- Институт Ближнего Востока - http://www.iimes.ru -

Решение на Саммите ЕС по Турции. Часть 1

1 октября 2020 г. на Саммите ЕС по Восточному Средиземноморью, где, как предполагалось, ЕС примет резолюцию, предусматривающую антитурецкие санкции, призванные сдержать Турцию в регионе, этого так и не произошло. Что следует считать большой дипломатической победой, хотя опубликованный Министерством иностранных дел Турции пресс-релиз, как минимум, победно не звучит.

Разберемся с обеими документами: с резолюцией ЕС в части, касающейся Средиземного моря. А также с ответным пресс-релизом, опубликованным в ответ на европейский документ со стороны Министерства иностранных дел Турции.

Процитируем соответствующие положения принятой со стороны ЕС резолюции:

«15. ЕС стратегически заинтересован в стабильной и безопасной обстановке в Восточном Средиземноморье, а также в развитии сотрудничества и взаимовыгодных отношений с Турцией. Добросовестное ведение диалога и воздержание от односторонних действий, противоречащих интересам ЕС и нарушающих международное право и суверенные права государств-членов ЕС, является абсолютным требованием в этом отношении. Все разногласия должны разрешаться путем мирного диалога и в соответствии с международным правом. В этом контексте Европейский совет вновь заявляет о своей полной солидарности с Грецией и Кипром, суверенитет и суверенные права которых должны уважаться.

  1. ЕС приветствует недавние шаги по укреплению доверия, предпринятые Грецией и Турцией, а также объявление о том, что они возобновят свои прямые переговоры, касающиеся геологоразведки и направленные на делимитацию континентального шельфа и исключительной экономической зоны двух стран. Эти усилия необходимо поддерживать и расширять.
  2. В то же время, Европейский совет решительно осуждает нарушения суверенных прав Республики Кипр, которые должны быть прекращены. Европейский совет призывает Турцию воздерживаться от подобных действий в будущем в нарушение международного права. Европейский совет подчеркивает, что вопрос о делимитации континентального шельфа и исключительной экономической зоны следует решать путем добросовестного диалога и переговоров при полном соблюдении международного права, и призывает Турцию принять приглашение Кипра начать диалог с целью урегулирование всех морских споров между Турцией и Кипром.
  3. Европейский совет поддерживает скорейшее возобновление переговоров под эгидой ООН и остается полностью приверженным всеобъемлющему урегулированию кипрской проблемы в рамках ООН и согласно соответствующим резолюциям СБ ООН, включая резолюции 550 и 789 СБ ООН, в соответствии с принципами, на которых основан ЕС. Он ожидает того же от Турции. ЕС готов сыграть активную роль в поддержке переговоров, в том числе назначив после их возобновления представителя в Миссию добрых услуг ООН.
  4. При условии продолжения конструктивных усилий по пресечению незаконной деятельности в отношении Греции и Кипра Европейский совет согласился начать позитивную политическую повестку дня между ЕС и Турцией с особым упором на модернизацию Таможенного союза и содействие торговле, гуманитарным контактам, диалогу на высоком уровне, продолжению сотрудничества по вопросам миграции в соответствии с Заявлением ЕС-Турция от 2016 года. Европейский совет предлагает своему президенту в сотрудничестве с президентом Комиссии и при поддержке Высокого представителя разработать предложение по активизации повестки дня ЕС-Турция в этом отношении.
  5. Напоминая и подтверждая, в частности, в своих предыдущих выводах по Турции от октября 2019 года, в случае возобновления односторонних действий или провокаций в нарушение международного права, ЕС будет использовать все инструменты и возможности, имеющиеся в его распоряжении, в том числе в соответствии со Статьей 29 TEU (Treaty on European Union – Договор о Европейском Союзе – В.К.) и Статьей 215 TFEU (Treaty on the Functioning of the European Union – Договор о функционировании Европейского Союза – В.К.), для защиты своих интересов и интересов государств-членов. Европейский совет будет продолжать внимательно следить за развитием событий и, соответственно, вернется и примет соответствующие решения не позднее, чем на своем заседании в декабре.
  6. Наконец, Европейский совет призывает к проведению Многосторонней конференции по Восточному Средиземноморью и предлагает Высокому представителю принять участие в переговорах о ее организации. Такие условия, как участие, объем и сроки, должны быть согласованы со всеми вовлеченными сторонами. Конференция могла бы рассмотреть вопросы, по которым необходимы многосторонние решения, включая делимитацию морских пространств, безопасность, энергетику, миграцию и экономическое сотрудничество».

Итак, заметим главное: слово «санкции» не прозвучало в этой резолюции ни одного раза и это уже, само по себе, можно считать дипломатической победой Турции. Кроме того, в качестве «морковки» можно рассматривать и обещание, данное Турции о том, что будет возобновлен диалог с ЕС по «положительной повестке».

