- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Египет в контексте нормализации отношений ОАЭ и Бахрейна с Израилем

В то время, как основные дебаты на Ближнем Востоке идут вокруг последствий полной нормализации отношений ОАЭ и Бахрейна с Израилем, а также прогнозов того, какая страна может стать следующей и подписать с ним договор и обсуждений того, для кого эти договоренности будут только на пользу, а кто останется в минусе, хотелось бы в данном контексте обратить особое внимание на Египет. Многие эксперты называют его одним из главных проигравших в результате этой сделки, и говорят, что в долгосрочной перспективе нормализация отношений государств Персидского залива с Израилем значительно уменьшит региональный вес Египта, а также окажет пагубное влияние на работу Суэцкого канала, этой мощнейшей транспортной водной артерии, напрямую связывающей Красное и Средиземное море.

Прощай, региональное лидерство?

Дэвид Херст (David Hearst), главный редактор лондонского издания Middle East Eye, опубликовал статью под названием «Сделки Израиля с государствами Персидского Залива — это катастрофа для Египта» (Israel’s deals with the Gulf are a disaster for Egypt). Он считает, что в результате нормализации отношений с Израилем со стороны ОАЭ и Бахрейна, Египет не только теряет свое лидерство в арабском мире, но и рискует понести значительные финансовые потери[i] [1]. Объединение потенциалов стран Персидского залива и Израиля неизбежно приведет к формированию в регионе мощного международного финансового, инвестиционного и технологического центра мирового масштаба, в чем по большому счету весьма заинтересованы все эти страны.

На протяжении многих лет Каир активно разыгрывал «палестинскую карту», хорошо понимая факт того, что посредничество в ближневосточном урегулировании является на сегодняшний день наиболее оптимальным вариантом восстановления реноме Египта как региональной супердержавы. Сотрудник  Washington Institute Хейсам Хассанейн (Haisam Hassanein) в своей статья «Нормализация (отношений с Израилем – авт.) создает дискомфорт для Каира» (Normalization Is Making Cairo Uncomfortable) пишет, что «Египет был опорой ближневосточного мирного процесса на протяжении десятилетий, и его мирный договор 1979 года с Израилем дал ему значительные рычаги влияния как на Вашингтон, так и на Европу. Но новая сделка с ОАЭ показывает Каиру то, что центр власти в арабском мире в последние годы (постепенно) смещается в Персидский залив. Научное сотрудничество, туристический обмен и академическое сотрудничество, которые, как ожидается, быстро последуют за объявлением, еще больше затмят влияние Египта, особенно учитывая финансовые и технологические возможности ОАЭ для ускорения таких инициатив».[ii] [2] Отметим, что ранее все вопросы о перемирии между Израилем и палестинскими группировками в Газе или примирительные встречи между ФАТХом и ХАМАСом происходили в Каире. Последняя же встреча ФАТХа и ХАМАСа от 22 сентября состоялась не в Каире, а в Анкаре.

