- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Военно-политическая обстановка в Ираке (июнь 2008 года)

В июне 2008 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной. Несмотря на достигнутые значительные положительные сдвиги, ситуация в сфере безопасности все еще далека от реальной стабильности. По-прежнему нет серьезных подвижек в процессе достижения национального примирения и согласия в стране. На внешнеполитической арене в прошедшем месяце иракское руководство главное внимание уделяло подготовке долгосрочного договора о стратегическом партнерстве с США и соглашению о будущем статусе пребывания американских войск на территории Ирака.

Жесткую оценку перспектив развития иракской ситуации дал в июне начальник генштаба ВС Турции генерал Я. Бююканыт, заявивший, что «невозможность обеспечения стабильности в Ираке влияет на соседние страны. Нынешнее положение дел в этом государстве не вселяет надежды. Страна движется к распаду, что означает новые столкновения в регионе».

Положение дел в сфере безопасности в июне в целом оставалось сложным, а в некоторых районах страны – напряженным. В различных районах Ирака продолжали совершаться теракты, вооруженные нападения, другие насильственные действия. Число иракцев, погибших от различных видов насилия, составило в июне 509 человек (в мае 563 человека).

Иракские правительственные армия и полиция при широкой и активной поддержке ВС США продолжали проводить операции против боевиков незаконных вооруженных формирований, главным образом на юге страны. Причем в большинстве случаев боевики шиитской «Армии Махди», подчиняющейся радикальному имаму М. ас-Садру, не оказывали сопротивления, «растворяясь» среди местных жителей. Представитель М. ас-Садра сообщил 13 июня, что лишь небольшая часть боевиков «Армии Махди» продолжит сражаться против американских оккупационных войск, в то время как основная масса должна сложить оружия и «будет оказывать противодействие культурному, социальному и религиозному влиянию Запада», занимаясь деятельностью, «далекой от военной». При этом было особо подчеркнуто, что сторонники ас-Садра намерены применять оружие только против оккупантов. По оценке иракских спецслужб, «Армия Махди» превращается в «секретную военную организацию». В то же время американское военное командование полагает, что существует прямая связь между боевиками «Армии Махди» и шиитскими т. н. «специальными группами», действующими при поддержке Ирана, а сам М. ас-Садр проводит двойную политику: пытается сохранить подконтрольные ему боевые формирования, но при этом не вступать в прямую вооруженную конфронтацию с правительством Н. аль-Малики, которое опирается на прямую военную поддержку США.

Американские военные руководители и представители вашингтонской администрации считают, что достигнутые в последние несколько месяцев существенные позитивные изменения в сфере безопасности в Ираке, все еще остаются «уязвимыми» и «хрупкими». И целый ряд крупных терактов, совершенных в июне в Багдаде и некоторых других местах, подтверждают это. В данной ситуации, по мнению представителей США, иракское правительство во главе с Н. аль-Малики «должно принять решительные меры, чтобы закрепить достигнутое».

В июне наиболее крупными очагами напряженности, как и прежде, оставались северные и северо-восточные районы Ирака (провинции Найнава с центром в Мосуле, Эт-Таамим (г. Киркук), Дияла (г. Баакуба). Причем наиболее сложная ситуация сохраняется в провинции Дияла, где регулярно происходят вооруженные столкновения войск США и иракских сил безопасности с местными боевиками, часто совершаются теракты. Напряженностью продолжает характеризоваться обстановка в крупнейшем городе севера страны — Мосуле, хотя там совсем недавно была проведена крупная и широко разрекламированная правительством операция против боевиков иракского филиала «Аль-Каиды». Причем власти объявили, что она завершилась успешно, а противнику нанесен очень серьезный урон. Теракты и вооруженные нападения продолжают регулярно совершаться и в западной провинции Анбар.

В июне на севере, в центре и на западе страны вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Тикрит, Самарра, Балад, Хувейджа, Талль-Афар, Эш-Шаркат, Эд-Дулулуйия, Эт-Тармия, Хит, Бухриз, Эль-Карма, Эд-Даура, Эль-Хадра, Вардия, Рамади, Туз-Хурмату, Эт-Таджи, Панджвин, Кара-Таппа, Эс-Саадия, Эль-Азизия и в ряде других мест.

Обстановка в Багдаде все еще далека от стабильной. В городе регулярно происходят вооруженные нападения, теракты, обстрелы, другие насильственные действия. 17 июня в шиитском районе столицы был совершен крупнейший за последние три месяца теракт, в результате которого погибли 63 и получили ранения более 75 человек.

