- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Обсуждение израильско-иранского конфликта на Герцлийской конференции. Часть 1

Институт политики и стратегии (Institute for Policy and Strategy, IPS) при Междисциплинарном центре Герцлия 10 сентября 2020 года провел международную онлайн конференцию на тему «Израиль в эпоху кризисов: куда мы движемся?» в рамках ежегодной Герцлийской конференции. Одна из ключевых рассматриваемых проблем – конфликт между Израилем и Ираном, а также вероятность того, что еврейское государство останется в одиночестве перед лицом иранской угрозы. Для дискуссии были обозначены следующие вопросы: Как можно прервать развитие иранской ядерной программы? Могут ли загадочные взрывы в Иране решить ядерную проблему, и как на это ответит Иран? Как можно трансформировать в стратегические успехи давление на Иран? Являются ли президентские выборы в США поворотным моментом в израильско-иранском противостоянии? Находятся ли Иран и Израиль на пути к столкновению?

В обсуждении приняли участие израильские и американские эксперты: — генерал-майор Амос Гилад, исполнительный директор Института политики и стратегии при МДЦ Герцлия;

— д-р Раз Зимт, научный сотрудник и редактор выпуска «В центре внимания Иран» (Spotlight on Iran) Института исследований национальной безопасности (INSS) при Тель-Авивском университете;

— полковник Уди Эвенталь, старший научный сотрудник IPS;

— генерал Дэвид Петреус, партнер и председатель Глобального института KKR (группа занимается обеспечением грамотного инвестирования за счет лучшего понимания мира), экс-директор ЦРУ, бывший командующий Международными силами содействия безопасности (ISAF) и командующий войсками США в Афганистане (USFOR-A), 10-й командующий Центральным командованием США (USCENTCOM) и др.

В начале дискуссии У.Эвенталь отметил феномен – события, которые оказывают особое влияние на израильско-иранское противостояние, происходят за пределами этих стран. Речь идет, прежде всего, о предстоящих президентских выборах в США. Все ожидают результатов американских выборов, включая Иран, который, несмотря на серьезные внутренние проблемы, пока не идет на переговоры с США.

По мнению Р.Зимта, даже в случае победы Джо Байдена трудно будет заставить верховного лидера Ирана Али Хаменеи возобновить переговоры. Вне зависимости от того, кто станет следующим президентом США, иранцы вряд ли на них пойдут без уступок со стороны американцев. В любом случае, одним из условий их проведения является то, что они не должны быть двусторонними, а в формате 5+ 1 (пять постоянных членов СБ ООН плюс Германия). Другое условие – предварительное снятие санкций. Р.Зимт полагает, что даже если США позволят Европе открыть Ирану кредитные линии и закупать некоторое количество иранской нефти – это поможет Тегерану возобновить переговоры. В любом случае, между президентскими выборами в США в ноябре 2020 года и иранскими выборами в июне 2021 года недостаточно времени для заключения нового соглашения. В таких условиях, считает израильский эксперт, оптимистичным сценарием стало бы прекращение эскалации напряженности благодаря началу диалога между Тегераном и Вашингтоном[i] [1].

Исходя из того, что в Израиле рассматривают Иран в качестве экзистенциальной угрозы, А.Гилад спросил Д.Петреуса, как, по его мнению, еврейское государство может справиться с иранской проблемой. По словам американского генерала, «Иран хочет установить гегемонию над шиитским полумесяцем (территорией, включающей Иран, Сирию, Ирак, Ливан и «Хизбаллу») и ливанизировать часть стран, как они это сделали с Ираком». «Иранцы обладают силой на улицах Ливана и в политическом пространстве посредством представительства в парламенте страны проиранских фракций и возможности ветировать определенные решения. Различными способами они пытаются достичь того же самого и в Ираке, поддерживая вооруженные отряды и взаимодействуя с политическими партиями».

По словам генерала, «убийство Касема Сулеймани [командующего «Аль-Кудс», спецподразделения иранского Корпуса стражей исламской революции] существенно отбросило иранцев назад». Д.Петреус напомнил, что в 2008 году К.Сулеймани через тогдашнего президента Ирака послал ему сообщение, которое заключалось в том, что именно он, К.Сулеймани, уполномочен вести иранскую политику в отношении Ирака, Афганистана, Сирии, Ливана и сектора Газа, а не различные официальные представители Министерства иностранных дел Ирана. Поэтому, говорит Д.Петреус, «его убийство позволило в значительной степени восстановить силы и средства сдерживания Ирана, по крайней мере, в его действиях против американских военных в регионе и их союзников, таких как Саудовская Аравия». Ядерные устремления Ирана и его усилия по развитию ракетной программы сильно беспокоят США, страны Персидского залива и Израиль. Все, что они могут сделать – постараться предотвратить, прежде всего, получение Ираном ядерного оружия.

