Израиле есть, а  богатства нет и то, что есть, тратится безответственно. Поэтому те, кто присутствовал на обсуждениях комитета и был знаком с презентацией Йоси Абу, генерального директора компании Delek Drilling, могли сделать вывод, что Дихтеру не следует спешить в ОАЭ, чтобы узнать, как управлять фондами благосостояния.

На заседании комиссии выступил гендиректор компании Delek Drilling, совладелицы газовых месторождений «Тамар» и «Левиафан». Он привел расчеты компании, согласно которым до 2064 года государство получит от них в нынешних ценах 146,3 млрд шекелей, из которых концессионных выплат 32,5 млрд, налог 27,5 млрд и «налог Шишански» 86,3 млрд. Однако, все, что получит страна за 44 года всего на 11 млрд больше, чем сумма потраченная государством в 2020 году в рамках борьбы с пандемией коронавируса.

Члены Кнессета, возможно, были впечатлены этими суммами, но стоит учесть их пропорциональность — особенно во времена кризиса COVID-19, когда миллиарды шекелей тратиться практически ежедневно.  Есть много вещей, которые можно сделать с помощью 146 млрд шекелей за 44 года, но чтобы понять, насколько ничтожен вклад в государственную казну, в любом случае, возможно, стоит определиться с путями решения проблем вызванных коронавирусом.

В конце концов, государство вернется к гражданам, чтобы восполнить опустевшую казну и дефицит бюджета величиной в 14% ВВП. Это выразится в повышении налогов, отмене различных освобождений от налогов и сокращении услуг государства населению. Утешать может лишь то, что это глобальный кризис и те же процессы происходят во всех странах без исключения

Государство с самого начала кризиса выделяет на его борьбу с COVID-19 огромные суммы,  выплачивая пособия по безработице сотням тысяч людей, предоставляя гранты предприятиям и населению, увеличивая бюджет здравоохранения и предоставляет гарантии по ссудам предприятиям. Стоимость его планов антикризисного управления в 2020 году составляет 135 млрд шекелей, включая 80 млрд шекелей наличными, а остальное — в виде гарантий по кредитам. В 2021 году расходы по кризису COVID-19, по неокончательным данным, составят не менее 40 млрд шекелей. Таким образом, пандемия обойдется государству, как минимум, в 175 млрд шекелей и с лихвой поглотит все доходы от добычи газа.

Другими словами, в течение двух лет государство будет тратить незапланированные суммы на борьбу с коронавирусом, которые превышают текущую стоимость всех его доходов от газовых месторождений «Тамар» и «Левиафана» в течение всего срока их эксплуатации.

Кризис COVID-19 — это глобальное событие, которое требует огромных экономических затрат во всех странах, и Израиль не является исключением. Неясно, когда будет найдена вакцина от коронавируса, и никто не знает сколько еще ресурсов потребуется для устранения последствий пандемии для здоровья и экономики. Ясно то, что это очень дорогостоящий кризис, которого мы никогда раньше не знали.

Стоит отметить, что с момента начала кризиса правительство приняло решения по незапланированным тратам, нарушая все парадигмы, в соответствии с которыми оно действовало в течение последних двух десятилетий. Возможно это было сделано правильно, потому что без помощи и первой помощи в стране был бы тяжелый экономический и социальный кризис. Что правительство еще не сделало, так это подумать о послезавтра. Как восстанавливать экономику и как расплачиваться с большими долгами?

Хотя Дихтер хочет узнать, что сделали в ОАЭ для управления своей прибылью от добычи газа и нефти, но Израилю не нужна эта помощь по той простой причине, что, согласно текущему прогнозу доходов от газового бизнеса нет. После того, как государство потратит не менее 120 млрд шекелей напрямую на финансирование негативных последствий кризиса COVID-19 и увеличит свой долг, ему понадобятся источники для финансирования этого долга. Мысль о том, чтобы управлять прибылью от добычи газа отдельно, стала неуместной в возникших обстоятельствах.

Во-первых, это небольшие деньги: точно так же, как открытие газа принесло Израилю неожиданный доход, кризис COVID-19 привел к неожиданным расходам. Во-вторых, компенсируя расходы на преодоление последствий кризиса COVID-19, страна останется без прибыли от добычи газа — и даже с убытком, учитывая, что этот кризис еще не закончился.

Как отмечали журналисты,  приятно поехать в ОАЭ, создать фонд благосостояния и обсудить то чего нет. В итоге немногое осталось от фантазии о сотнях миллиардов шекелей, которые поступят в государственную казну от добычи газа, и учитывая длительность этих проектов, это не является значительным добавлением к доходам государства, что оставляет много вопросов по поводу поведения государства в газовой истории.

Разумна ли доля государства в эксплуатации газовых месторождений? Насколько население страны получает удовлетворение от газовых открытий в качестве потребителя электроэнергии и налогоплательщика? И почему открытия газовых месторождений до сих пор не стали толчком для роста израильской экономики, а многие промышленные предприятия, которым нужна дешевая и чистая энергия, не подключены к этим месторождениям? Поэтому прежде чем Дихтер отправится в ОАЭ чтобы выяснить, что делать с газовой прибылью, лучше сначала ответить на эти вопросы.