Тем не менее, уместно посмотреть на те положения, на которые ссылается принятая ЕС резолюция по Восточному Средиземноморью и турецким действиям:

Статья 29 TEU (Treaty on European Union – Договор о Европейском союзе; перевод авторский, неофициальный – В.К.).

«Совет принимает решения, которые определяют подход Союза к конкретному вопросу географического или тематического характера. Государства-члены обеспечивают соответствие своей национальной политики позициям Союза».

Статьей 215 TFEU (Treaty on the Functioning of the European Union – Договор о функционировании Европейского Союза – В.К.).

«1. Если решение, принятое в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском союзе, предусматривает прерывание или сокращение, частично или полностью, экономических и финансовых отношений с одной или несколькими третьими странами, Совет, действуя квалифицированным большинством голосов по совместному предложению Верховного представителя Союза по иностранным делам и политике безопасности и Комиссии принимает необходимые меры. Он информирует об этом Европейский парламент.

  1. Если это предусмотрено решением, принятым в соответствии с главой 2 раздела V Договора о Европейском союзе, Совет может принять ограничительные меры в соответствии с процедурой, указанной в параграфе 1, против физических или юридических лиц и групп или негосударственных образований.
  2. Действия, указанные в настоящей статье, должны включать необходимые положения о правовых гарантиях».

Не вдаваясь в сложные юридические анализы, просто заметим, что речь идет о том, что решение по санкциям в отношении Турции теперь будет приниматься не единогласно, а квалифицированным большинством. Что есть принципиальная разница, поскольку это не даст возможности Турции работать по отдельным членам ЕС, которые не рискнут своими отношениями с Турцией. А на квалифицированное большинство голосов ЕС хватит.

Таким образом, не провозгласив санкций в отношении Турции, Европейский союза взял паузу до декабря месяца этого года и решил процедурный вопрос. Выражаясь литературно, «не выстрелил, но взвел курок».

Но как отреагировал турецкий МИД на эту резолюцию? – Уместно процитировать:

«Выводы, принятые вчера (1 октября) на Специальном заседании Европейского совета по Турции, даже с некоторыми положительными элементами, далеки от реальности во многих аспектах.

Текст является свидетельством того, как определенные страны ЕС стремятся к дальнейшему развитию отношений с Турцией, с одной стороны, и как дуэт греков-греков-киприотов берет в заложники отношения между Турцией и ЕС, с другой.

Упоминание в тексте решения о возобновлении переговоров по геологоразведке с Грецией является положительным. Однако, эти переговоры (должны быть – В.К.) направлены на решение всех нерешенных вопросов между Турцией и Грецией и не ограничиваются разграничением зон морской юрисдикции.

Тот факт, что в выводах Саммита еще не упоминается о турках-киприотах и ​​не упоминается справедливое распределение доходов от углеводородных ресурсов между двумя сторонами, демонстрирует, что позиция ЕС по игнорированию турок-киприотов сохраняется.

Как мы неоднократно объясняли, до тех пор, пока не будет найдено урегулирование кипрского вопроса, противником киприотов-греков будут киприоты-турки, а не Турция. Турция, в отсутствие киприотов-турок, никогда не будет вести переговоры о делимитации морских границ с администрацией киприотов-греков, которая не представляет киприотов-турок. Это могло быть возможно только после урегулирования кипрского вопроса.

Вот почему ЕС должен призывать не Турцию, а киприотов-греков к переговорам с киприотами-турками. Потому что обе стороны на острове должны быть объединены, как можно скорее, для координации их соответствующих углеводородных работ и для создания механизма сотрудничества, включая справедливое распределение доходов. Если этого не сделать, кипрско-турецкая сторона продолжит добычу углеводородов через Turkish Petroleum.

Понятно, что формулировка ЕС по урегулированию кипрского вопроса в выводах Саммита продиктована администрацией киприотов-греков, полностью игнорируя 2004 и 2017 годы. Однако администрация киприотов греков не намерена делиться властью или богатством с турками-киприотами. ЕС также не может заявить об этом факте из-за членства ГАЮК (Греческая администрация Южного Кипра, как называют в Турции Республику Кипр – В.К.). Следовательно, ЕС не может играть честно и беспристрастно в урегулировании кипрского вопроса.

Это также неконструктивный дискурс — продолжать характеризовать шаги, предпринятые Турцией для защиты своих прав и прав турок-киприотов как незаконные, и использовать санкционную риторику в выводах саммита. ЕС должен уже понять, что эта риторика ни к чему не приведет.

Ссылка, сделанная в выводах Совещания на созыв Восточно-Средиземноморской конференции, является положительной, что на самом деле является предложением его превосходительства президента Эрдогана.

В любом случае, мы приветствуем тот факт, что наши призывы к решению проблем в регионе посредством диалога и дипломатии путем защиты прав и интересов Турции и ТРСК нашли отклик, хотя и частично, в выводах встречи.