Возведенные по инициативе американцев «стены безопасности» между шиитскими и суннитскими кварталами Багдада привели к уменьшению числа вооруженных нападений и похищений людей, но одновременно создали для горожан значительные трудности: выросли цены на продукты питания и жилье, серьезно затруднены перемещения людей и транспорта, многие багдадцы заявляют, что чувствуют себя «как в тюрьме».

В июне более спокойной сохранялась обстановка в бывшем т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада. Тем не менее, вооруженные столкновения и другие насильственные действия имели место в районе городов Эль-Искандерийя и Эль-Юсифийя.

На юге Ирака в минувшем месяце вооруженные столкновения и нападения, теракты, другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эн-Насирия, Эн-Нуумания, Махавил, Амара, Сук-эш-Шуюх, Джурф-эс-Сахр, Эль-Кут, Хилла, Эд-Диввания, Эль-Мадаин и в некоторых других местах.

В Амаре иракские правительственные силы при активной поддержке американских военных провели в июне масштабную операцию по зачистке города от боевиков незаконных вооруженных формирований, в ходе которой были арестованы сторонники М. ас-Садра, что вызвало протест с его стороны. В то же время боевики «Армии Махди» не стали оказывать войскам противника вооруженное сопротивление. Отметим, что провинция Майсан (г. Амара – ее административный центр) является единственной провинцией Ирака, где у власти официально находятся приверженцы радикального имама.

16 июня боевики обстреляли ракетами британскую военную базу в районе аэропорта Басра, однако в целом обстановка в городе оставалась относительно спокойной, число различного рода насильственных акций было незначительным.

В Иракском Курдистане в июне обстановка в основном сохранялась стабильной. Исключение, как и прежде, составили районы, где располагаются боевики сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП). Вооруженные силы Турции неоднократно наносили авиационные и артиллерийские удары по объектам КРП на иракской территории. Турецкие военные также проинформировали о проведении совместной операции с Ираном против боевиков КРП. В Анкаре по этому поводу сообщили, что между двумя странами производится обмен развединформацией, а «если потребуется, мы снова сделаем это». Со своей стороны, госсекретарь США К. Райс заявила, что американцы прилагают все силы к тому, чтобы КРП не могла использовать территорию Ирака для организации вылазок против Турции. Вашингтон считает эту организацию «врагом Ирака, врагом США, врагом Турции, врагом всего региона». Американцы подчеркивают, что турецкие ВС проводят военные операции против сепаратистов «в тесном сотрудничестве с вооруженными силами США, базирующимися в Ираке».

Не прекращается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота заметно снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных районах Ирака по-прежнему продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих религиозных общин. Совершаются убийства шиитских и суннитских активистов.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении местных политических деятелей различной ориентации, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, юристы, преподаватели высших учебных заведений, иностранцы, работающие в стране, предприниматели, женщины и дети.

Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают. В целом похищение людей и рэкет продолжают считаться в Ираке прибыльным «бизнесом».

Продолжаются нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы.

Одним из наиболее часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих себя или автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов. В качестве подрывников-смертников боевики продолжают широко использовать женщин и детей. В частности, если в 2007 г. женщинами-смертницами было совершено семь терактов, то за первую половину текущего года их число уже достигло 20. Боевики интенсивно и в целом эффективно используют для поражения людей и техники т. н. придорожные бомбы (roadside bombs).

Для борьбы с терроризмом американские военные начали реализацию программы «Дочери Ирака», в рамках которой обучают иракских женщин распознавать террористок-смертниц. Пока обучение проходят 30 женщин, курсы для которых организованы в городе Эль-Юсифийя. По окончании учебы «Дочери Ирака» будут работать по нескольку дней в месяц, получая зарплату, эквивалентную 300 долларам США.

В борьбе с террористами из иракского филиала «Аль-Каиды» продолжают активно участвовать суннитские вооруженные формирования, созданные т. н. «Советами пробуждения». Причем эксперты указывают, что большинство этих отрядов сохраняют лояльность американцам, но отнюдь не шиитско-курдскому правительству Н. аль-Малики.

По состоянию на 1 июля 2008 года численность личного состава силовых структур Ирака (вооруженных сил и формирований МВД) составляла ок. 530 тыс. человек.

Потери иракских силовых структур в июне составили убитыми 21 военнослужащий и 40 сотрудников МВД.

