- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Израиль: об ужесточении ограничений на проведение демонстрации и критике в адрес Б.Нетаньяху

Политизация дискуссии о мерах по борьбе с коронавирусом в Израиле достигла на минувшей неделе своего нового пика. Кабинет по коронавирусу вёл заседания на протяжении почти 18 часов. Большая часть обсуждения была посвящена вопросу о демонстрациях.

Отметим, что в рамках решения о карантине, вступившем в силу в пятницу 18 сентября — перед праздником Рош а-Шана —  юридический советник правительства Авихай Мандельблит сохранил право на демонстрации, чем вызвал гнев министров от Ликуда. Еще больший их гнев вызвало постановление, согласно которому министры вообще не имеют права принимать решения о проведении демонстраций, так как, являясь политиками и объектами критики, находятся в состоянии конфликта интересов.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на протяжении всего этого времени требовал ограничить проведение демонстраций при помощи норм чрезвычайного положения.

В сообщении телеканала Kan среди прочего отмечалось, что глава правительства беседовал  с главой Минобороны Бени Ганцем и министром юстиции Ави Нисенкореном, убеждая их согласиться на введение ограничений при проведении демонстраций.

Дискуссия об ограничении демонстраций на период карантина, навязанная премьер-министром Биньямином Нетаньяху, вынудила Ганца вновь маневрировать между лояльностью коалиции, политической необходимостью выражать солидарность с участниками митингов и здравым смыслом. Ко всему этому добавилась нарастающая напряженность внутри «Кахоль-лаван». Министр юстиции Ави Нисенкорен занял непримиримую позицию, отстаивая право противников премьер-министра почти беспрепятственно митинговать в условиях карантина.

В итоге входе своего выступления на 13-м канале ИТВ  Ганц заявил, что никаких ограничений на проведение демонстраций не будет.

Как и следовало ожидать, Нетаньяху не остался в долгу и поспешил обвинить «Кахоль-лаван» и лично Ганца в увлечении «мелкой политикой». «Мы на войне, проснитесь», – призвал премьер-министр.

Премьер-министр убедил союзников, что без полного, максимально жесткого закрытия страны Израиль ждет эпидемическая катастрофа: система здравоохранения рухнет, тысячи больных будут умирать без медицинской помощи. В итоге перед лицом такого апокалиптического сценария Ганц не смог устоять: партия, клятвенно обещавшая своим избирателям не допустить покушений на базовые демократические свободы, согласилась поддержать ограничение права на демонстрации в рамках тотальной «герметической» блокады.

Между тем, критика в адрес премьер-министра в связи с вводом ограничений на демонстрации достигла своего пика:

Политический обозреватель издания TheMarker Мейрав Арлозоров, утверена, что что полный запрет демонстраций имеет для Нетаньяху главное, если не единственное значение. По ее словам, на условиях анонимности сами участники заседания правительства по коронавирусу рассказывают об этом журналистам: по свидетельству одного из министров, «каждый раз, когда кто-то произносил слово «демонстрация», Нетаньяху подпрыгивал».

Политический обозреватель издания «Гаарец» Нехэмия Штрасслер убежден, что вся политическая стратегия и вся «противоэпидемическая политика» Нетаньяху, свидетелями которой мы сейчас являемся, подчинены одной-единственной цели — не допустить суда и отстранения его от власти, поэтому, по мнению эксперта, «премьер-министр по-настоящему опасен для страны».

Ему вторит и политический обозреватель издания Calcalist Адриан Пилот: «Всякий раз, когда начинает казаться, что правительство Нетаньяху — Ганца — правительство коронавируса — опустилось до дна в бредовости своих решений, обнаруживается, что предел еще не достигнут. Решение, принятое на минувшей неделе о превращении карантина в герметичный и о полном прекращении работы частного сектора (за исключением жизненно важных предприятий), тому очередное подтверждение. И вновь оно было принято исключительно из политических соображений, никак не сообразуясь с задачами государства».

По мнению автора Нетаньяху и Ганц поняли, что герметичное закрытие страны — это единственная возможность достичь компромисса в вопросе демонстраций – наиболее принципиального из вопросов, с точки зрения Нетаньяху. «Глава правительства хочет избежать увеличения двух показателей  – в гробах и демонстрантах», — заключает Пилот.

Также на минувшей неделе более 60 израильских литераторов, писателей и сценаристов, подписались под петицией к президенту Руби Ривлину, председателю Верховного суда Эстер Хайют, юрсоветнику правительства Авихаю Мандельблиту и главе ШАБАКа Надаву Аргаману с просьбой отстранить Биньямина Нетаньяху от исполнения обязанностей премьер-министра до окончания суда над ним.

Текст петиции, составленной писателем Иланом Шайнфельдом, опубликовала газета «Гаарец». Авторы пишут, что «все действия премьер-министра Нетаньяху с момента оглашения обвинительного заключения и до сего дня доказывают, вернее тысячи свидетелей, что этот человек более не способен исполнять обязанности премьер-министра и созрели условия для его юридической дисквалификации и отстранения от исполнения обязанностей».

«Мы видим в вас последний тормоз, способный остановить обвиняемого, прилагающего все усилия к разрушению институтов демократии в Израиле. Каждый день, что он проводит на посту премьер-министра приближает его и Израиль к катастрофе, какой мы еще не знали и не дай Бог узнать», — говорится в петиции.

Отметим, что закон дает юридическому советнику правительства полномочия отстранить от должности главу исполнительной власти в случае, если он будет признан неспособным к управлению страной. Нетаньяху опасается, что Мандельблит пустит в ход эти полномочия, когда в январе начнется судебный процесс по делам 1000, 2000 и 4000, и премьер-министр будет занят этим процессом три дня в неделю.