Мы искренне желаем развития наших отношений с ЕС во всех сферах и таким образом, чтобы служить нашим общим интересам с точки зрения членства. Мы всегда были на стороне деэскалации и диалога. Мы положительно откликнулись на призывы с этой целью, продемонстрировали нашу добросовестность и полностью поддержали стороны, стремящиеся к диалогу. Пришло время предпринять ответные шаги для достижения конкретных результатов. Мы ожидаем, что шаги, изложенные в выводах, будут реализованы, включая либерализацию визового режима.

Турция сохраняет свою волю и решимость продвигать процесс вступления в ЕС и решать проблемы путем переговоров с повесткой дня общего будущего и в духе взаимного уважения и доверия, а не дрейфовать по линии двусторонних вопросов, в узких интересах и исходя из слепой членской солидарности».

Итак, можно заметить, что Турция добилась для себя главного – ей удалось избежать кажущихся неизбежными европейских санкций при том, что никакого фундаментального изменения ситуации в Восточном Средиземноморье не произошло. Турция, все также, настаивает на своих правах в регионе Восточного Средиземноморья и указывает на то, что она продолжит действовать в регионе прежним образом. При этом она не слишком доверяет европейским «посулам», касающимся углубленной интеграции между ЕС и Турцией, не говоря уже о вопросе членства.

Так, 6 октября с.г. Европейской комиссией был опубликован очередной отчет о прогрессе Турции на пути вступления в ЕС. Надо сказать, что этот отчет, в очередной раз, продемонстрировал намерения ЕС по отношению к турецкому членству. Приводим резюмирующую часть пресс-релиза, посвященного обнародованному докладу.

«Что касается своей способности брать на себя обязательства по членству, Турция продолжала придерживаться законодательства ЕС, хотя и очень ограниченными темпами и фрагментарно. Продолжали иметь место случаи отката назад по ряду ключевых аспектов в областях конкуренции из-за увеличения государственной помощи и ее отсутствия прозрачности, информационного общества и средств массовой информации, экономической и денежно-кредитной политики, таможенного союза, внешних связей и внешней политики политика безопасности и обороны. Турция хорошо продвинулась в сфере корпоративного права, трансъевропейских сетей, науки и исследований, а также достигла хорошего уровня подготовки в ряде областей, включая свободное перемещение товаров, право интеллектуальной собственности, финансовые услуги и предпринимательство и промышленная политика. Турция умеренно подготовлена ​​к государственным закупкам, поскольку в их согласовании остаются важные пробелы. Турция также умеренно подготовлена ​​в таких областях, как свободное движение капитала, транспортная политика, энергетика, налогообложение, экономический и валютный союз, статистика, где требуются дальнейшие значительные усилия по всем направлениям.

В целом, в большинстве областей еще предстоит разработать и внедрить более амбициозные и лучше скоординированные политики. Во всех областях необходимо уделять больше внимания обеспечению соблюдения законодательства, в то время как во многих областях требуется дальнейший значительный прогресс для достижения соответствия законодательства требованиям ЕС, усиления независимости регулирующих органов и наращивания административного потенциала».

На этот отчет Министерство немедленно отреагировало своим заявлением. В частности, было отмечено следующее, цитируем:

«В этом отчете ЕС также критикует Турцию с безосновательными аргументами, в то время как в нем не рассматриваются обязанности и обязательства, которые сам блок не выполняет».

И далее:

«В частности, предвзятая, несправедливая и непропорциональная критика внешней политики Турции, политики безопасности и экономики, а также нашей государственной системы, выборов, основных прав, определенных судебных и административных решений, а также законных мер, принятых против терроризма, свидетельствует насколько ЕС далек от объективности».

В заявлении турецкого МИДа также отмечено, что Турция является страной-кандидатом, которая продолжает участвовать в переговорном процессе, несмотря на то, что ее блокирует «ограниченность взглядов некоторых сторон ЕС». При этом Министерство иностранных дел подчеркивает приверженность Турции процессу присоединения к ЕС.

Как заявили в турецком Министерстве иностранных дел, «Ожидалось, что Комиссия, в отношении «Западных Балкан» и Турции, решительно подчеркнет отсутствие дискриминации и не будет дискриминировать страны-кандидаты, в рамках своей стратегии и её реализации в части расширения».

Итак, как можно видеть, с одной стороны, буквально в течение одной недели, Турции обещают углубление интеграции, которая включает два принципиальных для Турции момента, включая: обновление Соглашения о Таможенном союзе под реальность сегодняшнего дня и либерализацию въездного режима для турецких граждан в ЕС. Заметим, что и тот и другой вопрос не решаются уже буквально годами, несмотря на европейские обещания. Ранее эти обещания использовались в качестве мотиватора для того, чтобы Турция сдерживала на своей территории поток беженцев. Теперь эти обещания используются для того, чтобы сдержать Турцию в вопросе Восточного Средиземноморья. Намерения же Европы по отношению к Турции, как следует констатировать, остаются прежними: держать страну на «привязи» своими Отчетами о прогрессе по вступлению в ряды ЕС со «взведенным курком» экономических санкций, которые теперь уже можно будет принимать квалифицированным, а не абсолютным большинством голосов.