Министерство обороны Ирака рассматривает вопрос о приобретении вооружения и военной техники во Франции. В частности, речь может идти о закупке 50 вертолетов типа «Газель», в т. ч. в ударном варианте. Отметим, что эти вертолеты состояли на вооружении иракских ВВС в годы правления С. Хусейна.

9 июня Ирак и Иран подписали соглашение о сотрудничестве в военной области, которое, однако, имеет ограниченную сферу применения. Так, в документе предусмотрено взаимодействие двух стран по поиску и идентификации тел военнослужащих, погибших во время ирано-иракской войны 1980-1988 годов, а также действия по обезвреживанию минных полей, оставшихся в пограничных районах после этой войны.

Американские военные подчеркивают, что, несмотря на известные успехи в деле повышения боеспособности иракской армии, она продолжает зависеть, причем сильно, от постоянной помощи США, особенно в вопросах тылового обеспечения и авиационной поддержки при проведении боевых операций. Да и в целом иракские силовые структуры готовы самостоятельно обеспечивать безопасность в стране, что, по мнению Вашингтона, обусловливает необходимость сохранения в Ираке американского военного присутствия. Так, заместитель командующего ВС США в Ираке генерал-лейтенант Л. Остин заявил: «В настоящее время нет области, которые мы были бы готовы отдать контролировать иракским силам безопасности. Они к этому еще не готовы». В очередном ежеквартальном докладе Пентагона Конгрессу США, представленному 23 июня, говорится, что армия и полиция Ирака могут стать «в основном самодостаточными к концу текущего года», но опять же при сохранении тыловой, разведывательной и авиационной поддержки со стороны американских войск.

До конца 2008 года американское командование намерено передать в ведение иракских властей вопросы обеспечения безопасности еще в двух провинциях страны (в настоящее время иракские силовики отвечают за безопасность в девяти из 18 провинций). Однако это вовсе не означает, что войска США уйдут из этих регионов. Более того, они продолжат, хотя и в несколько меньшем объеме, выполнять там функции по обеспечению безопасности.

В целом же американские военные считают, что на создание полностью самостоятельных и способных защищать территорию своего государства вооруженных сил у Ирака уйдет порядка 10 лет. При этом местные силы безопасности смогут эффективно бороться с повстанцами и террористами с 2012 года.

Со своей стороны, главный контрольно-ревизионный орган американского Конгресса – Управление по подотчетности правительства подготовил собственный доклад о состоянии иракских силовых структур, в котором подверг резкой критике качество их подготовки. Нынешнее состояние вооруженных сил и МВД Ирака названо в документе «слабым», хотя на их формирование, обучение и оснащение было истрачено за последние пять лет свыше 20 млрд долларов. Тем не менее, лишь 10 проц частей иракской армии в состоянии самостоятельно действовать против боевиков, а 70 проц могут делать это лишь при сильной поддержке американских военных. В войсках и органах внутренних дел по-прежнему имеется большое число сторонников различных незаконных вооруженных формирований, многие части сформированы по конфессиональному или этническому признаку, что не способствует укреплению армии и МВД, сплочению их рядов. Авторы доклада призывают Пентагон и госдепартамент США переработать стратегию действий в деле подготовки иракских армии и полиции.

По состоянию на 1 июля 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 150 тыс. человек. В июне продолжался вывод из Ирака частей американских ВС, дополнительно переброшенных сюда в 2007 году. Вместе с тем, вашингтонская администрация, как и прежде, решительно выступает против составления конкретного графика полного вывода войск из Ирака, считая, что это должно делаться «на основе достигнутого успеха».

Потери личного состава американских ВС в Ираке в июне 2008 года составили убитыми 29 человек и ранеными около 150 человек. Таким образом, общие потери ВС США с марта 2003 года по 1 июля 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4362 человека и ранеными около 30300 человек. Кроме того, три американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке составили в июне убитыми 2 человека (Азербайджан, Грузия).

Конгресс США в июне принял закон о дополнительном финансировании военных операций в Ираке и Афганистане до середины 2009 года в объеме 162 млрд долларов.

Под руководством командующего войсками США в Ираке генерала Д. Петрэуса издано новое наставление по борьбе с терроризмом, в котором подчеркивается важность «завоевывать умы и сердца людей». Американским солдатам и офицерам рекомендуется с уважением относиться к гражданам Ирака, обеспечивать их безопасность, «жить среди людей», а также использовать деньги «как систему оружия», различать и идентифицировать тех, кто готов к примирению и «непримиримых». Военнослужащим настоятельно рекомендуется активно усваивать иракскую культуру и историю, «изучать племена, формальных и неформальных лидеров, государственные структуры и местные силы безопасности».

