- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Контроль за качеством импортируемой продукции в Южном Курдистане

С 90-х годов Южный Курдистан стал регионом сбыта огромного количества товаров низкого качества. Особенно импорт товаров в Южный Курдистан вырос в последние годы, когда в связи ростом цен на нефть и значительно выросшими трансфертами из иракского бюджета доходы населения Южного Курдистана, занятого преимущественно в бюджетной сфере, несколько выросли, позволяя увеличить потребление за счет импортной продукции.

В основном в Иракский Курдистан продукция импортируется из Турции, Китая, Индии и некоторых других стран. При этом основной объем товаров иностранного производства, импортируемых в Курдистан, имеет весьма низкое качество и поступает в Курдистан лишь в связи с отсутствием системы контроля над качеством.

Китайские товары, на которые приходится большая часть импортируемых товаров и значительная часть товаров широкого потребления, поступают в основном через Дубай. Основная причина значительного количества товаров китайского производства — их дешевизна, которая является в Курдистане для широких слоев населения наиболее важным фактором в пользу приобретения товаров, чем качество. Однако из-за отсутствия всякого контроля товары низкого и высокого качества зачастую продаются под идентичными марками, а дорогие товары нередко подделываются. Курдистанские торговцы просят китайских производителей наклеивать японские и европейские лейблы на свою продукцию для введения в заблуждение потребителей, которые неоднократно обращались к Торговой палате Эрбиля с призывом требовать с торговцев ответственного подхода при реализации импортных товаров.

Кроме низкого качества импортируемых товаров, в Курдистане повсеместно продаются импортные товары с просроченным сроком годности. Как отмечал советник Совета министров Курдистана Муайед Абдурахман Кучи, многие страны мира экспортируют в Курдистан продукты питания после окончания сроков годности. В связи с этим региональным правительством Курдистана было принято решение об установлении контроля над импортируемыми в Курдистан товарами. Представитель компании Alex Stewart Regional Management – Iraq, которой РегПК поручило проверку импортируемых продуктов питания, также отмечал, что Ирак (имеется в виду арабская часть страны), Турция, Сирия и Иран, когда истекает срок годности их продуктов питания, реализуют просроченную продукцию в Южный Курдистан. Согласно решению РегПК, все импортируемые продукты питания с 1 июля с.г. должны проходить лабораторную проверку. Компания Alex Stewart будет осуществлять проверку товаров на контрольно-пропускных пунктах Ибрагим-Халил (на границе с Турцией) и Халджи-Омран (на границе с Ираном).

Низкое качество ввозимых в Курдистан товаров характерно и для продукции турецкого производства. Как отмечал представитель компании Alex Stewart, Турция в основном экспортирует в Курдистан товары очень низкого качества, существенно отличающиеся от товаров, реализуемых в самой Турции либо в других странах. Так, по его словам, например, продукция известной турецкой компании Ulker, которая продается в Турции и экспортируется в Южный Курдистан, совершенно разного качества – в Южный Курдистан экспортируется негодная по турецким меркам продукция. То же самое, по его словам, относится ко всем крупнейшим компаниям, экспортирующим в Южный Курдистан продукты питания. Курдские власти будут также публиковать списки фирм, экспортирующих в Курдистан товары с истекшим сроком годности. Кроме того, в ближайшем будущем контроль будет осуществляться не только над продуктами питания, но и над ввозимыми в Южный Курдистан нефтепродуктами, изделиями из золота, табачной продукцией и иными товарами*.

Очень низким качеством отличается ввозимое в Курдистан мясо. В основном, речь идет об импортируемой в Курдистан продукции птицеводства из Бразилии и соседних стран. Как правило, это продукция с истекшим сроком годности. В связи с этим в июне 2007 г. власти Курдистана ввели запрет на ввоз в Курдистан мяса птицы, за исключением американской продукции. Кроме санитарных норм, власти Курдистана мотивировали это решение необходимостью поддержки местных производителей. Однако в условиях неспособности местных сельскохозяйственных производителей восполнить рынок цены на мясо существенно выросли, что вызвало недовольство местных жителей. Так, до введения запрета мясо птицы, импортируемое из Бразилии и соседних стран, стоило 2,5–3,0 тыс. динаров (2,0–2,4 доллара) за 1 кг, спустя два месяца – 4 тыс. динаров (3,2 доллара); т.е. цена выросла на 35–60%. Однако в целом жители Курдистана при прочих равных условиях предпочитают курдистанское продовольствие зарубежному, покупая последнее лишь вследствие низких цен.

