- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Ситуация в Ливии: август 2020 г.

1 августа ОАЭ призвали Турцию прекратить «вмешиваться» в дела арабских стран через призму «колониальной» логики. Таким образом Эмираты отреагировали на прозвучавшее накануне заявление министра национальной обороны Турции Хулуси Акара, осудившего действия ОАЭ в Ливии. Там две страны поддерживают противоположные лагеря: Турция и Катар – Правительство национального согласия (ПНС), в вооруженных формированиях которого сильны позиции «Братьев-мусульман», ОАЭ и Египет – Ливийскую национальную армию (ЛНА) с восточным правительством и международно признанным парламентом. Х.Акар пообещал также «свести счеты» с ОАЭ. Эта угроза прозвучала в интервью турецкого министра катарскому телеканалу «Аль-Джазира». «Необходимо спросить у Абу-Даби, откуда исходит эта враждебность, эти пагубные намерения, эта ревность?», — задал вопросы Х.Акар.

Эти заявления прозвучали на фоне роста напряженности между странами, вовлеченными в конфликт в Ливии. Турецкая военная поддержка стала решающей для сил ПНС, которые сначала смогли отразить начатое в апреле 2019 г. наступление ЛНА на Триполи, а затем восстановить контроль над северо-западом Ливии. По состоянию на начало августа на фронте, стабилизировавшемся у линии Сирт – Аль-Джуфра, наблюдалось относительное затишье.

5 августа в Триполи побывал министр обороны Италии Лоренцо Гуэрини. Заявленной целью визита было «укрепление сотрудничества» между Римом и ПНС. Как сообщило МИД Италии, Л.Гуэрини встретился с главой ПНС Фаизом Сарраджем. По итогам переговоров стороны подтвердили «их взаимное стремление укреплять сотрудничество между ними в области обороны» с тем, чтобы позволить сделать «качественный скачок в отношениях» между двумя странами. Ранее Италия неоднократно требовала прекратить иностранное военное вмешательство в Ливии. В практической сфере предполагается, что Италия поможет ПНС в вопросах разминирования и военной медицины. Существуют также планы оказания помощи со стороны Италии в вопросах подготовки ливийских военных кадров.

6 августа в Триполи побывали главы МИД Турции и Мальты. Как признал М.Чавушоглу на встрече с прессой, на тот момент на линии соприкосновения сторон «хотя официально не задекларирован режим прекращения огня, там царит тишина». Он вновь озвучил позицию Анкары и Триполи, согласно которым говорить о долгосрочном режиме прекращения огня можно будет только после установления контроля силами ПНС над Сиртом и Аль-Джуфрой. Понятно, что это неприемлемо для ЛНА и поддерживающих ее стран.

В раздельном коммюнике ПНС сообщило, что в ходе переговоров с главой МИД Мальты обсуждался вопрос перспектив возобновления воздушного сообщения между Ливией и островом.

6 августа Вашингтон в очередной раз призвал к политическому урегулированию гражданской войны в Ливии. Он же ввел санкции против ливийцев, подозреваемых в подогревании конфликта через незаконную торговлю нефтью и наркотиками. Соответствующие заявления были сделаны в ходе телефонного разговора между госсекретарем США Майком Помпео и главой МИД АРЕ Самехом Шукри. Египет является одним из главных покровителей Х.Хафтара.

Что касается санкций американского казначейства, то под них попали ливиец Фейсал аль-Вади, два его подельника и базирующаяся на Мальте компания Alwefaq Ltd. Они обвиняются в незаконной торговле нефтепродуктами и наркотиками через Мальту в Европу. «Контроль за контрабандными маршрутами, районами нефтедобычи и нефтяными терминалами – это ключевой мотор конфликта в Ливии», — отмечалось в коммюнике казначейства.

17 августа в Триполи побывал глава МИД Германии Хейко Маас. Там он предостерег против «ошибочного спокойствия», которое на тот момент царило в Ливии. По его оценке, «две стороны (конфликта) и их зарубежные союзники продолжают отправлять оружие в страну, и не собираются отказываться от их позиций относительно установления долгосрочного режима прекращения огня». Он высказался в поддержку создания вокруг Сирта «демилитаризованной зоны» с тем, чтобы найти «пути выхода из этой опасной ситуации». По его словам, он обсудил эту тему с Ф.Сарраджем и главой МВД Ливии Фатхи Башагой.

Из Триполи глава МИД Германии отправился в ОАЭ, которые, по его оценке, «имеют влияние на генерала Х.Хафтара».

Со своей стороны глава МИД Ливии вновь отверг военно-морскую миссию Евросоюза «Ирини», призванную уважать эмбарго на поставки оружия в Ливию. Она, по его оценке, «направлена только против ПНС с тем, чтобы лишить его помощи для противостояния агрессии». Подобная реакция понятна: ПНС получает помощь от Турции главным образом морским путем, в то время как ЛНА по воздуху и по земле.

18 августа стало понятно, что в Ливии на стороне ПНС будут воевать не только турецкие военные и бойцы сирийских протурецких формирований, но и военные «советники» из Катара. Как объявил в тот день в Триполи заместитель министра обороны Ливии Салах ан-Намруш, соответствующее соглашение было подписано между Катаром и ПНС с тем, чтобы усилить боевые возможности последнего. Кроме того, достигнута трехсторонняя договоренность о создании в Ливии военного училища.