В прошедшем месяце на высоком уровне сохранялась интенсивность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке. Подразделения американских ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты F-16, F-18 «Супер Хорнет», F/А-18, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) оказывали постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах страны, наносили удары по опорным пунктам, базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в июне авиация союзников совершала от 52 до 109 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В июне боевая авиация действовала по объектам главным образом в районе городов Багдад (и его пригородах), Баакуба, Басра, Талль-Афар, Амара, Балад, Эн-Нуумания, Самара, Эн-Насирия, Киркук, Тикрит, Эс-Саадийя, Вардия. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-38, GBU-31, GBU-12 и другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Американское командование широко использует в Ираке беспилотные летательные аппаратов, в первую очередь WQ-1 «Предатор», которые поражают противника ракетами. Кроме того, самолеты сил коалиции неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляют самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправка горючим боевых самолетов в воздухе производится американскими самолетами-заправщиками КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (25) составляла на 1 июля 2008 года 9,3 человек. Наиболее крупными контингентами располагают Великобритания (ок. 4,0 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.). Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

По заявлению начальника штаба обороны Великобритании маршала авиации Дж. Стерапа, британские вооруженные силы не в состоянии продолжать на нынешнем уровне свое участие в военных действиях в Ираке и Афганистане, т. к. это привело к «чрезмерному напряжению» возможностей армии. Дж. Стерап полагает, что у Великобритании не хватает для этого ни людей, ни материальных возможностей. В то же время президент СШа Дж. Буш предостерег премьер-министра Великобритании Г. Брауна от поспешной реализации плана сокращения британского военного присутствия в Ираке, считая это «нежелательным» и «неоправданным».

Австралия в июне произвела частичный вывод из Ирака своего военного контингента (500 из 1100 военнослужащих). Остающиеся здесь солдаты и офицеры не будут участвовать в боевых действиях, выполняя в основном задачи тылового обеспечения и поддержки. Кроме того, австралийцы продолжат патрулирование нефтяных платформ у побережья Ирака и ведение воздушной разведки иракской территории в интересах коалиционных сил.

Польские войска (900 чел.) должны покинуть Ирак в октябре текущего года.

Босния и Герцеговина решила увеличить численность своего военного подразделения в Ираке с 36 до 49 человек.

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в июне 2008 года не претерпело существенных изменений и в целом оставалось сложным, неустойчивым и еще далеким от полной стабилизации.

Во внутриполитической ситуации в Ираке в июне 2008 года серьезных изменений не произошло, и положение дел здесь продолжало оставаться сложным. Процесс национального примирения по-прежнему пробуксовывал. Правительство страны работало в неполном составе без многих министров-суннитов и сторонников М. ас-Садра. Острые разногласия разделяют шиитские политические силы и религиозных деятелей. Нет согласия и среди суннитских политиков. Между тем руководство курдской автономии уверенно и целенаправленно проводило курс на поступательное укрепление политической и экономической самостоятельности подконтрольных территорий.

Развитее ситуации показывает, что движение шиитского лидера М. ас-Садра (возможно не без подсказки из Тегерана) намерено для реализации своих целей по укреплению позиций на политической арене Ирака сделать главный упор не на силовые действия, а на активное участие в политической деятельности, сочетаемой с широкой работой в социальной сфере. Однако нынешние власти (они же политические соперники, а вернее противники садристов), учитывая сильное влияние сторонников радикального имама в шиитской общине, создают различного рода многочисленные препятствия для нормальной деятельности движения М. ас-Садра. В условиях перманентного прессинга со стороны правящего режима ас-Садр принял решение участвовать в запланированных на октябрь с. г. выборах в провинциальные органы власти не в качестве отдельной самостоятельной организации, а путем внедрения своих кандидатов в списки других партий и движений.

Полгода, прошедших со времени принятия закона «Об ответственности и справедливости», который предусматривает снятие многих ограничений при принятии на работу в органы власти и армию бывших членов правившей при режиме С. Хусейна партии Баас, показали, что его практическая реализация сталкивается со значительными трудностями и многочисленными препонами со стороны чиновников на различных уровнях. Не прекращаются споры между политиками о степени претворения закона в жизнь. Фактические оказалась заморожена работа по предоставлению пенсий бывшим баасистским активистам (заявления об этом подали ок. 14 тыс. человек).

