- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

О проблемах с экспортом продукции оборонной и аэрокосмической промышленности Турции

Последние по времени официальные данные по экспорту Турции показывают резкое снижение экспортных продаж продукции оборонной и аэрокосмической промышленности страны в период с января по август 2020 года, согласно данным, опубликованным турецкой Ассамблеей экспортеров (Türkiye Ihracatçılar Meclisi, или TIM). Согласно  интернет-сайту, TIM является зонтичной организацией турецких экспортеров, представляющей более 95 000 экспортеров в 27 секторах и 61 ассоциацию экспортеров, и была создана в 1993 году турецким правительством. Ассамблея «готовит и делится стратегическими планами развития экономики страны и экспорта с правительством и координирует важные работы, такие как экспортная стратегия, инновационная стратегия, инкубационные центры», сообщается на ее веб-странице.

На фоне экономического кризиса и пандемии COVID-19 экспорт оборонной промышленности Турции сократился на 26,1% в январе-августе 2020 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, свидетельствуют данные TIM. Стоимость турецкой лиры упала, экономика столкнулась с рецессией, а пандемия стала неожиданным вызовом для оборонного сектора Турции. Турецкая экономика пострадала от валютного кризиса, а инфляция и безработица растут. Пять лет назад доллар США торговался на уровне 1,7 турецкой лиры, а сегодня обменный курс составляет  до 7,5 турецкой лиры. Растущая оборонная промышленность Турции добилась значительного прогресса на экспортной арене в предыдущие годы; однако в этом году отрасль столкнулась с рядом проблем. Помимо пандемии и финансовых проблем, турецкое правительство не может легко получить иностранные комплектующие для оснащения своих платформ из-за эмбарго на поставки оружия, введенного некоторыми западными странами и предприятиями ВПК. Несколько стран, включая Францию, Финляндию, Норвегию, Швецию, Чехию, Нидерланды, Испанию и Германию, ввели эмбарго на поставки оружия турецкому правительству после того, как его войска вошли в Сирию в рамках борьбы с курдским ополчением в октябре 2019 года. Государства-члены ЕС также договорились 14 октября 2019 года ограничить экспорт оружия в Турцию, вызвав осуждение со стороны Анкары. Как полагают эксперты, в настоящее время существуют реальные риски того, что эти санкции сейчас могут быть серьезно расширены в связи с продолжающимся кризисом в отношениях между Брюсселем и Анкарой по вопросу бурения на шельфе в Восточном Средиземноморье.

По данным TIM, общий объем экспорта вооружений турецкой оборонной и аэрокосмической промышленности резко сократился до 1,239 млн долларов. Общий объем продаж турецких оборонных предприятий за аналогичный период прошлого года составил 1,677 млн долларов. Несмотря на эти последние цифры, Директорат оборонной промышленности Турции (SSB) опубликовало через свой аккаунт в социальных сетях инфографику, утверждающую, что экспорт оборонной промышленности превысит 3 млрд долларов в 2020 году. В 2018 году турецкий оборонный сектор продемонстрировал самый сильный рост экспорта среди всех турецких отраслей промышленности, и его экспорт впервые превысил 2 млрд долларов. В декабре 2019 года SSB опубликовал стратегический план на 2019-23 годы. Амбициозный план направлен на увеличение оборонного и аэрокосмического экспорта Турции до 10,2 млрд долларов к 2023 году. Кроме того, согласно плану, в 2023 году турецкая промышленность будет удовлетворять 75% военных потребностей страны. Ожидается, что годовая выручка оборонной и аэрокосмической промышленности вырастет до 26,9 млрд долларов к 2023 году с 6,7 млрд в 2018 году. Однако последние по времени цифры усиливают сомнения в способности оборонного сектора достичь целей турецкого правительства, изложенных в стратегическом плане. В прошлом месяце базирующаяся в США журнал «Дефенс ньюс» поместил семь турецких компаний (военная электроника Aselsan, Turkish Aerospace Industries, BMC — броневики, Roketsan — ракетное оружие, STM — программное обеспечение) в список 100 лучших мировых компаний с самой высокой  выручкой. Согласно ежегодному отчету, опубликованному Стокгольмским международным институтом исследований проблем мира (SIPRI), Турция потратила на свои военные нужды в 2019 году 20,4 млрд долларов. Турция заняла 16-е место в рейтинге военных расходов за 2019 год, и ее военные расходы выросли на 5,8% по сравнению с предыдущим годом. «За десятилетие 2010-19 годов военные расходы Турции увеличились на 86% и достигли 20,4 миллиарда долларов. Особенно резко возросли турецкие военные расходы в период с 2017 по 2018 год — на 27%, в то время как рост в период с 2018 по 2019 год составил 5,8%», — говорится в докладе. В докладе SIPRI подчеркивается, что страны мира потратили в общей сложности 1,9 трлн долларов на свои вооруженные силы в 2019 году, что является самым большим ростом за последнее десятилетие.

При этом президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объединил производителей оружия и государственные закупочные агентства под своим прямым и косвенным контролем и использовал военно-промышленный комплекс для поддержания и финансирования своего правления. В Турции в оборонной промышленности доминирует Фонд турецких вооруженных сил (TAFF). Он был основан в 1987 году с целью «повышения боевой мощи турецких вооруженных сил» и сыграл ведущую роль в становлении и развитии оборонной промышленности. Он прямо или косвенно контролирует такие крупные компании, как Aselsan (электроника), Isbir (генераторы и генераторы переменного тока), Aspilsan (аккумуляторные батареи), Havelsan (информатика), Roketsan (ракетные установки и ракеты) и TAI (аэрокосмическая промышленность и спутники). 24 декабря 2017 года президент Эрдоган издал указ о передаче TAFF под свой контроль. Сегодня попечительский совет TAFF, как главный орган принятия решений Фонда, возглавляет лично Эрдоган.