Дэвид Херст также цитирует Мухаммеда Эсмата (автор колонки в газете Shorouk News), который  считает, что нормализация отношений между ОАЭ, Бахрейном и Израилем влечет за собой гораздо большие последствия, чем потеря  Египта статуса посредника между арабскими странами и Израилем. Он уверен, что  «вся арабская система национальной безопасности со всеми ее военными, политическими и экономическими аспектами  будет полностью демонтирована. Вся риторика арабского мира о свободе, единстве и независимом развитии будет заморожена и отправлена в утиль». «На протяжении многих лет противостояния с Израилем Египет был на главных ролях для арабских государств, несмотря на свои разногласия с тем или иным из них. Но  ситуация очень скоро изменится. Израиль стремится заменить Египет и встать во главе ближневосточного региона в соответствии с новыми правилами игры, которые разрушат все институты, которые раньше символизировали арабское единство, и прежде всего ЛАГ»[iii] [3]. М.Эсмата добавил, что «мы (Египет – авт.) находимся на пороге судьбоносных изменений и новых угроз, с которыми мы, возможно, не сталкивались на протяжении всей нашей истории, которые потребуют от нас нового политического подхода и перестройки всех наших внутренних институтов». Как объясняет  сотрудник  Washington Institute Хейсам Хассанейн, ясно, что для продвижения своих политических и экономических интересов и обеспечения себе поддержки Вашингтона (особенно в вопросе строительства эфиопской плотины «Возрождение» — авт.), Каиру «придется присоединиться к лагерю нормализации после многолетнего застоя, иначе его престиж и международное влияние будут стремительно падать». Ведь на деле Египет, один из первых установивший дипломатические отношения с, Израилем уже много лет не проявляет серьезных действий в этом направлении. Более того, до недавнего времени Египет, несмотря на завуалированное сотрудничество с Израилем на Синайском полуострове (Израиль позволил египтянам существенно укрепить там свое военное присутствие, закрыв глаза на соглашения о демилитаризованной территории) и открытое взаимодействие в энергетической сфере (имеются в виду коммерческие поставки природного газа в страну пирамид с месторождений «Тамар» и «Левиафан2), проводил  достаточно враждебную политику в отношении еврейского государства. Так,  например, он лишал египтян, живущих в Израиле, гражданства, запрещал контакты с израильскими учеными, задерживал египтян, которые осмеливались посещать культурные мероприятия, проводимые израильским посольством, спонсировал телевизионные шоу, которые всячески дискредитировали израильтян, и, самое главное, препятствовал большей экономической нормализации в таких областях, как туризм, сельское хозяйство и водоснабжение. Хейсам Хассанейн подчеркивает, что «подобные действия должны быть прекращены, если Каир хочет оставаться одним из главных региональных игроков в меняющейся арабо-израильской парадигме».

Потенциальный удар по экономике Египта?

Известно, что сделка ОАЭ и Израиля дает зеленый свет на подписание различных соглашений между государствами в области безопасности, туризма, технологий, энергетики, культуры, здравоохранения, окружающей среды, торговли, и о взаимном учреждении дипломатических представительств (посольство  ОАЭ в ближайшее время планируется открыть в Тель-Авиве) в обмен на приостановку планов аннексии Израиля палестинских территорий на Западном берегу реки Иордан. В середине августа APEX National Investment из ОАЭ и израильская компания  TeraGroup подписали стратегическое коммерческое соглашение о совместных исследованиях и разработке технологий для борьбы с коронавирусом[iv] [4]. 29 августа 2020 года Его Высочество шейх Халифа бен Заид Аль Нахайян, правитель ОАЭ, также издал указ об отмене экономического бойкота Израиля. В соответствии с ним теперь компаниям и индивидуальным предпринимателям из ОАЭ разрешено заключать торговые и финансовые сделки с израильскими компаниями, а сам Израиль может ввозить в ОАЭ любую продукцию и торговать ею на территории этой арабской страны.     Напомним также, что совсем недавно (2 октября) ОАЭ, США и Израиль объявили о развитии общей стратегии в сфере энергетики, достигнув договоренности о координации в областях возобновляемой энергетики, добычи нефти и газа и технологии опреснения воды.

Но в связи с Египтом нас больше интересует следующее событие: в середине сентября израильское издание Globes сообщило о том, что высокопоставленные лица из Минобороны и МИД Израиля начали проводить совещания по разработке  проекта трубопровода из  Саудовской Аравии в Израиль. Globes указало, что трубопровод планируется проложить из Персидского залива (а, если точнее, от саудовского НПЗ Янбу) в направлении израильских портов Эйлат (Красное море) и Ашкелон (Средиземное море), после чего будут построены трубопроводы в направлении Европы. Этот трубопровод может проходить по суше или под водой в Красном море, хотя против таких планов могут быть возражения со стороны экологов. Как сообщает Globes, для трубопровода будет использована уже существующая инфраструктура «Трубопроводной компании Эйлат Ашкелон» (Eilat Ashkelon Pipeline Co. LTD., сокращенно EAPC).   Заметим, что факт того, что Израиль уже давно изучает идею строительства нефтепровода, косвенно подтверждает недавняя смена имени  «Трубопроводной компании Эйлат Ашкелон2 на «Трубопроводную компанию Европа Азия» (Europe Asia Pipeline Co., сокращенно тоже EAPC).    К тому же вскоре после подписания соглашения о нормализации отношений между ОАЭ и Израилем, израильская компания Dovertower подписала соглашение о сотрудничестве с транснациональной компанией Dubai Ports World по судоходной деятельности[v] [5]. Это позволит создать зоны свободной торговли, а также морские линии между израильским портом Эйлат и дубайским портом Джебель-Али[vi] [6].