Сложная ситуация сохраняется в экономике и социальной сфере Ирака. В то же время заметные позитивные изменения происходят в нефтяном секторе.

Иракское правительство сообщило о выделении примерно 8 млрд долларов на создание четвертой государственной нефтяной компании «Майсан», которая будет управлять деятельностью по разведке, добыче и экспорту нефти в одноименной провинции.

В Багдаде в прошедшем месяце было объявлено о том, что в предстоящих тендерах на участие в разработке шести крупнейших месторождений нефти и двух месторождений газа на юге и севере страны (Румейла, Зубейр, Западная Курна, Киркук, Майсан, Бей Хасан) примет участие 41 иностранная компания, в т. ч. две российские – ЛУКОЙЛ и «Газпром нефть». Вместе с тем, фаворитами при заключении будущих сделок считаются американские и европейские компании — «Эксон Мобайл», «Шелл», «Бритиш Петролеум», «Тоталь», «Шеврон». В то же время не могут завершиться переговоры иракских властей с западными компаниями о заключении на внеконкурсной основе краткосрочных соглашений о технической поддержке вышеперечисленных месторождений. Некоторые эксперты объясняют это тем, что ведущие мировые нефтяные компании не в состоянии обеспечить всего за один год требуемый Багдадом резкий рост нефтедобычи.

В июне правительство Ирака объявило тендер на постройку двух нефтяных танкеров грузоподъемностью от 7 до 10 тыс. тонн и судна для перевозки химической продукции грузоподъемностью до 15 тыс. тонн.

Власти курдской автономии вопреки запрету со стороны центрального правительства заключили в июне два соглашения с канадскими нефтяными компаниями.

Правительство выделило 100 млн долларов на восстановление и реконструкцию шиитского района Багдада Садр-Сити, создание здесь новых рабочих мест.

В стремлении наладить нормальную работу системы здравоохранения власти пытаются вернуть в страну медицинских работников, эмигрировавших за рубеж. По имеющейся информации, Ирак с 2003 года покинули от 60 до 70 проц из 2327 медицинских специалиста, имеющих опыт практической работы от 15 до 20 лет. За это же время в Ираке было убито 176 врачей. На сегодняшний день средняя месячная зарплата иракского врача составляет сумму, эквивалентную 650 долларов США, а специалиста высокой квалификации – до 2000 долларов, в то время как в Великобритании эта сумма достигает 17 тыс. долларов. Всего к настоящему времени на родину вернулись до 400 медицинских работников.

Таким образом, внутриполитическая ситуация в Ираке в июне 2008 года не претерпела существенных изменений и продолжала оставаться сложной со слабыми перспективами на крупные позитивные изменения в ближайшем будущем.

В июне 2008 года внешнеполитическая деятельность руководства Ирака была сконцентрирована главным образом на переговорах с США о заключении соглашений о долгосрочном стратегическом партнерстве и будущем статусе американских войск на иракской территории. Также большое внимание уделялось укреплению отношений с соседними государствами, особенно с Ираном и Иорданией.

Переговоры между Багдадом и Вашингтоном идут трудно. Иракские официальные лица утверждают, что имеют собственное видение будущего договора о стратегическом партнерстве с США, которое значительно отличается от американского. Так, иракское правительство подчеркивает, что не согласится ни на один пункт в этом документе, который мог бы поставить под сомнение суверенитет и интересы страны. Со своей стороны американцы утверждают, что в планируемом к подписанию документе не будет содержаться статьи, «секретные протоколы или что-то еще», что ущемляло бы иракский суверенитет.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 13 июня заявил, что переговоры с США по соглашению о стратегическом партнерстве «зашли в тупик» из-за посягательств американской стороны на иракский суверенитет. По утверждению аль-Малики, Ирак не может «допустить, чтобы американские военные имели право сажать иракцев в тюрьмы или единолично брать на себя ответственность за борьбу с терроризмом». Кроме того, иракское руководство опасается, что в случае предоставления ВС США постоянных баз на национальной территории, они смогут использовать их для ведения боевых действий против других стран. В Багдаде также отказываются предоставить американским военнослужащим, а особенно сотрудникам частных охранных компаний иммунитет от судебного преследования в случае нарушения ими законов страны. Н. аль-Малики указал, что его правительство может потребовать вывода войск США из Ирака в случае, если стороны не заключат новое соглашение, которое должно в полной мере соблюдать суверенные права иракского государства. Как известно, срок действия мандата Совета Безопасности ООН на пребывание в Ираке иностранных войск заканчивается в декабре 2008 года.