Непригодна для употребления и представляет угрозу для здоровья значительная часть медикаментов, импортируемых в Курдистан. Как и в отношении других видов товаров, лекарства, ввозимые в Курдистан, не подвергаются никакому контролю. Около 90% поступающих в Курдистан лекарств — китайского и индийского производства и являются медикаментами очень низкого качества. Как правило, их содержимое не соответствует заявленному составу. Так, в Курдистане под видом лекарства, таблетка которого должна содержать 500 мг парацетамола, продаются таблетки с 25-миллиграммовым содержанием (т.е. меньше, чем указано на упаковке, в 20 раз). Эти лекарства импортируются в Курдистан в основном из-за их дешевизны. Нередко низкокачественные медикаменты из Индии и Китая в Курдистане реализуют под другими, европейскими лейблами и упаковками. Значительная часть лекарств еще и непригодна для применения в связи с истекшим сроком годности. Небольшое количество медикаментов ввозится из Турции, Сирии и Европы. Однако лекарства европейского производства из-за высоких цен может позволить в Курдистане лишь небольшая часть населения.

Борьбу с ввозом низкокачественной продукцией ведет в основном Синдикат фармацевтов Курдистана, который регулярно обращается к властям Курдистана с призывом вести борьбу с контрафактной, низкокачественной и опасной для здоровья продукцией. Однако следует отметить, что нередко лекарственные подделки ввозят в Курдистан компании, учрежденные местными врачами. Лицензию Министерства здравоохранения Курдистана на импорт медикаментов имеют лишь 25 южнокурдистанских компаний, однако импорт лекарств осуществляет значительно большее количество фирм.

Кроме того, в связи с проблемами в снабжении электроэнергией аптеки не имеют возможности хранить лекарства, что приводит к порче товаров. Министерство здравоохранения Курдистана уже заявляло о необходимости введения контроля над ввозимыми в Курдистан лекарствами, однако в Курдистане отсутствуют соответствующие специалисты. Кроме того, Министерство здравоохранения Курдистана жалуется на Минздрав Ирака из-за отказа последнего от сотрудничества и того, что иракский Минздрав не отправляет в Курдистан лекарства, которые приходятся на его долю.

Регулярные претензии населения подвигли власти Курдистана к созданию отдельной организации, которой поручен контроль за качеством импортируемых продуктов питания и медикаментов, — Агентства контроля качества, состоящего из двух соответствующих департаментов. Департамент контроля за качеством импортируемых продуктов питания подчинен Министерству торговли, а департамент, отвечающий за проверку ввозимых медикаментов, находится в ведении Министерства здравоохранения Курдистана. Агентство работает в тесном контакте с Министерством внутренних дел. В течение второго полугодия текущего года агентство должно подготовить новые правила для импорта товаров в Курдистан.

Власти Южного Курдистана, увлекшись политическими вопросами, совершенно упустили из виду вопросы экономического развития, которое для них и большей части населения стало ассоциироваться с лоббированием в Багдаде увеличения доли трансфертов из иракского бюджета и борьбой за нефтяные ресурсы. При этом дешевая импортная продукция полностью вытеснила южнокурдистанских сельскохозяйственных производителей, еще более усугубив проблему безработицы, а импорт продукции, которая не производится в Южном Курдистане, угрожает здоровью населения.

Лишь сейчас власти Южного Курдистана начинают осознавать необходимость защиты и поддержки местных товаропроизводителей, в том числе и методами фитосанитарного контроля, который в современную эпоху является, пожалуй, одним из самых действенных методов геоэкономических противоборств.

*Adnan Mustafa. Bi tenduristiya gel dilizin (Аднан Мустафа. Играют на здоровье народа) // Azadiya Welat, 13.06.2008 (курд. яз.).