Для Европы подобный проект сулит значительные коммерческие преимущества: сократится время и стоимость доставки нефти и дистиллятов из Персидского залива на запад через Суэцкий канал. Израиль сможет зарабатывать, по предварительным оценкам, несколько сотен миллионов долларов в год благодаря этому трубопроводу, а Саудовской Аравии и другим странам Персидского залива такое решение помогло бы сэкономить на перевозках нефти через Суэцкий канал, а также устранить вероятность вмешательства Ирана и йеменских хоуситов в транспортировку энергоносителей соответственно через Ормузский пролив (связывает Персидский залив с Аравийским морем) и Баб-эль-Мандебский пролив (соединяет Красное море и Аденский залив), и полностью исключить вероятность нападения пиратов из Сомали на танкеры[vii] [7].

18 сентября турецкое издание Yeni Safak опубликовало статью под названием «Соглашения ОАЭ и Израиля могут негативно сказаться на доходах Суэцкого канала2, в которой было прямым текстом было заявлено, что Израиль и страны Персидского залива принесут в жертву Египет, если осуществят постройку этого трубопровода.  По мнению египетского профессора Найеля аль-Шафеи,  158-мильный трубопровод от Красного моря до Средиземного моря Europe Asia Pipeline Co.  будет представлять собой более дешевую альтернативу египетскому Суэцкому каналу,  и как следствие может перекрыть значительную часть поставок нефти, которые сейчас проходят через него[viii] [8]. Для Каира это будет крайне невыгодно: ведь Суэцкий канал — важный стратегический объект, транзитными пошлинами обеспечивающий третью часть всех доходов страны.  К тому же несколько лет назад был осуществлен проект увеличения пропускной способности Суэцкого канала (в результате которого она практически удвоилась), который обошелся властям АРЕ более чем в 8 млрд долларов. Согласно последним данным главы Администрации Суэцкого канала Усамы Рабиа,  выручка от него в 2019-2020 финансовом году, закончившемся в июне с. г., составила 5,72 млрд долларов.

По мнению  заместителя менеджера EAPC по коммерции и маркетингу Эффи Милютин,  «геополитические риски в регионе Персидского залива только повышают привлекательность проекта EAPC». Она добавила в своем комментарии S&P Global Platts, что «инциденты вокруг Ормузского пролива, через который транспортируется около 20% всех мировых поставок нефти, усилили тревогу нефтяной и судоходной промышленности по поводу безопасности поставок, а поставки через товарный пункт Баб-эль-Мандеб в Красном море рассматривались как альтернативный маршрут» [ix] [9].

Американский журнал Foreign Policy в начале сентября написал о том, что основное преимущество израильского трубопровода перед Суэцким каналом заключается в том, что терминалы в Ашкелоне и Эйлате способны вместить гигантские супертанкеры, которые доминируют сегодня в транспортировке нефти, но которые слишком велики, чтобы пройти  через Суэцкий канал. Известные как VLCC (Very Large Crude Carrier), или крупнотоннажные танкеры 3 класса, транспортирующие сырую нефть от мест добычи к нефтеперерабатывающим заводам, эти суда могут перевозить до 2 млн баррелей нефти, а их дедвейт составляет от 200 000 до 320 000 тонн. С другой стороны, Суэцкий канал достаточно глубок и широк, чтобы вместить суда категории Suezmax (распространенная категория судов, специально ориентированная на проход Суэцкого канала; сейчас, после многочисленных расширений, он способен принимать суда дедвейтом до 200 000 тонн). Но Suezmax имеют лишь половину емкости VLCC. Таким образом, многим  нефтетрейдерам приходится фрахтовать по два танкера для перевозки нефти через Суэцкий канал, что означает, что они платят порядка 300 000 – 400 000 долларов за судно. Генеральный директор трубопроводной компании Europe Asia Pipeline Co. Изи Леви уверен, что их компания могла бы предложить своим потенциальным клиентам  значительные скидки.