Но все же в итоге аль-Малики признал, что в Багдаде нуждаются в сохранении американского военного присутствия в Ираке. Поэтому, по его словам, переговоры будут продолжены.

Большинство экспертов считает, что в соглашении о партнерстве заинтересованы как Багдад, так и Вашингтон. Причем в Ираке его ревностными сторонниками являются курды, которые видят в продолжении американского военного присутствия одну из главных гарантий сохранения фактической независимости подконтрольных им территорий. Приверженцы нахождения ВС США в Ираке имеются и среди суннитских политиков. Последние рассматривают пребывание в стране американских войск в качестве рычага сдерживания шиитов от усиления давления на суннитскую общину. Многие политические деятели в правящей шиитской коалиции также не желают быстрого ухода из Ирака войск США, т. к. отчетливо осознают неспособность иракских армии и полиции в их нынешнем состоянии самостоятельно обеспечивать безопасность в стране, а главное – гарантировать сохранение власти действующего правительства. В тоже время часть шиитских политических и религиозных деятелей выступают за скорейший вывод иностранных войск из страны. В первую очередь, к ним относится влиятельный радикальный лидер имам М. ас-Садр, чьи сторонники регулярно, каждую пятницу проводят в Багдаде и ряде городов на юге страны массовые демонстрации протеста против предстоящего подписания соглашений с США.

20 июня президент США Дж. Буш и премьер-министр Ирака Н. аль-Маликив телефонном разговоре согласились с тем, что подготовка американо-иракского договора о стратегическом партнерстве «идет хорошо» и конструктивные идеи выдвигаются обеими сторонами. Отметим, что многие эксперты продолжают считать, что работа над текстом этого документа по-прежнему сталкивается со значительными трудностями, а по многим вопросам стороны пока не нашли взаимоприемлемых решений. Однако в Вашингтоне продолжают рассчитывать на заключение договоренностей с Ираком до конца июля текущего года.

В июне премьер-министр Ирака Н. аль-Малики совершил трехдневный официальный визит в Иран. На переговорах с высшими руководителями ИРИ обсуждались главным образом вопросы безопасности и энергетики, представляющие взаимный интерес для двух государств. Н. аль-Малики заявил о стратегическом характере отношений с Ираном и пытался заверить тегеранское руководство в том, что готовящееся соглашение с США не представит угрозы для ИРИ, т. к. в Багдаде не допустят использования иракской территории для агрессии США против соседних стран, в т. ч. Ирана. В то же время глава иранского государства А. Хаменени вновь подчеркнул, что пребывание американских войск в Ираке представляет собой главное препятствие для стабилизации обстановки в соседней стране.

Н. аль-Малики в минувшем месяце посетил с кратким визитом Иорданию, где провел переговоры с королем Абдаллой II по вопросам поставок иракской нефти королевству по ценам ниже мировых и об иорданской задолженности Ираку. Иордания обещала оказывать Ираку содействие в скорейшей стабилизации обстановки в сфере безопасности. В конце июня Абдалла II назначил нового иорданского посла в Ираке.

Ирак в июне посетил министр иностранных дел Франции Б. Кушнер, который заверил иракское правительство в неизменной поддержке Парижем его усилий по стабилизации обстановки в стране. Кушнер также побывал в Иракском Курдистане, где заявил курдскому руководству о намерении Франции укреплять политические, дипломатические, экономические и культурные связи с автономным регионом. В столице автономии Эрбиле было открыто французское консульство.

Министр иностранных дел ОАЭ шейх А. бин Заид Ааль Нахайян, посетивший в июне Багдад, заявил, что его страна считает Ирак важным партнером стран-членов ССАГПЗ и ключевым партнером Эмиратов в регионе.

В целом же аравийские монархии, прежде всего Саудовская Аравия и Кувейт, по-прежнему не идут на углубление отношений с нынешним руководством Ирака, всячески затягивают решение вопроса о списании многомиллиардных иракских долгов.

Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июне 2008 года продолжала характеризоваться сложностью и неустойчивостью, а ряд крупных положительных изменений в сфере безопасности не подкрепляются пока конкретными подвижками в деле достижения национального примирения и согласия.