19 августа представители ЛНА объявили о снятии блокады с нефтепромыслов и нефтетерминалов, установленной несколькими месяцами ранее. Это решение позволило возобновить экспорт ливийских углеводородов. В документе утверждалось, что речь шла только о запасах углеводородов, созданных на местах для удовлетворения внутреннего спроса.

Сторонники Х.Хафтара блокировали прибрежные нефтяные терминалы 17 января.

20 августа Международный Комитет Красного Креста (МККК) предупредил, что несмотря на определенную изоляцию Ливии от внешнего мира там очень быстро распространяется коронавирус – менее чем за 2 месяца число заболевших выросло с 570 случаев до более чем 9 тысяч.

21 августа враждующие в Ливии стороны раздельно объявили о предстоящих в ближайшее время в стране всеобщих выборах и прекращении боевых действий. Это «согласие» приветствовала ООН. Согласно коммюнике Президентского совета и ПНС, Ф.Саррадж призвал к проведению «президентских и парламентских выборов в марте». Со своей стороны спикер международно признанного парламента Акила Салех Иса объявил о предстоящих выборах без уточнения их даты. При этом он потребовал от «всех сторон» соблюдения «режима прекращения огня и прекращения боевых действий на всей территории Ливии».

Главным отличием двух коммюнике было то, что в документе ПНС говорилось о прекращении огня при условии создания демилитаризованных зон в районах Сирта и Аль-Джуфры, в документе «восточных» не было никакого упоминания о таких зонах, зато предлагалось сделать Сирт местом нахождения будущего правительства.

Сразу после появления этих двух коммюнике их приветствовал президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси. «Я приветствую заявления Президентского совета и Палаты представителей, призывающие к прекращению огня и военных операций на всей территории Ливии», — сказал он.

Эти достаточно неожиданные коммюнике последовали вслед за визитами в Ливию в предыдущие недели нескольких высокопоставленных иностранных фигур. Они стали первой – пусть и не прямой – политической договоренностью после Схиратских (Марокко) соглашений 2015 г., на основании которых было сформировано ПНС. Согласно этим договоренностям, ПНС было бы законным после утверждения парламентом, однако последний не сделал этого.

Похоже, коммюнике Акилы Салеха Исы раскололо лагерь «восточных». Уже 24 августа представитель ЛНА Ахмад аль-Месмари подверг критике оба документа, назвав их «сделанными для прессы». Одновременно он обвинил ПНС в подготовке нового наступления. Демонстрируя карту региона Сирта, где фронт стабилизировался ранее, А.аль-Месмари утверждал, что «силы ПНс готовятся атаковать наши позиции в Сирте и Аль-Джуфре с тем, чтобы затем продвинуться в район «нефтяного полумесяца», где находятся основные нефтеэкспортные терминалы». Уже через несколько часов в интервью одному из саудовских телеканалов он «откорректировал стрельбу», заявив, что ЛНА не отвергает прекращение огня.

23 августа в Триполи случилось небывалое ранее – мирная манифестация жителей столицы против ухудшения условий жизни. На нее нервно отреагировали поддерживающие ПНС и относящиеся к МВД бригады бывших повстанцев, бойцы которых похитили нескольких активистов. Они же открыли огонь по участникам шествия, ранив нескольких человек. По данным ПНС, в Триполи имели место некие «столкновения». Тем не менее уже 25 августа на улицы столицы вновь вышли несколько сотен человек с теми же требованиями. 26 августа боевики ПНС вновь открыли огонь по участникам шествия.

27 августа ПНС ужесточило тон, пытаясь не допустить новых антиправительственных шествий. МВД пригрозило прибегнуть к силе, чтобы защитить участников шествий при том, что в них стреляли боевики из бригад, относящихся к этому ведомству. Это в очередной раз продемонстрировало хаос, царящий в Триполи.

В связи с этой неразберихой 28 августа глава ПНС временно отстранил от должности главу МВД Ливии Ф.Башагу. В ходе объявленного расследования он должен ответить за все – и за разрешения на манифестации, а за меры по обеспечению их безопасности, и самое смешное – за совершенные «акты насилия», типа – сам разрешил, сам и расстрелял, причем трижды. Ф.Башага подчинился решению Ф.Сарраджа. Тем не менее он потребовал, чтобы его допрос был публичным и проходил в прямом эфире. При этом он утверждал, что открывшие огонь по манифестантам группы не имели отношения к МВД. В момент объявления об отстранении от должности глава МВД Ливии находился с визитом в Турции.

На фоне манифестаций глава ПНС 29 августа сменил министра обороны и начальника генштаба при том, что у Триполи нет армии, а ПНС поддерживают главным образом исламистские формирования, наследники бригад бывших «повстанцев», свергавших при содействии США и Запада режим Каддафи. Двумя отдельными указами Ф.Саррадж назначил на пост министра обороны полковника Салахэддина ан-Намруша, на пост главы генштаба – Мухамада Али аль-Хаддада с одновременным присвоением последнему звания «генерал-майор».

До этого дня С.ан-Намруш занимал пост заместителя министра обороны. Должность министра была вакантна с 2018 г.

Генерал аль-Хаддад ранее командовал центральной военной зоной. Про него известно, что он выходец из Мисураты (200 км к востоку от Триполи). Мисуратские бригады воюют против ЛНА на стороне ПНС.

В целом, представляется нереалистичным провести какие-либо выборы в Ливии, когда страна разделена на две части, поэтому рассчитывать на них вряд ли стоит, да и вряд ли кто из сторон конфликта верит в это. Указанные коммюнике, как представляется, появились только для того, чтобы создать их авторам определенный международный имидж.