Кроме угрозы для Суэцкого канала, Middle East Eye упоминает большую вероятность того, что теперь те инвестиции и денежные вливания, которые потенциально мог бы получить Египет, пойдут в карман Израиля. Израильское издание Haaretz сообщило, что после нормализации отношений между странами израильская сторона ожидает от Абу-Даби «стратегических инвестиций».  «Это может как принести большие изменения для израильской экономики, так и  дать ОАЭ политический и дипломатический рычаг в будущем», считает израильский профессор Рон Робин, президент Хайфского университета[x] [10]. Он говорит, что наибольший интерес для Израиля представляет инвестиционная компания Mubadala Investment Company из Абу-Даби, суверенный фонд ОАЭ, который, по его словам, «инвестирует по всему миру и если решит вкладывать в экономику Израиля, то он будет делать стратегические инвестиции – не покупать какой-то стартап, а именно что-то стратегическое». «Я недостаточно осведомлен о мире высоких технологий, чтобы указать на какую-либо конкретную компанию. Я говорю о чем-то похожем на покупку Intel Mobileye — можно себе представить инвестиции в таком масштабе. Инвестиции Mubadala могут в корне изменить лицо израильской экономики», считает он. Напомним, что активы Mubadala Investment Company  оцениваются в 230 млрд долларов, но с учетом других суверенных фондов ОАЭ совокупные активы под его управлением составляют не менее 1,3 трлн долларов. Фонд находится под контролем семьи Мухаммеда бен Заида, наследного принца и фактического лидера ОАЭ, для которого важно диверсифицировать экономику Абу-Даби и обеспечить ей хорошее экономическое будущее.

Но здесь автор позволит себе не согласиться с мнением Middle East Eye. Дело в том, что только  в начале сентября с. г. газета Al-Araby Al-Jadeed опубликовала информацию о том, что Объединенные Арабские Эмираты предпринимают шаги по увеличению инвестиций в Египет, намереваясь обогнать турецкое и катарское торговое присутствие в североафриканской стране и «блокировать» турецкую экономику [xi] [11]. Согласно официальным египетским источникам, которые говорили с Al-Araby Al-Jadeed, ОАЭ запускают «огромные конкурентные инвестиции» в тех областях, в которые Турция и Катар вложили деньги. Торговые органы ОАЭ недавно работали с исследовательскими компаниями для сбора экономических данных о секторах, в которых присутствуют турецкие и катарские инвестиции, сосредоточившись на инвестициях Анкары, сообщили источники. Они намерены ввести новые эмиратские группы на египетский рынок в ближайшие месяцы в попытке воспрепятствовать экономическому прогрессу Турции, регионального конкурента ОАЭ, сообщают источники. Турецкие инвестиции в Египет составляют  2,2 млрд долларов, как отметило издание Al-Araby Al-Jadeed.

ОАЭ также следили за усилиями турецких бизнесменов инвестировать в район Суэцкого канала и северного побережья, а недавно установили контакт с египетскими официальными лицами через Dubai Ports World — эмиратскую многонациональную логистическую компанию — относительно инвестиций в этот район, сообщили источники. Председатель экономической зоны Суэцкого канала (SCZone) Ехия Заки встретился с Сухайлем аль-Банной, исполнительным директором Dubai Ports World на Ближнем Востоке, чтобы обсудить укрепление совместного сотрудничества между Египтом и ОАЭ. Они обсудили процесс развития экономической зоны и будущее бизнеса эмиратской компании там, особенно в промышленной зоне и порту[xii] [12]. Они также говорили о работе второго порта, Айн-Сохна, в рамках подготовки к его официальному открытию в ближайшие месяцы. Министр транспорта Египта Камель аль-Вазир, также присутствовавший на встрече, подчеркнул заинтересованность своей страны в развитии морского транспорта и сотрудничестве с международными компаниями для поддержки национальной экономики. Он добавил, что наличие отдельного сектора морских перевозок сделает Египет «крупным узлом» на мировом торговом пути.