Что касается Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), заключенного с Ираном в 2015 году, о его достоинствах и недостатках, по словам Д.Петреуса, можно спорить. Но он напомнил, что и в ЦАХАЛе тогда считали, что «ядерная сделка» повысит уровень безопасности Израиля как минимум на 10 лет. По его мнению, наряду с позитивными моментами соглашения были и бесспорно отрицательные, как, например, его временные рамки. Необходимо как минимум найти механизм продления действия ограничений, наложенных на развитие иранской ядерной программы, что будет не просто. К тому же на потенциальных переговорах нужно будет обозначить сокращение ракетного арсенала Ирана, его враждебной деятельности в регионе. В этом направлении, полагает Д.Петреус, США уже многое сделали, например, возобновили санкции против Ирана. Хотя реализация такой политики осложняется позицией ряда стран, которые пытаются обойти антииранские санкции или вовсе их игнорировать.

По мнению А.Гилада, «убийство Касема Сулеймани было совершено слишком поздно, точно также как и его «младшего брата» Имада Мугние [высокопоставленного члена ливанской «Хизбаллы»]. Он вообще предположил, что лучшим решением проблемы стал бы крах «этого ужасного [иранского] режима». Потому что, по его словам, с октября Россия и Китай будут поставлять иранцам современное оружие, тогда как они не прекратили свои усилия в отношении Сирии и «так называемого Ливана, который, скорее, является Хизбалластаном». В этой связи А.Гилад попросил Д.Петреуса поделиться соображениями относительно того, что, по его мнению, можно сделать с иранцами, пока они не превратились в реальную экзистенциальную угрозу, по крайней мере, для Израиля.

По словам Д.Петреуса, для ответа на данный вопрос необходимо определиться с двумя подвопросами – могут ли США в принципе сменять режимы и что для этого необходимо? Он напомнил о скорее неудачной смене режима в Ливии, что он назвал «абсолютным бардаком», в Сирии, о критике американских действий в Афганистане и Ираке, а также в других местах. Он считает, что предпринимаемые действия подобного рода сопряжены с большим количеством неизвестных, которые не всегда приводят к желаемым результатам. Другое дело, когда речь идет о военных операциях, направленных на лишение той или иной стороны возможности развивать ядерную программу. В любом случае, Д.Петреус не думает, что лидеры стран, и даже в самих США, решатся на свержение иранского режима, если, конечно, Тегеран не совершит таких вопиющих действий,  после которых для всех станет очевидна безальтернативность принятия кардинальных мер.

Рассуждая о возможном развитии ситуации на Ближнем Востоке и перспектив региона, Д.Петреус хотел бы посоветовать президенту США никогда впредь не объявлять о победе и поддерживать обоснованную и продолжительную активность там, где это необходимо для реализации национальных интересов США. По мнению генерала, США по большому счету удалось достичь в регионе баланса в соотношении человеческих жертв и материальных затрат. В Ираке, например, американским военным, по его словам, удалось помочь Ираку справиться с «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России); в Сирии они также решили задачу достаточно умеренным количеством воинского контингента. Америка со времен администрации Барака Обамы сосредотачивается на Азиатско-тихоокеанском регионе, «за которым будущее, поэтому США должны сконцентрировать свои силы там».

Д.Петреус полагает, что США по-прежнему будут сталкиваться с серьезными вызовами на Ближнем Востоке, несмотря на то, что американцы больше не нуждаются в ближневосточной нефти в таких объемах, как это было в прошлые десятилетия. Тем не менее, важным национальным интересом США является обеспечение свободных поставок энергоресурсов из Персидского залива в Европу, Южную Азию (Индию) и другие места.

Ближний Восток по-прежнему остается одним из эпицентров нестабильности и, по словам Д.Петреуса, не существует альтернативы США в качестве лидера в этом регионе, поэтому Вашингтон должен поддерживать свой статус в сотрудничестве с партнерами и союзниками по коалиции.

Наконец, А.Гилад попросил Д.Петреуса сделать рекомендации Израилю относительно следующего президента США, будь то Д.Трамп или Д.Байден. Американский генерал заверил, что в его стране существует двухпартийная приверженность еврейскому государству. Он напомнил, что Джо Байден был вице-президентом в администрации США, выделившей Израилю огромные суммы в рамках американской помощи в сфере безопасности, чем израильское руководство пользуется до сих пор. В настоящее время заключен договор между Израилем, ОАЭ и Бахрейном, что также является весьма позитивным развитием ситуации. В любом случае, «США для Израиля – самый лучший друг, обладающий самыми большими ресурсами, и это подтверждается историей», – говорит он. Даже в период политических разногласий между двумя странами, военные и спецслужбы США и Израиля всегда находились в тесном взаимодействии и совместно решали важные задачи. По его словам, независимо от того, какая администрация займет Белый дом после выборов в ноябре 2020 года, США всегда будут поддерживать Израиль[ii] [2].

Исходя из вышесказанного, отвечая на ключевой вопрос дискуссии – останется ли Израиль один на один с Ираном? – Д.Петреус уверенно отрицает развитие ситуации по такому сценарию.

[i] [3] The Israeli-Iranian Conflict: Will Israel Be Left Alone? | Teads Together (part 1) // IPS-IDC Herzliya — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/events/vod-online%202020/udi-raz1vod.aspx

[ii] [4] Coping with the Iranian Challenge // IPS-IDC Herzliya — https://www.idc.ac.il/en/research/ips/pages/events/vod-online%202020/david-h—petraeusvod.aspx