[i] [13] https://www.middleeasteye.net/opinion/israel-gulf-deals-usher-disastrous-new-era-egypt [14]

[ii] [15] https://www.washingtoninstitute.org/ar/policy-analysis/view/normalization-is-making-cairo-uncomfortable [16] التطبيع يُقلق راحة القاهرة

هيثم حسنين

[iii] [17] https://www.shorouknews.com/columns/view.aspx?cdate=21092020&id=9933e0cc-ce0d-4ac9-8439-0255df650f0e [18]قبل أن يجرفنا الطوفان — محمد عصمت

[iv] [19] https://www.jpost.com/breaking-news/uaes-apex-and-israels-tera-group-sign-deal-on-covid-19-research-638792 [20]

[v] [21] http://www.gdnonline.com/Details/872273/Israel-Shipyards,-Dubais-DP-World-to-partner-in-shipping,-port-activities?__cf_chl_jschl_tk__=34bb8a732c92500aae2f596ac30831e16fddde04-1600978398-0-AV07zzebK3_BrkFnaG84SxTeWXn43QHgZPtfMCDAryByEV3BtqlqR8OjqeUexU5cJ9B7CE5oqLG3JPi5H0GnGr-60ouSjC3zJQEhFsjqUlC7mmQWp3pgAAryRo2k8s27-Wp_Nz596ul6R0c3lB7EsVhqd4BKjCtUnjTraDiUlP4vVv5eiCig-ayseVclb7bU1Z04Ms6PpXbtw7Ykj6PpGRt5hax0Fh5YwcEq_kzbsa11NzWYYb_LDaQEp_zvrHM__yVqmTTKAA1qXGap1x8_vM60eqRi1fSHcoweO5pCmg53Ad4T-ccRNu0cm-rvZe3zhcjcjrlgf2DjCZgmfnAlv_ZM-wVQDTH-6-vF6Lqu2NFLodolXSl1Bljp5qyMPszGiEs-gIEAEY4xbJoj-v7wHAs [22]

[vi] [23] https://www.aljazeera.com/economy/2020/9/16/dubais-dp-world-and-israeli-group-to-jointly-bid-for-haifa-port [24]

[vii] [25] https://en.globes.co.il/en/article-israel-to-propose-saudi-israel-oil-pipeline-1001343034 [26]

[viii] [27] https://www.yenisafak.com/en/news/egypts-suez-canal-might-pay-price-of-gulf-israel-pacts-3549612 [28]

[ix] [29] https://www.talkofnews.com/israel-to-propose-saudi-israel-oil-pipeline [30]

[x] [31] https://www.haaretz.com/middle-east-news/.premium-uae-s-investment-fund-could-be-a-game-changer-for-israel-1.9181077 [32]

[xi] [33] https://www.alaraby.co.uk/%D8%AA%D8%AD%D8%B1%D9%83%D8%A7%D8%AA-%D8%A5%D9%85%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D8%AA%D9%8A%D8%A9-%D9%84%D8%AD%D8%B5%D8%A7%D8%B1-%D8%A7%D9%84%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D8%AB%D9%85%D8%A7%D8%B1%D8%A7%D8%AA-%D8%A7%D9%84%D8%AA%D8%B1%D9%83%D9%8A%D8%A9-%D9%88%D8%A7%D9%84%D9%82%D8%B7%D8%B1%D9%8A%D8%A9-%D9%81%D9%8A-%D9%85%D8%B5%D8%B1 [34]

تحركات إماراتية لحصار الاستثمارات التركية والقطرية في مصرتقارير عربيةالقاهرةالعربي الجديد

[xii] [35] https://www.middleeasteye.net/news/arabic-press-review-uae-ramps-investments-egypt-spite-turkey [36]